Методология изучения и регламентация пространств

Принципы организации внутреннего пространства формы

Внутреннее пространство – суть постройки. От того, как оно спроектировано, зависят и практические удобства, и наше самочувствие и наше настроение. Полноценное пространство становится основой внутреннего мира интерьера, который ассоциируется с надёжным и уютным кровом.

Функция как формообразующий фактор

Первопричиной создания любой формы, в том числе и простран­ства, служат функциональные условия. С их помощью определяется то, что нужно сделать. Как правильно отмечает К. Жуков, они являются той силой, которая порождает, а затем выводит из инерции покоя процесс формообразования, сообщает ему (если можно так выразиться) начальный импульс, и затем, дальше поддерживает этот процесс [4]. Несмотря на отсутствие жесткой связи между конечным результатом формообразования и функцией, роль последней можно назвать конструктивной. Своеобразие функциональных процессов находят отражение в характере пространств и их взаимосвязей. Однако, эти принципы могут оставаться абстрактностью до тех пор, пока мы в полной мере не будем звать функцию ее требований к пространственной структуре.

Методология изучения и регламентация пространств

Изучение функции с помощью точных методов стало характерной чертой XX вежа. Оно побуждается не только необходимостью получения целесообразного пространства, но и наполняющих его элементов –| мебели и оборудования.

Основой таких исследований в архитектуре послужил опыт совершенствования производственных процессов на фабриках и заводах. Методика таких исследований, открывшая путь для анализа всех повторяемых процессов и движений заслуживает внимания [2, с. 271]. Прежде всего, трудовые процессы были классифицированы на отдельные категории. Далее разработали технику их фиксации, которая позволяла получить картину с траекторией всех движений с их направленностью и обозначением времени. Эти картины, в зависи­мости от информации, получили название циклограмм или хроноциклограмм, которые явились хорошим материалом для оптимизации связей в системе человек-машина.

Вот почему, в современных хорошо организованных промышлен­ных цехах у рабочего все под руками; ему не нужно делать лиш­них движений. Пространство, механизмы, рычаги и пульты управ­ления этими механизмами спроектированы с учетом структуры человеческого тела и его физических возможностей.

Образ цеха стал прообразом интерьеров и их оборудования в гражданской архитектуре е ее специфически функциональными процессами. Однако, если в промышленности речь шла об изучении времени и движения для повышения производительности труда, то, в гражданской архитектуре необходимо было исследовать движение в пространстве для определения его целесообразных размеров и конфигурации.

Фундаментальной основой исследования функционального процесса в жилье явилось утверждение о том, что именно че­ловек и его образ жизни определяет масштаб своего предметно-пространственного окружения. То есть, и размеры пространства, и размеры оборудования должны отвечать пространственной кинетике эксплуатационных процессов. Тем самым были найдены пути для решения связей в системе человек – среда.

Предметом лабораторных исследований в жилье, как пишет об этом чехословацкий архитектор К. Гонзик [2, с. 269], были действия, связанные в непрерывный процесс: приготовление ко сну, утрен­ний туалет, одевание и т.п. Пространственная фотофиксация этих процессов позволила получить различные их проекции. Они показывали предельные размеры пространства, занимаемого движениями человека. Ближайшим практическим результатом этой работы явилась возможность уточнить объемы тех помещений жилища, где наблюдалась большая пространственная теснота: ванны, прихожие, кухни.

Следующим логическим шагом явилось изучение пространствен­ных связей между отдельными категориями функциональных про­цессов. И снова помог опыт промышленной эксплуатации. Диаграмма связей, применяемая технологами в промышленности оказалась по­лезной для определения графической схемы плана связей в жилье. От схемы связей перешли к схематической планировке. Однако картина была еще не полной. Необходимо было определить про­странство для коммуникаций. Только после этого аналитическое изучение функции было закончено. Аналитический план стал про­екцией основных категорий функциональных и коммуникационных зон, объединенных схемой целесообразных связей.

Современная практика широко использует эти методологически правильные пути для определения планировочных параметров помещений. Именно подобным путем в конце 50-х годов были определены планировочные позиции для проектирования современных квартир. Своеобразие его методики заключалось в том, что для определения параметров отдельных функциональных зон он исходил от оборудования, т.е. функциональ­ные процессы учитывались опосредованно.

В настоящее время метод определения необходимых пространств значительно расширен и углублен. Он используется при разработ­ке нормалей планировочных элементов не только жилых, но и общественных зданий.

Наши рекомендации