Специфика операторских групп на транспорте
Взаимодействие командира и дублера. Подбор специалистанадолжность командира экипажа.
Функции, рабочие места, каналы коммуникации, цели. Методика изучения действий летного экипажа в экстремальной ситуации.
Решение сложных задач командой. Роль лидера. Планирование и исполнение действия рабочей группой. Разделение и слитие функций. Взаимный контроль в группе и оценка. Контроль за другим служит источником конфликта, поскольку можно не успеть выполнить свои обязанности. Разбор результатов и выводы для будущего исполнения. Методика изучения действия команды операторов: вопросник, обработка и граф-схемы действия, коммуникации и контроля. Сравнение экипажа с баскетбольной командой. Команда и семья.
Взаимодействие командира и дублера. Исполнительность и пассивность, отсутствие инициативы. Ошибки экипажа. Формирование навыков взаимодействия. Новичок в команде.
Подбор специалиста на должность командира экипажа. Требования к командиру: владение профессиональными навыками рядового оператора, требовательность к себе, умение сдерживать свои порывы, лидерские качества. Анатомия акта власти: воля командира должна оказаться сильнее сопротивления подчиненного. Командир умеет найти слабинку и заставить подчиниться своему приказу. За властностью стоит сила, сила, способная подавлять. Динамика: завоевание, захват, овладение властью, удержание власти, сохранение власти. Принцип: идти от акта власти, совершаемого у нас на глазах. Удовольствие от возможности повести за собой. Утрата власти. Отказ подчиниться. Добровольность подчинения. Магнетический эффект власти. Втягивание в отношение власти. Что характерно для некоторых людей: они быстро обретают готовность подчиняться и с трудом от нее отказываются. Они вялы, пассивны. Другие слишком самостоятельны. Каждое приказание вызывает их сопротивление.
Почему «хорошо подобранный человек» оказался неспособным выполнять функции лидера?
Взаимоотношения в группе. Конфликты и их решение. Сплоченность команды. Обостренное отношение к чужому. Отвергание - молчаливое - чужого. «Присутствие» отсутствующего члена экипажа - пустое место, которого никто не может занять. Круговая порука. Характеристика слетанной группы. Проблема подбора команды. Методики: «гомеостат» и «интегратор».
Программы тренировки экипажей
Стили руководства и стили поведения членов рабочей группы. Система GRID P. Блейка и Дж. Маутон. Направленность на дело и на отношения. Критика, сбор информации, отстаивание своей позиции, способ решения конфликта и стиль решения как составляющие системы GRID. Программы формирования стиля принятия решения. Разработка процедур профессионального тренинга на основе сферической модели. Вместо решетки она основана на выделении секторов, а число категорий, из которых она состоит, больше. Например, вместо направленности на людей и на дело -безопасность, удовлетворенность, результат. Каждая из координат может быть прокалибрована и выражена количественно: высокая - низкая безопасность, высокий, средний, низкий результат, высокая, средняя, низкая удовлетворенность. Можно построить сферу и выделить в ней более гармонично телесные углы.
Социальная профессиональная среда группы и индивида
Отношения между людьми в большом транспортном предприятии. Легкость контактов, отчуждение, безразличие между равными. Семейные отношения в ходе реабилитации моряков после дальнего похода.
Задание для самостоятельной работы
1. Дать определение понятия субъекта в психологии. Определение понятия предполагает использование еще трех слов, характеризуемых не меньшей, но и не большей степенью общности: объект, действие (отношение, связь и т.п.), окружающий мир. Это общее философское определение. Оно требует психологической конкретизации. Но прежде чем дать научную конкретизацию, необходимо установить, какой смысл вкладываем мы в это понятие.
2. Дать метафорическое понимание термина. Насколько точно помогают эти метафоры понять смысл термина? (Например: субъект - хозяин своих реакций (действий), носитель психики, высшая инстанция.)
Чтобы ответить на этот вопрос, придется придумывать, подбирать прилагательные (например, полный, частичный, или постоянный, временный и т.д.) или глаголы, которые определят функции субъекта (планирует, исполняет, отвечает, контролирует и т.д.). Если термины покажутся не совсем подходящими, а более точных найти не удается, придется искать пределы каждого из характеризующих понятий. Например, в какой мере можно считать субъекта хозяином своих действий?
2а. Подобрать прилагательные - определения понятия «субъект».
2б. Подобрать глаголы - для определения функций понятия.
3. Установить границы для каждого из характеризующих терминов.
Чтобы дать психологическую характеристику понятия, необходимо выделить конкретную задачу, для решения котороймыдолжны построить понятие. В рамках исходной схемы «субъект-действие-объект-окружающий мир» необходимо конкретизировать, сузить каждое из трех понятий: субъект, объект, действие (отношение, связь и т.п.), окружающий мир. Для этого мы должны располагать набором синонимов или близких по значению слов для каждого из терминов. Например: субъект, человек, индивид, наблюдатель, испытуемый, участник и др.
План семинарского занятия
Занятие 6. Команда и совместная деятельность
1. Теория: субъект профессионального действия - команда операторов.
2. Психологическая характеристика группового действия: пространственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений.
3. Имитационные модели деятельности операторских команд.
4. Специфика операторских групп на транспорте.
5. Практика: программы тренировки экипажей.
6. Социальная среда команды и индивида.
Методики
1. Вопросник, обработка и граф-схемы действия, коммуникации и контроля.
2. Действия летного экипажа в экстремальной ситуации (на тренажере). Модель в лабораторных условиях. Наблюдение за деятельностью по категориям: фиксация сторон речевого обмена -деловая и оценочная. Сопоставление с оценкой деятельности преподавателем.
3. Методики изучения социальной профсреды: как и что наблюдать? Как и о чем спрашивать? Как вести беседу?
4. Программы управления ресурсами кабины: CRM.
5. LOFT - формирования навыков взаимодействия.
6. Метод регистрации количества переходов: анализсвязей,построение графов на основе информации о частотах.
7. Методики: «гомеостат» и «интегратор».
Темы для размышления
1. Проблема подбора специалиста на должность командира экипажа. Почему «хорошо подобранный человек» оказался неспособным выполнять функции лидера?
2. Взаимоотношения в команде: позитивные и негативные явления.
3. Проблема подбора команды.
4. Психосемантика групповой деятельности.
5. Формирование профессионала в группе.
6. Индивидуальное и групповое действия. Сознание в групповом действии.
Рекомендуемая литература
О с н о в н а я
Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе человек-машина. - М., 1973.
Новиков М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии/Под ред. Г.М.Андреевой и Я. Яноушека.-М., 1981.-С. 178-184.
Плотников Н.И. Социальная экология летного труда. - М., 1990.
Д о п о л н и т е л ь н а я
Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека. - М., 1986. - С. 6-29.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.,-1980.
Глава 7