Работе с пособием

Приступая к изучению дисциплины “История психологии”, студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

При изучении литературы особе внимание обращается на тот факт, что в отличие от предмета и методов пси­хологии, в истории психологии изучается не сама пси­хическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

При изучении дисциплины “История психологии” студенты должны овладеть системой знаний о развитии науки на различных этапах, а также умением видеть и использовать важнейший принцип истории психологии – связь с современностью.

В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:

· систематически вести записи лекций;

· готовиться к семинарским занятиям по предлагаемым темам, активно участвовать в их обсуждении;

· пользоваться услугами читального зала, абонемента учебной литературы, кабинета самостоятельной работы при организации самостоятельной работы;

· знакомиться с новинками литературы и периодических изданий по истории психологии;

· вести словарь по основным понятиям и терминам, изучаемым в рамках дисциплины;

· вести словарь персоналий, с чьим научным творчеством студент ознакомится в ходе изучения «Истории психологии»;

· овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины:

· изучать и конспектировать научную и учебно-методическую литературу;

· составлять словарь специальных терминов.

В процессе изучения данной дисциплины студенту необходимо научиться выделять закономерности, связывающие между собой отдельные научные системы и компоненты внутри них.

На семинарских занятиях следует обращать внимание на рассмотрение существующих точек зрения на природу психического в разные времена, изучать структуру научного знания, устанавливать общее и особенное в разных позициях.

При изучении структуры психологической науки надо постоянно иметь в виду важность раскрытия самой деятельности по производству знаний в контексте отдельных научных биографий, межличностных отношений, столкновения различных мнений, взаимной критики и т. п.

При подготовке к семинарскому занятию студенту следует заполнить таблицу для домашней подготовки по плану:

· внести во второй столбец краткую характеристику изученного им материала по каждому пункту плана, а в третий – соответствующий временной интервал;

· дать краткие письменные ответы на контрольные вопросы и (в карандаше), на тестовые задания, данные в тетради.

Обсуждение контрольных вопросов проводится в начальной части занятия, а тестовых заданий – при подведении итогов работы. Контрольное тестирование по прохождении каждого раздела программы проводится на основании проработанного указанным образом материала. Получаемые студентом результаты служат одним из основных критериев успешности работы в ходе семестра.

Тетрадь необходимо иметь при себе на каждом семинарском занятии и сдавать на проверку по требованию преподавателя.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ История психологии”

Наши рекомендации