Работе с пособием
Приступая к изучению дисциплины “История психологии”, студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
При изучении литературы особе внимание обращается на тот факт, что в отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
При изучении дисциплины “История психологии” студенты должны овладеть системой знаний о развитии науки на различных этапах, а также умением видеть и использовать важнейший принцип истории психологии – связь с современностью.
В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:
· систематически вести записи лекций;
· готовиться к семинарским занятиям по предлагаемым темам, активно участвовать в их обсуждении;
· пользоваться услугами читального зала, абонемента учебной литературы, кабинета самостоятельной работы при организации самостоятельной работы;
· знакомиться с новинками литературы и периодических изданий по истории психологии;
· вести словарь по основным понятиям и терминам, изучаемым в рамках дисциплины;
· вести словарь персоналий, с чьим научным творчеством студент ознакомится в ходе изучения «Истории психологии»;
· овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины:
· изучать и конспектировать научную и учебно-методическую литературу;
· составлять словарь специальных терминов.
В процессе изучения данной дисциплины студенту необходимо научиться выделять закономерности, связывающие между собой отдельные научные системы и компоненты внутри них.
На семинарских занятиях следует обращать внимание на рассмотрение существующих точек зрения на природу психического в разные времена, изучать структуру научного знания, устанавливать общее и особенное в разных позициях.
При изучении структуры психологической науки надо постоянно иметь в виду важность раскрытия самой деятельности по производству знаний в контексте отдельных научных биографий, межличностных отношений, столкновения различных мнений, взаимной критики и т. п.
При подготовке к семинарскому занятию студенту следует заполнить таблицу для домашней подготовки по плану:
· внести во второй столбец краткую характеристику изученного им материала по каждому пункту плана, а в третий – соответствующий временной интервал;
· дать краткие письменные ответы на контрольные вопросы и (в карандаше), на тестовые задания, данные в тетради.
Обсуждение контрольных вопросов проводится в начальной части занятия, а тестовых заданий – при подведении итогов работы. Контрольное тестирование по прохождении каждого раздела программы проводится на основании проработанного указанным образом материала. Получаемые студентом результаты служат одним из основных критериев успешности работы в ходе семестра.
Тетрадь необходимо иметь при себе на каждом семинарском занятии и сдавать на проверку по требованию преподавателя.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ История психологии”