Основные требования К контрольной работе
Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра. Рекомендуемая тематика является примерной, поэтому в ней возможны дополнения, изменения и уточнения по согласованию с преподавателем.
Следующий этап - составление библиографии по теме. Важно использовать картотеку Национальной библиотеки РБ им. А.З. Валиди и информационно-справочные службы других доступных студенту библиотек. После того, как тема определена, студенту следует, используя учебную литературу, глубже понять ее суть, место и значение в рамках всего курса.
После изучения литературы определяется общая структура, составляется план работы. Обычно он включает в себя три составные части: вводную, основную, т.е. несущую главное содержание, и заключительную.
Во введении обосновывается выбор темы, интерес, который она представляет, характеризуется ее роль и значение для усвоения предмета. Дается краткий обзор использованной литературы и на этой основе выявляется степень изученности рассматриваемого вопроса.
В основной части, состоящей преимущественно из двух-трех разделов (параграфов), излагается содержание темы. Каждый крупный самостоятельный сюжет можно кратко резюмировать. Этот компонент контрольной работы несет главную смысловую нагрузку и должен занимать не менее двух третей ее общего объема.
В заключении принято формулировать основные выводы по всей работе, подводить итоги, вносить предложения, вытекающие из изучения темы.
В конце всего текста помещается список использованной литературы, т.е. той литературы и источников, которые были просмотрены самим автором, изучены и применены при написании работы. При необходимости работа может включать и приложения: схемы, таблицы, иллюстрации и др.
Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста или 12-15 страниц печатного текста.
Важное значение придается оформлению работы. Она должна иметь стандартный титульный лист; за ним следует план работы с указанием, на каких страницах текста раскрывается содержание его разделов. В тексте необходимы постраничные сноски на цитируемые издания; список литературы оформляется в соответствии с библиографическими правилами; все листы работы должны быть пронумерованы; окончательный текст выверяется для устранения погрешностей.
Контрольную работу следует оформить на листах формата А 4 или в тетради с пронумерованными страницами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена (на компьютере или написана разборчивым почерком). В тетради необходимо оставлять поля. Изложение контрольной работы должно осуществляться своими словами. Необходимо избегать повторений, излишнего многословия и привлечения материалов, не относящихся к данной теме.
Страницы в тетради следует пронумеровать; необходимо оставлять поля для замечаний рецензента; в конце работы привести список использованной литературы, поставить дату и свою подпись.
Содержание контрольной работы
Контрольная работа включает два задания.
Первое задание контрольной работы (темы 1-10) содержит теории изучаемого курса и выполняется на основе самостоятельной работы над литературными источниками, перечисленными в списке рекомендованной литературы.
Второе задание касается терминов, используемых в теории и практике применения делового общения в управлении. Ответ по второму заданию должен содержать две части:
- термины, касающиеся непосредственно темы контрольной работы (задание 1) – не менее 20 терминов
- термины, используемые при изучении данной дисциплины – также не менее 20 терминов. Задача студента - составить кроссворд из этих терминов по произвольной форме и подготовить ответы на них.
2.3. Темы контрольной работы (1 задание)
Тема 1. Предмет курса «Этика деловых отношений»
Сущность и основные принципы этики деловых отношений. Понятие таких терминов как «этика», «мораль», «нравственность» в деловых отношениях. Закономерности межличностных отношений.
Тема 2 Этика деятельности организации (корпоративная этика).
Этика и социальная ответственность организаций. Моральные аспекты взаимодействия людей в их совместной трудовой деятельности. Принципы оптимизации служебных отношений и повышении их этического уровня.
Тема 3. Этика деятельности руководителя.
Понятие этики руководителя и его нормы этичного поведения. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика разрешения конфликтов руководителем.
Тема 4. Деловое общение и управление им.
Понятие общения и его структура. Этика коммуникаций в деловом общении. Виды делового общения. Управление деловым общением.
Тема 5. Вербальное общение.
Основы деловой риторики. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура речи и культура дискуссии. Особенности речевого поведения.
Тема 6. Невербальное и дистанционное общение.
Основные элементы невербального общения. Кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальный контакт. Культура телефонного разговора и делового письма.
Тема 7.Манипуляции в общении.
Характеристика манипуляций. Правила нейтрализации манипуляций. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
Тема 8.Правила деловых отношений.
Правила подготовки публичного выступления. Правила подготовки и проведения деловой беседы, служебных совещаний. Правила проведения собеседования. Правила конструктивной критики.
Тема 9. Этикет делового человека.
Коммуникативный имидж делового человека. Визитная карточка. Этикет приветствий и представлений. Особенности внешнего облика делового мужчины и деловой женщины.
Тема 10. Этикет деловых отношений.
Поведение в общественных местах. Этикет деловых приемов. Особенности делового общения с иностранными партнерами. Искусство комплимента и правила вручения подарков.
3. Вопросы для подготовки к зачету
Раздел 1
1 Определение понятия этики деловых отношений.
2 Отличительные признаки деловых отношений от обычных отношений.
3 Актуальность этических норм в современном бизнесе.
4 Понятия психологическая безопасность и психологическая самозащита.
5 Причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе.
Раздел 2
1 Понятие социальной ответственности организации
2 Сущность важнейших принципов социальной ответственности организации.
3 Основные причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
4 Сущность этических норм в деятельности организации.
5 Основные разделы правил этики организации.
6 Цель и содержание этических кодексов организации
Раздел 3
1 Понятие управления и механизмы воздействия в процессе руководства.
2 Авторитет руководителя и факторы, оказывающие влияние на него.
3 Сущность понятий коллектив, личность и индивидуальность.
4 Понятие морально-психологического климата и факторы на него влияющие.
5 Характерные черты «трудного» руководителя и причины их проявления
6 Сущность понятия конфликт. Причины возникновения, профилактика и методы и его преодоления.
Раздел 4
1 Определение общения и его структура (коммуникативная, интерактивная и перцептивная). Виды коммуникативных барьеров.
2 Понятие коммуникативной культуры и его составляющие.
3 Формы делового общения и их особенности.
4 Сущность стиля общения и факторы его определяющие.
5 Управление деловым общением и механизмы воздействия на партнеров.
6 Принципы делового общения и их особенности.
Раздел 5
1 Деловая риторика и используемые в ней принципы речевого воздействия.
2 Правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории
3 Виды дискуссий. Отличие дискуссии от спора. Принципы дискуссии.
4 Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Возможные формы их реализации.
5 Актуальность речевого поведения в деловом общении.
6 Влияние скорости и громкости речи на передаваемую информацию.
Раздел 6
1 Сущность невербального общения и его актуальность в деловом общении.
2 Виды невербального общения.
3 Сущность и особенности кинесики.
4 Паралингвистика и ее роль в деловом общении.
5 Проксемика (пространственная психология), ее сущность.
6 Значение визуального контакта в деловом общении.
7 Этические нормы телефонного разговора.
8 Этические требования к написанию деловых писем.
Раздел 7
1 Понятие манипуляций и основные группы уловок-манипуляций.
2 Манипулятивные приемы, позволяющие повысить психологическую значимость приводимых собственных приемов.
3 Индикаторы наличия манипуляций в отношениях между партнерами.
4 Основные правила нейтрализации манипуляций.
5 Качества, определяющие уровень личного обаяния.
6 Понятие конфликтогенных действий, основные виды.
Раздел 8
1 Структура публичного выступления, понятие хронологического принципа группировки правил подготовки к выступлению
2 Структура информационной подготовки к деловой беседе.
3 Основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы
4 Сущность и цели собеседования
5 Служебные совещания. Сущность, виды и основные требования к определению их целей.
6 Деловые переговоры. Цели, этапы и сущность основных подходов ведения переговоров.
7 Основные правила конструктивной критики.
Раздел 9
1 Сущность и основные характеристики имиджа делового человека.
2 Сущность и виды делового этикета.
3 Визитная карточка. Виды и рекомендации по ее оформлению.
4 Основные правила, определяющие этические нормы приветствия.
5 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека.
6 Основные рекомендации деловой женщине при выборе делового костюма и при выборе аксессуаров к нему.
Раздел 10
1 Основные правила поведения в общественных местах.
2 Виды деловых приемов.
3 Особенности национального этикета при деловых отношениях с иностранными партнерами.
4 Сущность комплимента. Роль, основные правила и особенность скрытых комплиментов.
5 Подарки как средство делового общения. Основные правила и национальные особенности.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
- Егоршин А.П., Распанов В.П., Шашкова Н.В.. Этика деловых отношений., НИМБ-2008г., 402стр.
- Лучко М.Л., Этика бизнес-фактор успеха., Эксмо, 2006г., 320стр..
- Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Этика бизнеса, ТК Велби, 2007г., 352стр.
Дополнительная литература
- Линн Бреннен. Библия делового этикета
- Пиз А., Пиз Б., Новый язык телодвижений. Расширенная версия, Эксмо, 2006г., 416стр.
- Кузнецов И.Н., Деловая переписка, Дашков и Ко, 2007г., 404стр.
- Шейнов В.П., Искусство убеждать. Технологии скрытого управления людьми, Харвест, 2007г., 464стр.