Виды и возможности криминалистического исследования материалов, веществ и изделий
Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий как самостоятельный раздел криминалистической техники, в свою очередь, подразделяется по видам так называемых "нетрадиционных" объектов наркотиков, полимеров, волокон, лакокрасок, металлов и сплавов, стекол, почв, горюче-смазочных материалов (ГСМ), нефтепродуктов (НП) и некоторых других.
В рамках криминалистического исследования полимерных материалов (ПМ), лакокрасочных материалов (ЛКМ) и лакокрасочных покрытий (ЛКП) исследуются различные вещества и составы, основой которых служат естественные и синтетические смолы (около 50 наименований). Например, из поливинилхлорида изготавливаются полимерные изделия (пакеты, липкие ленты и т.п.), специальные синтетические краски, клеи, синтетические волокна.
Наиболее часто встречающимися в практике экспертных учреждений объектами данного вида являются: по делам, связанным с применением самодельных взрывных устройств, полимерные компаунды и полимерно-пленочные материалы, используемые для закрепления их элементов, а также предметы из этих материалов, в которых хранились устройства (портфели, сумки), и т.д.; по делам о контрабанде полимерно-пленочные материалы и клеи, используемые для упаковки перевозимых предметов, микрочастицы полимеров.
Задача обнаружения в КИМВИ заключается в установлении факта наличия или отсутствия ПМ, ЛКМ и ЛКП на том или ином объекте-носителе, а также внутри него. Перед экспертами, как правило, ставится следующий вопрос: имеются ли на представленных объектах микрочастицы или следы ПМ, ЛКМ и ЛКП, если да, то каких именно.
Задача диагностики при исследовании ПМ, ЛКМ и ЛКП направлена на установление их природы, наименования, областей применения и ряда других классификационных признаков. Здесь перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1) имеются ли в материале (ПМ, ЛКП и ЛКМ) или на предмете вещества либо добавки определенной природы;
2) каковы тип, марка ПМ, ЛКМ и ЛКП, их назначение, область применения;
3) каков источник происхождения ПМ, ЛКП и ЛКМ;
4) каким орудием нанесено данное ЛКП или каким способом изготовлено изделие из ПМ;
5) в каких условиях эксплуатировался окрашенный предмет или предмет из ПМ;
6) какова давность нанесения ЛКП, хранения ПМ;
7) каковы причины изменения свойств ЛКП, изделия из ПМ и др.
Задачи идентификации объектов варьируются в зависимости от уровня индивидуализации. Идентификация конкретного объекта по образующему его полимерному материалу или по особенностям его ЛКП проводится в форме установления принадлежности частей единому целому. Вопросы к эксперту в таком случае формулируются следующим образом: не являются ли обнаруженные частицы и следы ЛКМ частью конкретного окрашенного объекта или объема ЛКМ; не составляли ли ранее части полимерного материала (изделия), обнаруженные на месте происшествия и у обвиняемого, единого целого.
В случае установления общей родовой (групповой) принадлежности объектов по образующим их веществам (материалам) перед специалистами ставятся следующие вопросы: не имеют ли общей родовой (групповой) принадлежности сравниваемые объекты со следами ПМ или ЛКМ; не имеют ли сравниваемые образцы ПМ, ЛКМ и ЛКП общей родовой (групповой) принадлежности, если да, то какой именно.
В процессе выявления общего источника происхождения материала выясняется: не одним ли способом (орудием) нанесено ЛКП на представленные предметы; не имеют ли исследуемые объекты с ПМ единого источника происхождения.
Задача воспроизведения применительно к ПМ, ЛКМ и ЛКП, как правило, ставится в форме практического задания или экспресс-методики по подбору соответствующего материала. Для решения задач защиты специзделий от подделки разработаны и применяются технические средства мечения полимерно-пленочных материалов и изделий с ЛКМ.
Криминалистическое исследование материалов и изделий из них появилось в связи с необходимостью установить: принадлежность частей текстильных изделий единому целому; факт контактного взаимодействия одежды разных лиц между собой и с предметами обстановки на месте происшествия.
Это исследование проводится либо самостоятельно, например при анализе локализации микроволокон на одежде, либо как часть комплексной экспертизы, например при идентификации холодного оружия по повреждениям одежды и микрочастицам волокон на нем.
Объектами здесь служат предметы-носители с наложениями микроволокон; микроволокна, изъятые с места происшествия (с предметов одежды); изделия из волокнистых материалов (нитки, пряжа, веревки, ткани, швейные и валяные изделия и т.п.); остатки их сгорания в виде золы и пепла. Эти объекты встречаются при расследовании практически всех категорий уголовных дел.
Если решается задача обнаружить волокнистые материалы, перед специалистами ставятся в основном следующие вопросы: имеются ли на предмете-носителе посторонние наложения волокон, если да, то какова их природа; есть ли наложения волокон определенной категории.
В рамках диагностической задачи при исследовании волокнистых материалов и изделий из них решаются вопросы: какова природа представленных микроволокон; не являются ли представленные объекты (микрочастицы, зола и т.п.) волокнами или остатками изделий волокнистых материалов, если да, то каких именно; каковы наименование, артикул и другие технические характеристики данного образца волокнистого материала или изделия из него, область применения исследуемого материала; имеет ли волокнистый материал или изделие из него следы растворителей или иного воздействия (термического, кислотного, щелочного); каков характер изменения свойств волокнистого материала или изделия из него (оплавление, обесцвечивание, появление пятен, рассыпание волокон и т.п.); возможно ли бесследное удаление с волокнистого материала конкретных веществ или неизбежно образование следов определенного вида и др.
Задачи идентификации волокнистых материалов и изделий из них подразделяются на определенные группы. Идентификация конкретного объекта по образующему его волокнистому материалу проводится в форме установления целого по частям. Перед экспертами ставятся следующие вопросы:
1) не являются ли обнаруженные волокна частью данного объекта (изделия, комплекта предметов одежды и т.п.);
2) не составляли ли сравниваемые части изделия (ткани, ниток, веревок, проводов в нитяной оплетке, основы лент и т.п.) единого целого;
3) не составляли ли ранее сравниваемые образцы волокнистого материала (ваты, льна, ниток и т.п.) единого целого (массы).
Решается и задача установления общей родовой (групповой) принадлежности объектов по обнаруженным на них наложениям волокон. В таких случаях ставится вопрос: не происходят ли представленные изделия или волокнистые материалы из одного источника изготовления или хранения.
Криминалистическое исследование изделий из металлов и сплавов относится к числу наиболее сложных, поскольку они изготавливаются по самым различным технологиям, с использованием разнообразного оборудования и инструментов. Поэтому установление способов обработки металла и идентификация использованных при этом оборудования, инструментов требуют сочетания трасологических и материаловедческих методов в рамках комплексного исследования.
Металл изготавливается большими объемами (плавками), после переработки которого получается множество сортовых изделий (прокат, трубы и т.п.), имеющих близкий химический состав. Вследствие этого результаты анализа состава смеси сложно дифференцировать по групповым и индивидуальным признакам. Обычно индивидуализирующим признаком служит лишь состав поверхностных загрязнений, имеющих случайный характер.
Объектами исследования здесь являются изделия из металлов и сплавов, образованные ими следы металлизации, части предмета из металла; проводники электротока, в том числе со следами оплавления и короткого замыкания; деформированные, подвергавшиеся взрывному воздействию детали; предметы-носители со следами драгоценных металлов и ряд других.
В данном виде КИМВИ задача обнаружения может решаться двумя способами. Значительные количества замаскированных изделий из металлов обнаруживаются с помощью металлоискателей и специализированной рентгеновской техники. Эту задачу выполняют специалисты, оперативные работники и следователи, имеющие соответствующую техническую подготовку. Необходимость поиска металлических предметов обычно возникает при обнаружении и обезвреживании взрывных устройств, боеприпасов, тайников (с элементами из металла), драгоценных сплавов, оружия.
Обнаружить следы металлизации бывает необходимо при исследовании предметов-носителей с микрочастицами драгоценных металлов; следов воздействия орудий взлома, выстрела на одежде и теле человека и во многих других случаях.
В данном виде исследования ставятся следующие вопросы: имеются ли на предмете-носителе следы конкретных металлов или сплавов; чем могли быть образованы следы металла (сплава).
Задачи диагностики в криминалистическом исследовании металлов и сплавов включают широкий круг вопросов:
1) не является ли представленный на исследование материал драгоценным металлом;
2) не изготовлен ли данный предмет из драгоценных металлов;
3) каковы марка металла (сплава), его промышленное название, области применения;
4) каким способом и по какой технологии получен данный металл (сплав);
5) каков способ обработки металла (сплава) для получения данного изделия;
6) какие приспособления и инструменты, оборудование использовались для изготовления исследуемого изделия;
7) в каких условиях (заводских или кустарных) создано изделие из металла (сплава);
8) какими профессиональными навыками владеет лицо, изготовившее данное металлическое изделие.
Задачи идентификации объектов при исследовании металлов и сплавов зависят от уровня индивидуализации. Идентификация конкретного объекта по образующему его металлу или сплаву проводится в форме установления целого по частям. Эксперту предлагается выяснить, не являются ли обнаруженные микрочастицы металла частью данного объекта (провода, заготовки и т.п.); не составляли ли ранее представленные объекты единого целого (при отсутствии на объектах общей линии разделения).
Установление общей родовой (групповой) принадлежности объектов по составу образующего их сплава производится в случаях, если объект обладает заданными характеристиками. Тогда вопросы специалисту формулируются следующим образом: не имеют ли общей родовой (групповой) принадлежности объекты, изготовленные из металлов (сплавов); не имеют ли сравниваемые образцы общей родовой (групповой) принадлежности.
Определение общего источника происхождения материала (вещества) наиболее часто встречается в криминалистическом исследовании металлов и сплавов. В таких случаях перед экспертом ставятся следующие вопросы:
не обработаны ли изделия из металлов (сплавов) на одном и том же оборудовании, с помощью одних и тех же приспособлений и инструментов;
не обработаны ли изделия из металлов (сплавов) на конкретном оборудовании с применением приспособлений и инструментов;
не имеют ли сравниваемые изделия из металлов (сплавов) общего источника происхождения по совокупности использованных материалов, оборудования, приспособлений, инструментов, навыков изготовителя и т.п.;
не изготовлены ли исследуемые изделия в условиях данного производства.
Криминалистическое исследование почвы. Для следственной практики довольно характерна ситуация, когда в качестве вещественного доказательства выступает унесенная с места происшествия почва, обнаруженная на обуви или одежде преступника. Чаще всего в рамках почвоведческой экспертизы решаются вопросы: имеются ли на представленном на исследование предмете почвенные наслоения; не однородны ли почвенное наслоение, обнаруженное на подозреваемом, и образец почвы с места происшествия. Тем самым можно установить определенный, локализованный участок местности.
Чтобы эксперт мог оценить степень устойчивости признаков строения и состава почвы, на исследование необходимо представить несколько образцов, взятых из разных мест проверяемого участка. Например, при обнаружении трупа на открытой местности на экспертизу представляются образцы, взятые с поверхности в непосредственной близости от трупа (со стороны головы, ног, левого и правого боков); с тех же сторон трупа с участков от десяти до нескольких десятков метров от него. Участки отбора образцов обозначаются порядковыми номерами на схеме места происшествия, а номера последних указываются на их упаковках.