Управление мимикой обманщика
Способы управления
"Смахивание" Изменение интенсив- Подмена
экспрессии ности экспрессии экспрессии
Методы управления
Быстрая смена одной экспрессии другой | 1) Манипулирование лицевыми зонами (лоб, брови и глаза, рот) 2) Варьирование временем экспонирования 3) Изменение степени сокращения лицевых мышц | Демонстрация несуществующей эмоции Нейтрализация переживания Напускание лицевой маски |
Оценка обманных движений
1. Морфология лицедвижений.
2. Продолжительность экспонирования.
3. Уместность лицевых движений.
4. Микроэкспрессии.
Схема 1. "Работа" обманной мимики.
ЗЕРКАЛО ДУШИ
Таковыми являются глаза человека. Рассматривая портреты, написанные великими художниками, люди не перестают удивляться выразительности глаз изображаемых субъектов. Они видят в них такое множество оттенков переживаний, которых не выскажешь никакими словами. Исследователи давно заметили, что глаза на портретах или фотографиях неизменно притягивают взгляд наблюдателя. При встрече или беседе люди всегда присматриваются к глазам партнера или оппонента. По глазам люди научились определять эмоциональное состояние собеседника.
Русский психолог М. Владиславлев (1881 г.) писал, что глаза сигнализируют о широкой гамме переживаний: страданиях, нежности, грусти, гневе, радости, горести, испуге, самодовольстве, стыдливости, уважительности, подобострастии, презрении, удивлении, веры, надежде, уверенности, нерешительности, благоговении, торжестве.
Люди, писал ученый, привыкли делать оценку эмоциональной жизни людей по движениям глаз: глаза сужаются - гнев, чувство превосходства, страдания, презрение; глаза расширяются -удивление, страх; глаза жмурятся - при стыдливости; глаза покрываются поволокой - в минуты нежности; глаза туманятся - в состоянии печали и при переживании горя; глаза блестят - радость, чувство надежды.
Об эмоциональном состоянии глаза сигнализируют своими движениями, реакцией зрачка и цветогаммой ириса.
О чем же может рассказать ирис? Известный исследователь иридодиагностики болгарин Петр Димков говорит, что ирис подобно солнцу в солнечной системе, служит маленьким солнцем в организме человека. Главный секрет ириса как раз в том и состоит, говорит Димков, что и на таком "солнце" случаются пятна. Это пигментные образования тончайших оттенков цвета - от светло-золотистого до темно-коричневого, почти черного. Чистые ясные краски говорят о добром здравии. Напротив - тусклая, мутная, как правило, многоцветная радужка, своеобразные пятна, зерна, хлопья на ней подают сигналы о недуге. По мнению иридологов, каждый орган, каждая система организма имеют свое "представительство", свою проекционную зону на поле радужки.
Петр Димков по цвету ириса регистрирует многие токсические и другие патологические процессы, травмы, следы залеченных ран. И хотя радужка человека неповторима, как например, отпечатки пальцев, она сигнализирует о наличии в организме известных людям расстройств. Но распознать все нюансы сигнализацией ириса под силу только опытному специалисту. Без соответствующей тренировки не следует делать какие-либо далеко идущие прогнозы. Однако любой человек, который подмечает в ирисе своего собеседника лучистые цвета, может судить о его гармоничном состоянии и здоровых наклонностях. Затуманенная и пораженная пятнами радужка является индикатором неблагополучия.
Многое может "рассказать" о наблюдаемом человеке его зрачок.
Зрачок - это темное пятно в центре радужки глаз, представляющее собой отверстие во внутреннею сферу глазного яблока. У людей зрачки ассоциируются с дверью в удивительный внутренний мир индивида.
Размер зрачка меняется от диаметра булавочной головки до нескольких миллиметров. На зрачок влияет освещение и эмоциональное состояние человека. Когда нас поражает какая-то внезапно возникшая ситуация, зрачки расширяются. При успокоении зрачки сужаются. Однако, если мы вдруг обнаруживаем что-то неприятное, противное, зрачки тоже сужаются. Такие изменения обычно происходят независимо от сознания, ими руководят глубинные силы нашего организма и психики. Психологи зарегистрировали данное явление на многочисленных экспериментах.
Суть экспериментов состояла в том, чтобы определить реакцию зрачков на эмоционально возбуждающие стимулы (обычно фотографии). Так, одиноким мужчинам и женщинам, семейным бездетным парам, а также парам, имеющим детей, показывали фотографии младенцев. У женщин регистрировалось сильное расширение зрачков при рассмотрении фотографий независимо от того, были ли они одинокими, замужними, но бездетными или матерями. У мужчин же, если они были холостяками или бездетными, зрачки сужались. Расширение зрачков наблюдалось лишь у мужчин-отцов. Иными словами, реакциями зрачков управляют сложившиеся под влиянием опыта жизни эмоциональные стереотипы, отражающие систему отношений между людьми. Так, мужчине, не испытавшему прикосновения к нежному живому тельцу младенца, не дано реагировать на это тельце при его обозрении. Другое дело отцу, а тем более любящему, ощутившему дыхание новой жизни!
Итак, зрачки сигнализируют о состоянии душевных волнений человека и его предрасположенности к людям. При экспонировании обнаженного женского тела у 95 процентов мужчин зрачки расширяются. Интересно отметить, что и женщины воспринимают обнаженных мужчин более эмоционально, чем одетых. Только мужчины не делают из этого секрета и считают подобные реакции вполне нормальными, а женщины склонны видеть здесь известную нравственную ущербность. Однако есть и другая причина: мужчины при виде обнаженного женского тела возбуждаются сильнее, чем женщины при виде обнаженного мужского тела.
Реакция зрачков наблюдается и в более спокойных ситуациях. Так, если проголодавшемуся человеку показать (хотя бы на фотографии) богато сервированный стол, то зрачки у него непременно расширятся. Такую же реакцию можно вызвать и словесным описанием вкусных блюд. Если при экспонировании привлекательных кушаний и при предложении отведать их, человек отказывается, то его искренность можно вполне точно определить по зрачкам: расширение зрачков будет сигнализировать, что в самом деле он желает отведать предложенное, а сужение зрачков будет говорить об обратном.
Нет сомнения в том, что изменение диаметра зрачков под влиянием восприятия физических или идеальных объектов, является важнейшим средством человеческой коммуникации. Данный факт можно продемонстрировать, показав широкой аудитории две идентичных фотографии миловидной девушки. Разница в фотографиях должна состоять в том, что на одной из них зрачки представлены в нормальных размерах, а на другой - искусственно расширены посредством ретуши. Если спросить рассматривающих фотографии мужчин: "Какая из двух девушек симпатичнее?" -большинство отдаст предпочтение девушке с подрисованными зрачками. Секрет здесь заключается в том, что девушка с расширенными зрачками создает впечатление своей заинтересованности в тех, кто на нее смотрит.
Данный феномен является одной из причин, почему молодые влюбленные любят подолгу смотреть один другому в глаза. Они бессознательно устремляют свой взор в зрачки партнера. И чем больше расширяются их зрачки, тем сильнее становится тяга влюбленных друг к другу. Как видно, довольно легко можно оценить отношение к себе своего партнера или партнерши. Достаточно внимательно посмотреть в глаза предмету своего увлеченья, и все станет ясно: расширенные зрачки свидетельствуют об искренней заинтересованности человека в его интимном партнере; по мере сужения зрачка заинтересованность падает.
И, наконец, следует отметить, что несмотря на тот факт, что исследование сигналов, передающихся зрачком человеческого глаза, проводятся не более трех десятилетий, это явление осознавалось и использовалось уже сотни лет. Так, итальянские куртизанки с незапамятных времен закапывали себе в глаза специальные капли, с помощью которых добивались расширения своих зрачков. Считалось, что это их делает красивее и неотразимее в общении с кавалерами. Знали о зрачковом феномене и в древнем Китае. Помимо местных куртизанок, там использовали этот феномен и коммерсанты, в частности, скупщики драгоценностей. При заключении сделок они надевали темные очки. Это делалось с целью маскировки реакций своих зрачков при рассматривании понравившихся им изделий.
Глаза как зеркало души не только сигнализируют об эмоциональном состоянии человека. Они дают еще возможность познать и ощутить в собеседнике ритмический язык тела. Управление этим языком осуществляют с помощью метода нейролингвистического программирования. Поскольку названный метод не является предметом настоящей книги, мы приводим здесь для иллюстрации только один пример сигнализации глазами психического состояния человека при решении проблемных задач.
А. Взор устремлен вправо, вверх. - Делается попытка вообразить предмет, который субъект никогда не видел. Например, поставлен вопрос: "Как выглядят животные, именуемые мамлыной и жаваругой?" Имена таких животных упоминаются в учебниках по психологии. Однако их никто не видел. | ||
Б. Взор устремлен влево, вверх. - Вспоминается предмет, который субъект видел, с которым встречался. Представим, что человек, живущий всю жизнь в лесостепи, однажды прокатился на морском трамвайчике по морю. И вот его спрашивают: "Какого цвета морская вода?" По-видимому, сразу не ответишь, надо подумать. | ||
В. Несфокусированный взгляд. Оценивается предмет или событие, которое явно "стоит" перед глазами субъекта. Такое положение глаз соответствует процедуре описания предмета или события словами и жестами. У слушателя создается впечатление, что субъект деятельности знает, о чем говорит, он искренен в своем повествовании. | ||
Г. Глаза "бегают" из стороны в сторону. - Субъект подыскивает слова или вспоминает какие-то события. Иногда такое движение глаз наблюдается у человека, колеблющегося высказать свою точку зрения. | ||
Д. Взор устремлен вправо, вниз. Анализируются ощущения, возникшие в конкретной ситуации. Например, человек вдруг ощутил тревогу. Он еще не понимает, от чего бы это, и старается разобраться. То же самое происходит, когда люди оценивают болевые ощущения в своем организме | ||
Е. Взор направлен влево, вниз. - Человек ведет разговор сам с собою, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Представим, что перед принятием решения человек старается оценить все "за" и против. После определенных раздумий он склоняется к какой-то точке зрения и уже хочет сделать конкретный выбор, но... внутренний голос останавливает его: "Стой! Не спеши! Все ли ты обдумал?". | ||
Примечание: Описанные выше движения глаз характерны для правшей.
ФИЗИОГНОМИКА
Физиогномика - искусство распознавать характер человека по внешним признакам, главным образом по лицу. Известно, что еще Аристотель широко пользовался услугами физиогномики при проведении врачебной диагностики, а также при оценке характерологических наклонностей своих пациентов. В своих работах Аристотель сформулировал признаки типологии характеров, впоследствии положенных в основу темпераментов.
Основываясь на своих наблюдениях, Аристотель утверждал, что имеется заметное сходство между человеком и животным. В связи с этим, утверждал мыслитель, внешние признаки животного могут быть сравнены с внешними признаками человека, а по ним определены характерологические качества последнего. Так, кто имеет подобно королевскому льву, густую гриву, широкий нос и большой рот, тот смел и настойчив; человек с лицом лисы, утверждал Аристотель, имеет лисью натуру; тот, кого природа наделила головой овцы, отличается безобидным и смиренным характером. Жесткие, взъерошенные волосы, говорил он, вскрывают натуру ленивца, бычья наружность - неоправданное упорство и т. д. Словом, животная внешность, по Аристотелю, напрямую сигнализирует о конкретных чертах человеческого характера. Именно поэтому физиогномику Аристотеля прозвали животной.
Научное обоснование физиогномики было сделано только в XVIII-XIX вв. Здесь следует прежде всего назвать имена цюрихского священника Йогана Лафатера (1741-1803) и немецкого врача Франца Галля (1758-1828), которые систематизировали знания по физиогномике, опираясь на целенаправленные наблюдения и экспериментальные исследования. В работах этих сподвижников мы и сегодня находим много полезного и практически значимого. Однако наибольшую пользу мы извлечем из работ русских исследователей И. Сикорского, М. Владиславлева, П. Лесгафта. Последний, в частности, говорил (1879), что по лицу мы отличаем национальные типы, лицо интеллигента, типы чиновника, военного, купца, крестьянина, лакея и т. п. "На лице военного, - писал Лесгафт, - видно выражение самоуверенности, готовности действовать."
Несмотря на многие подобного рода работы искусство чтения лица, физиогномика, у нас, да и в Европе, не получила широкого распространения. Зато на Востоке, где физиогномические знания имеют 2000-летнюю историю, физиогномика процветает и сегодня. В связи с этим мы более подробно знакомим читателя с искусством китайской физиогномики, где она называется искусством чтения лица.
Для удобства чтения лицо человека китайцы условно делят горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона - это, в основном, лобная часть. Она наглядно отражает весь жизненный путь человека. По этой зоне получают информацию за период жизни от 15 до 30 лет, а также в глубокой старости. Идеальный лоб (правильная форма и здоровый цвет кожи) свидетельствует о прекрасном состоянии тела и духа. Средняя зона (от бровей до кончика носа) отражает годы жизни от 35 до 50 лет. Гармоничная сбалансированность этой зоны свидетельствует об упорядочении психики. Нижняя зона (верхняя губа, челюсти, рот, подбородок) дает информацию о периоде 51 год - 77 лет, а также о преклонном возрасте. Правильные формы этой зоны говорят об уравновешенности характера.
Как видно, методика чтения лица основана на раскодировке четко обозначенных позиций. Любая из этих позиций относится к определенному возрасту и связана со специфическими чертами поведения.
Существует несколько школ чтения лица, каждая из которых базируется на своей системе позиций (от 99 до 130). Толкование содержания этих позиций, а особенно их комбинаций, - довольно сложная процедура, поэтому начинающему чтецу лица предлагается сначала 13 основных позиций: № 16, 19, 22, 25, 28, 41, 44, 45, 48, 51, 60, 70, 71 (рис. 70).
N16 - жизнедеятельность в детские годы.Испорченная зона этой позиции
указывает на тревожное детство.
N19- отношения с родителями.Лучистый цвет кожи означает удовлетворенность лаской и вниманием со стороны близких.
N 22- отношение к жизни.Приятный цвет кожи означает безмятежность, стремление к общению с другими, жизнерадостность.
N 25 - взаимоотношения с окружающими.Ровная и без дефектов кожа свидетельствует о благополучии, родинки и неровности сигнализируют о превратностях жизни.
N 28 - место "жизненного клейма".Жизненный путь человека оставляет свою печать наиболее ярко именно на этом участке лица. Широкая чистая зона - это благоприятный признак. Насыщенность зоны бороздами свидетельствует о зрелости. Испорченность зоны или неправильная конфигурация говорит о неудачах.
N 41 - взаимоотношения с домашними.Впалость и горизонтальные линии говорят о неурядицах. Наползание бровей на глаза указывает на имевшиеся в жизни осложнения.
N 44 - жизнедеятельность в среднем возрасте.Темная кожа свидетельствует о болезни, родинки - о трудностях взаимодействия с противоположным полом.
N 45- судьба.Правильная форма, приятный опенок кожи – хороший признак. Излом и тусклая кожа означают обратное.
N 48- признак удач-неудач.Округлость, наполненность плотью, здоровый оттенок - удачи. Различные неровности, изрытость - неудачи.
N 51- наследственность.Правильная форма - благоприятная наследственность. Испорченная форма сигнализирует о неблагоприятных факторах.
№ 60 - сила воли.Сбалансированность губ в сомкнутом положении предполагает сильную волю. Напряженность губ означает разную степень самоуверенности. Отставание нижней губы свидетельствует о слабой воле.
№ 70 - жизненные силы.Темный цвет кожи - наличие жизненных сил. Белый, красный и голубой оттенки означают обратное.
№ 71 - влияние опыта жизни.Выпяченный подбородок означает, что человек занят тяжелым, изнурительным трудом. Лучистый цвет кожи говорит о благополучии.
Вывод о характере человека и качествах его личности делается после исследования всех позиций. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти жизненных черт: бровей, глаз, носа, рта, ушей. Сбалансированность этих черт (пропорциональность, цвет, чистота и т. п.) является благоприятным признаком. Японские физиогномисты утверждают, что если все пять названных черт сформировались без изъянов, то жизнь человека с такими чертами подобна полноводной реке. Изъяны на лице человека свидетельствуют о трещине в его характере.
Брови
Идеальными считаются широкие длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов, брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Приятная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.
Когда густые брови внешними концами дыбом поднимаются вверх, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опускающиеся внешние концы бровей указывают на застенчивость. Когда же структура и цвет таких бровей кажутся безжизненными, считается, что это от истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом эти брови выступают на фоне приятной по виду кожи, то он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любых выходок. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови сигнализируют о взрывной натуре. Если брови густы и щетинисты, то их обладателем является человек с "дьявольской" натурой. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся брови означают неодолимое стремление к доминированию. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови -признак целеустремленности. Брови, сидящие очень низко, говорят об обратном.
Глаза
Издавна глаза считали "окнами души". По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, имеют ряд характеристик. Они излучают свет и тепло, хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку. Отклонения свидетельствуют о дефектах в характере и интеллекте.
Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко - на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодовольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Большая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, малая - свидетельствует о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Цвет радужной оболочки указывает на наличие или отсутствие жизненной силы: черный, коричневый и зеленый - энергичность; голубой - чувствительность; светло-коричневый - застенчивость. Посадка глаз говорит о следующем: оба глаза на одной горизонтальной линии -благоприятный признак; глаза скошены книзу: а) у мужчин -решительность, б) у женщин - неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости; сильное опущение верхнего века у мужчин означает истощение энергии; неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологических отклонениях; разбухшее нижнее веко - признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтрольности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) - усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящихся морщинок - это признак проницательности. Различают также и типы глаз.
Большие, с живым блеском глаза - это глаза дракона. Такими глазами наделяется человек, пользующийся властью.
Глаза удлиненной формы с загнутыми кверху венчиками - глаза сфинкса. Это утонченная натура.
Большие глаза с многочисленными складками на веках-глаза льва. Ими наделяются лидеры.
Узкие, вытянутые глаза с двойными, тройными веками бывают у слона. Они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру.
Круглые, с желтоватым блеском - это глаза тигра
Узкие, маленькие глаза с черно-желтой радужной оболочкой -это глаза овцы.
Глаза с треугольным разрезом и провисшими веками - это глаза лошади.
Глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой -глаза вепря.
Глаза с чрезмерно большой радужной оболочкой - глаза волка.
В Японии различают до сорока типов глаз. Все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.
В оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют чтение лица начинать именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно считывать с глаз человека, которому уже за сорок, то есть когда все признаки уже устоялись.
Нос
Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос также является показателем особенностей духовной жизни человека. Форма носа, так же как и глаз, стабилизируется после 40 лет. Однако считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри сигнализируют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва, то есть отличается мужеством, страстью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. А отсюда последствия: обладатель красивого носа становится сильной личностью.
Длинный нос, как правило, является признаком ярко выраженной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре (короткий нос говорит об "открытости души" и оптимизме); костлявый, длинный нос -показатель гордости, высокомерия, неуживчивости; костлявый, длинный нос с явно выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку. Если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонтальными рытвинами - это признак недомогания. Однако при общей сбалансированности лица признак недомогания не доминирует. Идеальной считается высокая и ровная переносица. Такая переносица бывает у здоровых людей.
Многое о человеке говорит кончик его носа. Человек с кончиком носа, напоминающим "подвешенную каплю", обычно жизнерадостен, а следовательно, он процветает; если же кончик носа напоминает клюв орла, то такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа - свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпяченными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости, слишком маленькие ноздри говорят об уступчивости, широкие крылья носа - о самомнении, красный нос - это непорядочность, красный пористый нос ("испорченный апельсин") принадлежит часто пьяницам. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Как правило, нос, резко выделяющийся на лице у женщины, указывает на неблагополучную жизнь в молодости. Однако эти признаки начинают явно выступать только после 35-40 лет.
Рот
Форма и размер рта дают возможность определить силу внутренней энергии человека. Людям импонирует большой рот у мужчин и маленький - у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится мужчинам. Общее правило: лица с малым ртом озабочены борьбой за выживание, они наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ сигнализирует о щепетильности характера. Человек с большим ртом и спадающими уголками губ обладает сильной волей, на него трудно оказать влияние. Постоянно подергивающийся рот ("рот лошади") является признаком невротичности. Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ имеют тенденцию устремляться вниз) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые большие губы - свидетельство успеха. Симметричное (без перекосов) открытие рта говорит о сбалансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются лицевые морщины - это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот-нос) - это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто принадлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней - нерешительность, нижняя выпячивается дальше верхней - эгоистичность. Морщины над губами - естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы. Испорченные зубы и язык -показатели плохого здоровья.
Уши
Восточная физиогномика делит ухо на четыре части: внешний ободок, средний ободок, внутренний ободок, мочка. Обычно по ушам определяют особенности жизненного пути в детстве. При чтении лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо свидетельствует о счастливом детстве. Их бесформенность и бледность говорят о неблагоприятных факторах. Слишком большие уши почти всегда свидетельствуют об изъянах в личности. Слишком малые - тоже признак неблагополучия.
Положение ушей на голове: верхняя зона ушей:
а) выше уровня бровей - высокий интеллект;
б) на уровне глаз - интеллект выше среднего;
в) ниже уровня глаз - средний или даже низкий интеллект.
Ухо без хорошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная - беспечность, мочка маловыраженная - щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед - душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут - сдержанность, если выпячен - несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считаются признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней частей уха -скрытое заболевание. Родинки внутри уха - неблагополучие.
Анализ пяти жизненных черт лица считается основой процедуры чтения лица.
Чтение лица осуществляется двумя способами: путем наблюдения со стороны и в процессе беседы. Второй способ предпочтительнее. В обоих случаях сначала определяют форму лица. Физиогномисты различают продолговатую, треугольную, трапециевидную и круглую формы.
Продолговатое лицо - это прямоугольник. Ширина лица примерно такая же, как и ширина подбородка. Это так называемый аристократический тип. Китайские физиогномисты утверждают, что большинство правителей Китая имели именно такую форму лица. Продолговатость свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности. Нередко человек с такой формой лица расчетлив и рассудителен. Говорят, что эти люди обладают организаторским талантом, кроме того, у них ярко выражена устремленность к цели.
Для треугольного лица характерен высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выпяченный вперед подбородок. В зоне между скулами и подбородком на лице мало плоти. Считается, что человек (мужчина или женщина) с таким лицом обладает высокой чувствительностью. Треугольная форма лица воспринимается как признак высокой одаренности. Вместе с тем в характере человека с треугольным лицом люди отмечают и такие черты, как хитрость и неуживчивость. Такие люди, считают физиогномисты, не склонны к привязанности и преданности. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего людей с треугольной формой лица.
Трапецевидная форма лица имеет много общего с треугольной. Для этого лица характерен широкий лоб и слегка суженный (но не заостренный) подбородок. Считается, что человек с такой формой лица является интеллигентным, чувствительным, артистичным, при этом ему не свойствен дух борца. Женщины с явно выраженной трапециевидной формой лица отличаются оптимизмом. Они живут счастливо, создавая приятную атмосферу для окружающих. Квадратная форма лица обычно принадлежит суровому, мужественному, нередко бессердечному типу. Такие люди, как правило, тугодумы, часто грубы, настойчивы. Наиболее яркой чертой их характера является решительность. В общении они прямолинейны и откровенны. Люди с квадратной формой лица обладают неутолимой жаждой успеха. Из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию.
Круглая форма лица ассоциируется с добродушием, мягкостью, миролюбием. Нередко люди с круглой формой лица являются гурманами. Они любят комфорт, хорошую компанию, не стремятся к славе. Вместе с тем таким людям не чуждо и честолюбие. Если же у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы, да еще горящие глаза, его считают целеустремленным. Из таких людей, считают физиогномисты, получаются завидные лидеры и полководцы.
Искусству чтения лица, как и любым другим видам искусства, учатся настойчиво, терпеливо и долго.
VI. СЛОВАРЬ ЖЕСТОВ
В предыдущих главах читатель получил известное представление о сути и разновидностях жестикуляции, об особенностях телодвижений человека, о реакциях и масках лица. Он также ознакомился на прагматическом уровне с механизмами взаимосвязи внутренних переживаний и выражением последних в форме внешних движений - в жестах, позе, походке, мимике. При этом авторы старались обращать внимание читателя на тот факт, что все названные внешние действия, имея общую основу, приобрели свои региональные отличия. Можно сказать, что каждая культура имеет свой собственный колорит телодвижений.
В настоящей главе представлены словари региональных жестов. Это сделано для того, чтобы читатель мог сам ознакомиться с набором предлагаемых ему систем жестов и сравнить их между собой. Кроме чисто информационных целей данная глава преследует и дидактические цели.
Начнем с набора русских жестов.
РУССКИЕ ЖЕСТЫ
Некоторые общие правила русского жеста:
а) Русские чаще жестикулируют одной (правой) рукой.
б) При жестикуляции руки обычно лишь слегка отбрасываются от тела. В условиях эмоционального возбуждения русские жестикулируют так же решительно, как и на Западе.
в) Русская жестикуляция определяется социальной принадлежностью того, кто жестикулирует. Чем человек вежливее, тем он сдержаннее в своих жестах.
г) По сравнению с другими народами русские жесты имеют меньшую частоту повторяемости.
Ниже приводится система наиболее распространенных русских жестов.*
ПАЛЕЦ – ПАЛЬЦЫ
Барабанить(пальцами по чему-либо). Означает сосредоточенность мысли, задумчивость; рассеянность, безучастность,- нетерпение, нервозность. | Выставлять большой палец и мизинец. Жест выступает со значением "стакан", "бутылка спиртного", "выпить". |
Грозить пальцем.Значение: угроза, часто сопровождает слова "Вот я тебе задам"; упрек, недовольство,- запрещение, предупреждение. | Делать пальцами "козу".Игра с детьми: играющий сопровождает жест словами; "Идет коза рогатая!!!" | Делать пальцем круг.Жест означает описание чего-либо; выступает в значение "мы" |
* Здесь мы пользуемся материалом книги А. Акишиной и X. Кано "Словарь русских жестов и мимики", Токио, 1980г.
Делать рога.Демонстрация измены жене или мужу; дразнилка у ^ детей, сопровождаемая мычанием "мууу", мээ". | |||||
Делать дулю.Выражение отказа, грубого несогласия с вызовом; оскорбление чаще встречается как жест презрительного отказа или насмешки. | Качать пальцем из стороны в сторону.Означает угрозу, отрицание чего-либо делать. | ||||
Крутить пальцем у виска.Значение: глупый, сумасшедший. Часто сопровождает слова: "С приветом , "Шизик" "Не все дома", "Не того", "Не хватает винтиков , "Со сдвигом». Может означать головокружение,- ПрОСТОфИЛЯ; ЛОПОУХИЙ.
Манить пальцем (пальцами). фамильярный жест призыва, дружественный или свидетельствующий о неравноправном положении. Причем, чем фамильярнее отношения, тем больше сгибается палец. Начальственный жест отличается неторопливостью движений | Махать пальцами Жест прощания | |||||
Обматывать пальцем вокруг шеи. Означает "повеситься", "виселица" | ||||||
Округлять пальцы.Жест выступает вместо слова "круглый". Часто оно означает "кончай говорить", "закругляйся", "время истекло", "кончай травить баланду". В японском контексте подобный жест означает "деньги", а в США - "все хорошо", "о'кей". | ||||||
ЖЕСТЫ АМЕРИКАНЦЕВ
Один американский исследователь, будучи в странах Латинской Америки, столкнулся с озадачившей его ситуацией. Выступая однажды перед аудиторией обывателей и усердно жестикулируя, он вдруг почувствовал, как по залу прокатился саркастический смешок. Американец недоумевал. "Что бы это могло означать?" - подумал он. На всякий случай сам повторил заключительную фразу своей речи, где упоминалось о поведении детей. Зал казалось бы успокоился. Но как только он показал рукой рост ребенка, о котором вел речь, присутствующие разразились громким хохотом. "Что такое?" -забеспокоился американец.
Сидящие в первом ряду объяснили американцу, что когда он показывал рукой рост ребенка, то пользовался жестом, имеющим отношение только к животным. Рост детей в Латинской Америке показывают рукой по-другому.
ЖЕСТЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНЦЕВ
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ ТАЙЦЕВ
У тайцев есть один жест, который накладывает отпечаток на всю систему их невербального поведения. Это манера приветствовать друг друга, называемая "вай". Процедура эта не очень замысловатая, но для иностранца (особенно для европейца) недосягаемая по исполнению. Если, скажем, иностранец задумает подражать в этом деле тайцам, то на него местные жители будут смотреть с умилением, но лишь как на ребенка. "Вай" - неподражаемо. Исполняется "вай" следующим образом.
Ладони складываются вместе в форму нераспустившегося лотоса перед грудью, пальцы слегка отклоняются вперед, локти прижимаются к бокам. В этом положении руки делают плавные движения вверх-вниз. Причем, чем выше поднимаются сложенные вместе руки, тем больше уважения один человек оказывает другому.
"Вай" употребляется не менее, чем в сотне ситуаций. Описывать все эти ситуации нет смысла. Вот самые главные:
- младший по возрасту и рангу отвешивает "вай" старшему,
- когда старший объясняет что-либо младшему, последний в знак внимания делает "вай";
- перед тем как младший берет что-либо из рук старшего, он проделывает "вай";
- "вай" употребляется в качестве извинения при обращении младшего к старшему.
В манере "вай" видны все оттенки взаимоотношений тайцев. Предлагаемые ниже жесты тайцев несут на себе неизгладимую печать "вай". В сущности, это жесты-эмблемы:
50. КАК РАСПОЗНАТЬ ЯПОНЦА
На пассажирском лайнере, однажды совершавшем рейс по Атлантике, забили тревогу: кто-то из пассажиров выбросился за борт. На палубе нашли аккуратно поставленные ботинки. По ним определили, что это был мужчина. Но как решить, кто именно прыгнул в воду? Тогда капитан лайнера попросил всех разойтись по своим каютам. Надо было сделать проверку. Однако задача оказалась не из легких: на лайнере числилось более трех тысяч пассажиров.
Тут из толпы выступил один мужчина, который заявил: "Ищите японца". "Почему?" - спросил капитан. Он сомневался в истинности слов пассажира, но все же приказал проверить списки. В них значилась только одна японская фамилия. Когда открыли каюту этого лица, все прояснилось. Изумлению капитана не было предела: "Вы словно Шерлок Холмс! Раскройте свой секрет". Пассажир разъяснил: "Все дело в ботинках. Посмотрите! Они аккуратно поставлены один к другому. Известно, что японцы, когда входят в дом, обязательно снимают обувь. Этот японец тоже входил в дом..., в царство небесное. Он посчитал неприличным входить туда обутым".
Одно время говорили, что, если где-нибудь за рубежом встретишь людей в очках и с болтающимися на шее фотоаппаратами, -это японцы. А когда увидишь людей, которые во время разговора непрестанно кивают головами, то это тоже японцы. Ну, а если на улице встретишь группу людей, во главе которой бодро шагает вооруженный сигнальным флажком ведущий, то это опять японцы. Что и говорить, у японцев есть своя система невербального поведения, подобной которой нет ни у одной нации. Японец везде остается японцем.
Представьте, что вы находитесь в японском кинотеатре, где показывают кинокомедию. В зале много женщин. По ходу действия публика разражается громким смехом. Если прислушаться, можно без труда разобраться, кто охвачен смехом - японки или европейки. Японская женщина смеется сдержанно, старается подавить свой смех. Европейская же женщина смеется открыто. Японцы говорят: "Если я поступлю так, меня осудят", и несколько раз при этом ребром руки проводят поперек горла. Этот жест сейчас означает также "увольнение с работы", хотя первоначально он буквально означал "отрезать голову". Англичане и американцы демонстрируют такой жест, когда хотят подчеркнуть сложное, затруднительное положение.
При счете японец часто манипулирует пальцами руки. Сначала он раскрывает ладонь правой руки и загибает большой палец. Это "один". Когда все пальцы руки будут сжаты в кулак, это "пять". Если из кулака отогнуть мизинец - это "шесть". А если поочередно отогнуть остальные пальцы, т. е. привести ладонь в исходное положение - это "десять". Англичане и американцы при счете манипулируют пальцами совершенно по-другому. Они раскрывают ладонь левой руки и указательным пальцем правой руки по порядку, начиная с большого пальца, ведут счет. С числа "шесть" они меняют руку и проделывают ту же манипуляцию. Следует заметить, что для англичан и американцев счет на пальцах выглядит по-детски наивно. У японцев же все это делается на полном серьезе. Поведение считающего на пальцах воспринимается вполне естественно. Японец действует руками значительно энергичнее.
Японская культура жестов отличается заметным своеобразием. Даже в самой обычной, ординарной ситуации японец действует по-своему. Так, чтобы показать число "шесть", японец раскрывает ладонь руки, затем вытягивает указательный палец (остальные пальцы согнуты). Многие иностранцы, особенно западники, недоуменно пожимают в таких случаях плечами и стараются отвлечь внимание собеседника на что-то более понятное.
Давайте пройдемся по "арсеналу" японской культуры жестов и выберем для себя что-нибудь полезное.
Большой палец и мизинец. Для японца большой палец означает отца, мужа, любовника, владельца магазина, старшего по положению, президента фирмы; мизинец - жену, любовницу и т. д. Англичанам это совершенно не понятно. У англичан отсутствуют такие довольно выразительные жесты, поэтому они могут указать на японского джентльмена мизинцем, и при этом небрежно крикнуть: "Эй, как поживаешь?" Для японца - это унижение. Он, конечно, вежливо кивнет в ответ, но от дружеского разговора постарается уклониться.
Выпячивание большого пальца после сжатия всех пальцев в кулак, означает у японцев "старший по положению". Подобный жест когда-то был распространен в английской армии и означал "победу" или "уверенность в победе". Японцы такого жеста в этом значении не применяют. В давние времена римский император пользовался таким жестом применительно к победившим в борьбе гладиаторам: большой палец, направленный вверх, означал жизнь побежденному, а вниз -смерть.
Укалывание на что-либо. Показывать указательным пальцем на какую-нибудь вещь считается неприличным по многим правилам поведения. Чтобы указать на кого-то, японцы "задирают" подбородок. Нередко такой жест воспринимается негативно. Человека, который часто пользуется таким жестом, считают надменным. Когда японец говорит сам про себя "Я", - он дотрагивается указательным пальцем до носа. Англичанин и американец, в таких случаях дотрагиваются до груди (часто большим пальцем).
Телефон. Японец слегка вращает сжатым кулаком возле уха. Это означает: "позвони по телефону", "звонит телефон". Соответствующего аналога у американцев и англичан нет. Такой жест напоминает манипуляцию с телефоном старой модели.
Идет дождь/"А, кажется, пошел!" Обычно люди вытягивают руку вперед. Японцы и англичане, как правило, подставляют открытую ладонь вверх, а французы и некоторые европейцы -тыльную сторону ладони.
Дзянкэн (жребий). Когда англичанам или американцам предстоит принять решение по какому-нибудь вопросу, они бросают монету. Решение принимается по "орлу", а отклоняется по "решке". В Японии в этих случаях используется жребий.
"Паа!" Если японец сжимает кулак тыльной стороной ладони вниз и сразу разжимает все пальцы, это означает: "не все дома", "дурак". У американцев и англичан такого жеста нет. Если кто и применяет такой жест, то скорее это означает: "сердится".
Пожатие рук. Японское выражение "пожать руки" имеет специальный оттенок. Если мужчина пожимает руку женщине, и она позволяет это делать, значит, они близкие знакомые. Это же -преодоление первого барьера у влюбленных. Для англичанина действие, которое имеет такой же символический оттенок, выражается скрещиванием рук.
Кольцо. Если японец делает кольцо из большого и указательного пальцев, это означает "деньги". Кольцо со стороны большого и указательного пальцев располагается перед партнером, а три других пальца приближаются к себе (ладонь кверху). Англичане и американцы также делают такой жест, но три пальца слегка вытянуты ладонью к партнеру. У американцев это означает "полный порядок".
Постучать по лбу. Невольно при воспоминании чего-то забытого, сразу же стучат по лбу. Этот жест одинаков для японцев и для европейцев.
Драка. Если скрещены указательные пальцы обеих рук, для японца это означает "драку", англичане и американцы такого жеста не знают. У китайцев этот жест часто означает "половые сношения".
Аплодисменты. На Западе аплодисменты звучат как бы беспорядочно - то нарастают, то ослабляются. Японцы начинают хлопать руками "все вдруг". Таким же образом все сразу и останавливаются. У западников создается впечатление, что японцы аплодируют по команде, но это не так. В Японии врожденное чувство коллективности. Добавим, японцы никогда не стучат ногами.
Поманить рукой. Когда англичане и американцы хотят выразить мысль "Иди сюда!", они поворачивают ладонь кверху, указательным пальцем двигают взад-вперед. Это означает приглашение человека. Ничего невежливого в этом действии нет. Японцам этот жест понятен, но он имеет грубый оттенок.
Хлопанье в ладоши. Будучи в синтоистском храме, японцы производят хлопок ладонями. В буддийском храме так не поступают. Когда японец обращается с просьбой, он складывает руки ладонями вместе по направлению к партнеру.
Смотри у меня! Родители в Японии говорят детям, тыча пальцем: "Смотри у меня". Это жест, который рассматривается как легкий нагоняй. Вместо этого англичане и американцы грозят указательным пальцем. Горизонтальное положение пальца по сравнению с вертикальным означает более слабый гнев.
Почесать голову. Когда японские мальчики сердятся, они украдкой почесывают голову. Так они делают по отношению к учителю или родителям. Японцы считают этот жест вполне допустимым, американцы и англичане усматривают здесь что-то нежелательное.
Бить в грудь. Японец бьет себя раскрытой рукой или кулаком в грудь. Этим действием он как бы говорит: "Положитесь на меня". На англичан такой жест не производит хорошего впечатления.
"Банзай". Иностранцы, прибывающие в Японию, удивляются, когда провожавшие на вокзале люди восклицают "Банзай!" Для них этот клич ассоциируется с японской военщиной. Для японцев этот клич означает одобрение, побуждение, призыв к хорошему настроению. Они часто кричат "банзай" при переходе на другую работу, при повышении в чине и т. д. На японских фирмах есть люди, которым по этикету предписано кричать "банзай".
Рукопожатие в знак примирения. Для японца такая манера является чуждой. Она применяется лишь в общении с иностранцами.
Когда японцы пожимают руку иностранцу, они как-то волнуются. Этот жест у них получается неуклюжим. Чтобы компенсировать свою неловкость, японцы стараются усердно кланяться.
Пощечина. В Японии на пощечину смотрят по-другому, нежели на Западе. В Японии - это часто даже не оскорбление, а так, что-то вроде ритуала в обычном споре. Японцы не мстят за пощечину. Те, кому они наносятся, не "теряют" своего лица. В связи с этим не встречают осуждения и те мужья, которые отвешивают пощечины своим женам. Побитая мужем женщина в Японии проникается
любовью к нему.
Поклоны. Можно увидеть японца, отвешивающего поклоны, когда он звонит по телефону. Что это? Жест или какое-то другое движение? Японец часто поступает таким образом, когда ему трудно расслышать какое-то слово. Японцы любят кланяться. Поклонами они сигнализируют свое внимание и просто свой обычай общаться.
Проводы.Шумные проводы на вокзале - социальный обычай японцев. Ода Макото в своей книге "Все рассмотрим" пишет, что американцы, пришедшие его проводить, когда он отплывал из Америки в Европу, торопливо уходили, не дождавшись отплытия парохода. Если японец не увидел, как начало двигаться то или иное средство передвижения, и не оставался до тех пор, пока фигура отъезжающего не исчезла из глаз, значит он не проводил человека. Если отправление задерживается, а ждать времени нет, настроение у него портится.
Ври больше! Англичане чрезвычайно высоко ценят искренность. Эпитет "врут", если он относится к какому-то человеку, очень оскорбителен. Японцы же с легкостью произносят "ври больше!" или "врун" в буквальном смысле. Для японца оскорбительным является эпитет "Подленький человек".
Наклонить голову набок. Когда японцу задают какой-нибудь вопрос, он говорит: "Вот как !" Сам же в легком раздумье наклоняет голову набок. Ответ, если все понятно с самого начала, дается в той же манере. Нельзя сказать, что так делают одни японцы, но для японцев это весьма характерно.
Визитная карточка. Японцы имеют обыкновение вручать своим собеседникам визитные карточки. Когда у собеседника нет таковой, японцы проявляют некоторый дискомфорт: они затрудняются определить свою роль в общении. Визитная карточка в Японии подается одной рукой снизу вверх. Принимающий должен брать карточку обеими руками, благоговейно, и молча читать, что на ней написано. После этого визитная карточка кладется в нагрудный карман. Дать визитную карточку первым, значит признать партнера более высоким по положению. Обычно карточки вручаются собеседниками одновременно. При этом оба учтиво раскланиваются.
Визитная карточка обожествляется в Японии даже и потому, что японцу свойственен "комплекс впервые". Во встрече с незнакомцем японец обычно спросит у него: "Вы здесь впервые?", "Каково ваше первое впечатление?", "Вы впервые едите суси?" и т. д.
Комплекс "гайдзин". Белый человек очень уважаем в Японии, и хорошо известно, что он пользуется различными привилегиями. Тем не менее посетители из других стран испытывают на себе со стороны японцев известную дискриминацию. Для них не существует ни американцев, ни англичан, ни французов и т. д. Для них есть просто "иностранец". При этом слово иностранец ("гайдзин") имеет совсем нелицеприятный оттенок. И это проявляется в реальных жизненных условиях. Так, в поездах и других видах транспорта место рядом с иностранцем часто пустует. В японских университетах, где работает много преподавателей из других страх, для "преподавателей-иностранцев" имеются специальные комнаты. То же самое царит на японских фирмах и государственных учреждениях.
В целом можно сказать, что японская культура накладывает на каждого ее индивида свою неизгладимую печать. Японцы интегрированы в современную цивилизацию, но по-своему. Распознать японца можно не только по его внешнему виду, но и по реакциям на ситуацию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1