Обретение внутреннего ребенка
Родившись взрослой, богиня Афина никогда не была ребенком. Эта метафора хорошо отражает реальные переживания женщины-Афины. Мысленно возвращаясь в собственное детство, она обнаруживает себя уже в самом раннем возрасте изучающей и оценивающей окружающее, проворной и находчивой во всем. Но бойкая маленькая девочка с практическим умом часто упускает целые области субъективных переживаний, потребность в которых у нее появится по мере взросления. Ей, возможно, потребуется обрести в себе ребенка, каким она никогда не была, – ребенка, который может быть сбит с толку или же прийти в восторг от чего-то нового.
Чтобы вновь обрести в себе ребенка, женщина-Афина должна отказаться от подхода "здравомыслящего взрослого" к новым переживаниям, характерного для ее детских лет. Вместо этого ей нужно иначе отнестись к жизни и рассматривать каждое впечатление как открытие. Маленькая девочка целиком принимает то, чем она очарована. В отличие от Афины, у нее нет предвзятого мнения о том, чем это может быть, она не скептична, не навешивает хорошо знакомые ярлыки и не классифицирует свой опыт. Когда кто-то говорит о том, чего она не переживала, женщина-Афина должна учиться слушать и как можно лучше представлять себя участницей событий, испытывающей описываемые чувства. Когда она окажется в соответствующем эмоциональном состоянии, ей следует позволить другим поддержать ее. Чтобы снова обрести в себе потерянного ребенка, ей необходимо играть и смеяться, плакать и увлекаться.
Обретение матери
Согласно мифам, у богини Афины не было матери и она гордилась тем, что у нее только один родитель – ее отец Зевс. Она не знала о своей матери Метиде, проглоченной Зевсом. Образно выражаясь, во многих случаях женщины-Афины "не имеют матери", им необходимо узнать свою мать и оценить ее, позволив себе почувствовать материнскую заботу.
Женщина-Афина часто недооценивает свою мать. Ей необходимо узнать сильные стороны своей матери, – желательно до того, как она сможет оценить свое сходство с ней. У нее часто отсутствует связь с материнским архетипом (олицетворяемым богиней Деметрой), которую она должна ощутить в себе, чтобы пережить материнство глубоко и инстинктивно. Кристина Даунинг, автор книги "Богиня", называет эту задачу "восстановлением Афины", определяя ее как "открытие заново своей связи с женским пространством, с матерью Метидой".
Для женщины-Афины важно сознавать, что матриархальные женские ценности, существовавшие до того, как греческая мифология приняла свою окончательную форму, были подмяты преобладающей сегодня патриархальной культурой. Интеллектуальная любознательность Афины поможет ей сделать шаг от истории и психологии к идеям женских движений. Обретя новую перспективу, она может начать по-другому думать сначала о своей матери и других женщинах, а затем и о самой себе. Следуя этому пути, многие женщины-Афины становились феминистками. Изменив свой образ мышления, женщина-Афина может изменить свои взаимоотношения с людьми.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Глава 6