Обобщенный алгоритм экспертного заключения об эмоциональных предпосылках выбора подтипа профессии

1. Проверить:

• имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмо­циональные переживания, вызванные процессом его действий с

биологическими объектами;

• имели ли место соответствующие отрицательные переживания;

• какие переживания преобладали. Если положительные эмоцио­нальные переживания преобладали ("да"), перейти к пункту6,если "нет" — к пункту 2.

2. Проверить;

• имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмо­циональные переживания, связанные с процессом его действий по поводу технических (или неживых природных) объектов;

• имели ли место соответствующие отрицательные переживания;

• какие переживания преобладали. Если положительные, эмоцио­нальные переживания преобладали ("да"), перейти к пункту6,если "нет" — к пункту 3.

3. Проверить:

• имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные эмо­циональные переживания, вызванные процессом его действий по поводу социальных объектов (деловое общение, руководство, обучение, информирование людей, помощь им);

• имели ли место соответствующие отрицательные переживания;

• какие переживания преобладали. Если положительные эмоцио­нальные переживания преобладали ("да"), перейти к пункту6,если "нет" — к пункту 4.

4. Проверить:

• имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные пере­живания, связанные с его действиями по поводу знаковых объ­ектов (вычисления, черчение, перевод с языка на язык, переобо­значение, придумывание новых "тарабарских" языков, шифров и пр.);

• имели ли место соответствующие отрицательные переживания;

• какие переживания преобладали. Если положительные эмоцио­нальные переживания преобладали ("да"), перейти к пункту6,если "нет" — к пункту 5.

5. Проверить:

• имели ли место в прошлом опыте оптанта положительные пере­живания, связанные с его действиями по поводу явлений худо­жественного отображения, оформления, сопровождения дейст­вительности;

• имели ли место соответствующие отрицательные переживания;

• какие переживания преобладали. Если "да", перейти к пункту6,если "нет" — тоже к пункту 6.

6. Проверить, имеет ли оптант удовлетворительное обзорное пред­ставление о типах профессиональной деятельности по признаку объекта труда (профессии типа "человек — живая природа", "человек — техника и неживая природа", "человек — человек", "человек — знаковые —системы", "человек — художественный образ"). Если "да", следовать к пункту 7, если "нет", сообщить оптанту необходимую информацию и далее следовать к пункту 7.

7. Предложить оптанту самостоятельно расположить разновидности действий, соответствующие типам профессий (П, Т, Ч, 3, X), по степе­ни убывания выраженности положительных эмоциональных пережива­ний, связанных с ними лично у него (по прошлому опыту оптанта). Если у консультанта в ходе предшествующего общения с оптантом поя­вились основания составить аналогичный убывающий ряд, построить его (пока для себя, не внушая ничего оптанту) Сравнить ряд оптанта и ряд консультанта. Если эти ряды совпадают, следовать к пункту 8. Если "нет" обсудить вопросы касающиеся расхождений этих рядов и прий­ти к построению согласованного рангового ряда (при этом возможны ситуации неопределенности, когда одно место ряда занимают две-три разнотипные категории действий).

После построения согласованного ряда следовать к пункту 8. Если ситуация определенности (выражающаяся в построении со­гласованного рангового ряда разновидностей действий по признаку "более приятные — менее приятные") не создается, вернуться к пунк­там1—5, выбирая их так, чтобы столкнуть посредством операции сравнения каждую из пяти разновидностей действий с каждой (по при­знаку преобладания положительных эмоциональных переживаний, оценок). Если удастся построить "согласованный ряд", следовать к пункту8, если "нет", посоветовать оптанту практически попробовать свои силы в разнотипных видах деятельности, прежде чем продолжать общение с профконсультантом.

8. Принять заключение о том, что оптанту наиболее подойдет тип профессий, на который указывает первый член согласованного ряда. Если первое место в этом ряду делят разнотипные действия, то опреде­лить такую разновидность профессий, в которой достаточно представ­лены эти разнотипные действия (пример будет приведен после изложе­ния алгоритма). Составить перечень из 5 — 10 профессий, чтобы иметь возможность в дальнейшем конкретно обсудить с оптантом варианты соответствующих "профессиональных стартов". В этом перечне обяза­тельно должны быть представлены профессии трех вариантов: требую­щие профтехнического образования, требующие среднего специального образования и высшего специального образования. (Предполагается, что для составления такого перечня на рабочем месте профконсультанта есть соответствующее информационное обеспечение — картотека или компьютеризованная база данных). Следовать к пункту 9.

9. Обрисовать оптанту в беседе с ним два варианта трудовой дея­тельности в пределах того типа профессий, на который указывают дей­ствия, вызывающие у него преобладающие положительные эмоцио­нальные переживания (речь идет о первом члене согласованного ряда разновидностей действий, т.е. о действиях, эмоционально предпочи­таемых). В одном из вариантов акцентировать невербальные регуляторы труда (воспринимаемые, ощущаемые, представляемые признаки объек­тов, ситуаций труда, результатов), в другом варианте акцентировать вербально-логические (необходимость большого объема "книжного знания", оперирования большими объемами отвлеченного знания). При этом в обоих случаях речь должна идти об отвлеченном (неназываемом) трудовом посте, пусть отчасти вымышленном. Если оптант обнаружи­вает признаки эмоционального предпочтения "невербального" вариан­та, следовать к пункту10, если "вербального" — к пункту11. Если нет явного предпочтения — к пункту12.

10. Принять заключение: "Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие профтехнического (или аналогичного) образования в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий".

11. Принять заключение: "Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие высшего специального образования (образования с преобладанием теоретического знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех типов) профессий".

12. Принять заключение: "Данному оптанту наиболее подойдут при прочих равных условиях профессии, требующие среднего специального образования (образования, совмещающего практическое и теоретиче­ское знания) в пределах определенного ранее типа (или двух-трех ти­пов) профессий".

Кратко поясним приведенный алгоритм частной иллюстра­цией. В беседе с К., завершающей неполное среднее образова­ние, выясняется, что она, будучи "круглой", устойчивой отлич­ницей, с удовольствием работает по всем предметам, охотно за­нимается также с младшим братишкой и его сверстниками. Од­нако наиболее яркие положительные переживания у К. связаны с занятиями математическими предметами. К математике ее "тянет", при этом у К. есть не только школьные успехи в виде педагогических оценок, но и поощрения, связанные с участием в математических викторинах, олимпиадах. Можно было бы ориентироваться "при прочих равных обстоятельствах" на даль­нейшее образование в вузе по специальностям математического профиля. Однако привходящим условием является то, что по семейным обстоятельствам К. как можно быстрее нужно обрести экономическую самостоятельность, "встать на ноги", "кормить себя и помогать бабушке" (родителей нет). Поэтому К. выбрала для себя с помощью профконсультанта обучение в среднем специальном учеб­ном заведении (колледж) по профилю "Программирование для бы­стродействующих электронных вычислительных машин". В техникуме есть все же стипендия. По прошествии года после по­ступления в колледж выясняется, что К. вполне довольна выбо­ром профессии и имеет очень высокий статус в коллективе, учится на "отлично".

Психологический консилиум.В этом случае заключение при­нимает также один специалист-психолог, но при этом он опира­ется на согласованное мнение группы коллег, к которой обра­щается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную за­дачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено — не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума — коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения — добиться максимально согласован­ного мнения группы экспертов ("консенсуса", как ныне модно говорить). Существуют достаточно сложные процедуры органи­зации работы экспертов [252], [263].

Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, будучи непсихологами, могут быть ис­точником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля, скажем, ткачих, учителей, пилотов, штурманов и т.д. Естественно, что необходимая ин­формация "оседает" в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть "поставщиками" эмпирически обоснованных оценок изучаемых лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких "поставщиков" уместно отнести и их подчиненных.

Более подробно с этим вариантом метода экспертных оценок можно познакомиться по следующим источникам: [182], [264].

Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по про­межуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей чело­века, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятель­ности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.

Продукты деятельности могут быть отнюдь не только веще­ственными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматривае­мом методе; они могут быть информационными, процессуаль­ными, могут представлять собой некоторые временные функцио­нальные эффекты; областью их существования может быть, в ча­стности, и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя могут быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). Поэтому остановимся на обзорной группировке результатов, продуктов деятельности.

1. Материальные, материализованные, документально фиксиро­ванные продукты деятельности. К этой категории можно отнести:

• продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительст­ва, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который интересующий нас ра­ботник вносит в нее в соответствии со своими обязанно­стями (количество и качество продукции, брак и его осо­бенности);

• созданные работником инструменты, приспособления, ва­рианты оформления рабочего места;

• составленные документы, деловые записи (например, в предусмотренных на некоторых трудовых постах сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, при­казы (если изучается руководитель), планы, отчеты, мето­дические разработки, публикации, рукописи, компьютер­ные программы (если изучаются работники научно-практического профиля) и другие проявления письменной речи; заявки на изобретения и пр.;

• результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, картины, шрифты, грави­ровки и пр.);

• результаты труда по упорядочению вещественных и ин­формационных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике;

• подобранные информационные материалы, библиографи­ческие указатели и пр.).

2. Функциональные (процессуальные) продукты деятельности. Эта группа продуктов активности человека трудноуловима для объективного изучения, но ее принципиально важно принимать во внимание. К этой категории продуктов деятельности можно отнести:

• общественное настроение в контактном коллективе, создавае­мое тем или иным его членом или руководителем (средствами личного примера, генерированием напряженности, конструк­тивными предложениями, "миротворческими" функциями, "закулисными" интригами и пр.), "психологический кли­мат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе);

• устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, форми­рующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать);

• акты делового общения (начиная от реплик и кончая по­ступками в критических ситуациях), факты активного уча­стия в совещаниях, совещательных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, на­ставничества в широком смысле и выполнения других пе­дагогических, организаторских функций, новаторские по­чины (инновации, как ныне модно говорить) и т.д. Недооценивать подобного рода результаты деятельности нельзя, поскольку они могут, в частности, создавать полезные (или вредные) социальные эффекты типа своего рода цепных реак­ций, выходящих далеко за пределы контактного трудового кол­лектива, и вызывать массовое движение того или иного рода (как, например, в свое время стахановское движение или в по­следнее время моду на иностранные или звучно-непонятные на­звания организаций, "фирм" — "Simplex", "Абер", "Лаурел" и пр.). Хотя, с одной стороны, эти явления характеризуют про­цесс деятельности, но вместе с тем они могут рассматриваться и как результат, продукт, поскольку являются порождением пси­хики человека;

• приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде, создаваемые в ходе педагогической, организатор­ской, политической, просветительской, художественно-воспитательной работы. Результатом работы художника-карикатуриста в стенной газете является, например, не только сам рисунок, но и тот социальный эффект, кото­рый он производит и на который он, несомненно, и рассчитан. Более того, было бы ошибочным анализировать такого рода случай, не принимая во внимание именно этот эффект, а центрируясь только на самом промежуточ­ном "изделии" — рисунке. Из сказанного выше становится ясным, что продукты дея­тельности каждого определенного человека (или группы людей, например, бригады, т. е. коллективного субъекта труда) пред­ставляют собой непростую и разноуровневую систему, поэтому первой задачей при построении анализа продуктов деятельности как методики и процедуры является хотя бы предварительное определение этой системы в виде перечня вещественных и функциональных результатов работы определенного человека (или' производственного коллектива). При этом важно учесть, что сам субъект может отнюдь не четко осознавать, в чем же состо­ит и как следует определить продукт его труда; во всяком случае и весьма просвещенные, образованные люди часто затрудняются от­ветить на вопрос о том, что они производят на своем трудовом посту; точно так же и студенты даже старших курсов затрудняются с ответом на вопрос, что они будут именно производить, приступив к работе после окончания вуза ("буду заниматься..." — вот типичная форма ответа). Ре­зультативная интерпретация труда довольно детально разработа­на относительно материального производства, и это отображено в разного рода публикациях, справочниках товароведческого ха­рактера. Что касается областей духовного производства, произ­водства научной и художественной информации, услуг, упоря­доченности социальных процессов, то здесь представления о результатах труда часто нечетки и не объективированы в каких-то научных текстах. И здесь психологу часто приходится пола­гаться на себя.

Например, если мы изучаем рассматриваемым методом осо­бенности, предположим, индивидуального стиля деятельности и особенности личности судоводителя речного или морского фло­та, то мы должны учесть не только показатели точности следо­вания судна по курсу, точность маневров, количество аварийных ситуаций за период времени (скажем, год), но и качество отда­ваемых распоряжений, команд, актов профессионального обще­ния, деловых записей и другие феномены "самообнаружения" личности, которые заранее предусмотреть не всегда можно и которые становятся известными после некоторого предвари­тельного этапа исследования.

В результате может быть составлена программа анализа про­дуктов деятельности, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, явления) и их качественных и количественных, если возмож­но, особенностей. Составление программы такого рода — за­дача очень творческая. Наиболее сложна она в тех случаях, когда речь идет о труде в сфере нематериального производст­ва (труде педагога, воспитателя, организатора, политика, про­изводителя тех или иных услуг). Приведем для иллюстрации общепонятный пример. Какие "пункты" могут, скажем, со­ставить программу анализа продуктов труда учителя физкуль­туры в школе (далее использованы материалы из работы З.Н.Вяткиной [51]).

Эти пункты могут быть следующими:

- посещаемость уроков физической культуры школьниками;

- состояние здоровья учащихся;

- система подготовки учителем мест занятий;

- наличие необходимого инвентаря;

- наличие музыкального сопровождения занятий;

- акты использования технических (информационных и иных) средств обучения;

- наличие индивидуальных карточек учащихся и их содержа­ние (полнота, индивидуализированность записей и т.д.);

- своевременность и организованность прихода учащихся на урок, переодевания, выхода в спортивный зал, на построение для выхода из здания школы;

- уровень организованности учащихся на занятии (распределение по отделениям и "работа", смена мест занятий, дисциплина в отделениях и т.п.);

- систематичность и объективность контроля за деятельностью учащихся;

- уровень "моторной плотности" урока в связи с задачами и типом его;

- активность и заинтересованность учащихся на уроке;

- уровень самостоятельности учащихся в обеспечении урока (подготовка и уборка снарядов, страховка и взаимопомощь, са­мостоятельность в выполнении заданных упражнений);

- уровень вовлеченности всего педагогического коллектива в решение задач физического воспитания школьников;

- уровень внимания, привлеченное родителей к физическо­му воспитанию детей.

Легко заметить, что пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться и как критерии профессионального мастерства, поскольку как бы отвечают на вопросы о том, что должен уметь делать работник. В связи с этим они могут ис­пользоваться как средства его совершенствования. Поскольку они могут и должны быть также средством самоанализа и само­совершенствования профессионала, то становится, на наш взгляд, совершенно ясным, что разработка хороших, детализи­рованных программ анализа продуктов деятельности по отноше­нию к разным профессиям — актуальнейшая как в научном, так и в практическом отношениях задача психологии труда.

Отнюдь не исключено, что отсутствие четкой программы анализа (и самоанализа) такого рода является подчас самым су­щественным препятствием для профессионального развития че­ловека и психологической коррекции стиля его деятельности. Следует признать, что с концептуальной стороны вопрос о про­дуктах трудовой деятельности (их структуре, типологии) почти не разработан. Так называемые квалификационные характери­стики являются лишь слабым отображением того эталона, кото­рым должен руководствоваться профессионал в своем развитии и которым должны руководствоваться люди, ответственные за подготовку профессионала.Во всяком случае, сведения о про­дукте труда (детализированные и систематизированные) должны были бы составлять существенное звено такой квалификацион­ной характеристики. И сделать это должны науки о труде, в ча­стности и прежде всего психология труда.

В табл. 4.1 дана общеориентирующая группировка разнотип­ных результатов трудовой деятельности. Во всех обозначенных литерами клетках таблицы имеются в виду "рукотворные" объ­екты, но в левом столбце (клеткиА, Г, Ж) — скорее похожие на естественные и явно (для нас) подчиненные законам природы, а в среднем столбце (Б, Д, 3) — скорее "чисто" искусственные, явно (опять-таки для нас) подчиненные закономерностям и нормам социальной жизни. Разумеется, границы между этими столбцами надо понимать как подвижные, размытые. И отнесенность того или иного продукта к некоторому таксону клас­сификации — вопрос экспертной оценки, мнения, а не физиче­ского измерения (т.е. область смысловой, семантической, а не метрической точности).

Таблица 4.1. Обзорная классификация результатов трудовой деятельности (в клетках, обозначенных литерами, — соответствующие отдельные примеры)

Вид фактуры про­дукта труда Область существования продукта труда
Внешняя реальность Субъективная реальность, внутренний мир
Природный мир Мир культуры
Длительно существующие целостности, системы А. Искусствен­ный водоем, искусственный алмаз, урожай Б. Дом, оде­жда, болт, гайка, бетон­ная смесь, очки В. Отношения личности, зна­ния (как про­дукт труда пе­дагога)
Процессы, функциональные эффекты, состояния систем Г. Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах Д. Безопас­ность движе­ния транспор­та, симфони­ческий кон­церт Е. Социально-психологичес­кий климат в группе, состо­яние отдыха
Информация, знаково-символические объекты Ж. Знания о природе, запи­санные на внешних носи­телях 3. Знания о людях, об­ществе, за­писанные на внешних но­сителях И. Оператив­ная осведом­ленность чело­века (обуча­емого и т.д.)

Правый столбец(В, Е,И) отведен для продуктов, "изделий", область существования которых — психическая реальность, внутренний мир человека. Произведением практикующего пси­холога может быть комфортное функциональное состояние че­ловека, перед этим утомленного, скажем, сложной, напряжен­ной работой, продукт труда культорганизатора в доме отдыха — состояние веселья его подопечных, результат усилий инженера-информатора службы технической информации — оперативная осведомленность инженеров-разработчиков о соответствующих достижениях в интересующей их области.

Продукт труда может быть охарактеризован принадлежно­стью не к одной-единственной, а к нескольким из девяти кле­ток-зон таблицы. Приводимая классификационная схема может быть полезной и для фиксации представлений не только о ко­нечных, но и о промежуточных продуктах труда. Так, конечным результатом труда агронома является урожай, который в общем виде может быть охарактеризован отнесением к клеткам А и Б таблицы, поскольку он объединяет и свойства естественного (природного) продукта, и предмета, созидаемого и потребляе­мого в человеческом обществе. Но агроном должен по ходу сво­его дела порождать и информационные продукты диагностиче­ского и прогностического характера (начиная от определения состояния растений и кончая локальными предсказаниями по­годы), а также создавать определенные состояния, настроения в производственном коллективе (он еще и организатор производст­ва). Таким образом, можно построить аналитическое описание ди­намики образа продукта его труда: напримерЖ ->3 ->И ->Е ->Г и лишь много позднее собственноАБ.

Вернемся к вопросу о требованиях к методу анализа продук­тов деятельности. Помимо требования детализированной про­граммы анализа, о чем шла речь несколько выше, можно указать еще следующие:

• систематичность, всесторонность подбора фактов;

• изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с усло­виями жизни и деятельности испытуемых;

• наличие (обязательность) не только описания установлен­ного факта, но и комментариев по поводу того, при каких условиях возник, появился данный продукт, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при ка­ком его состоянии и уровне самостоятельности (что было, возможно, жестко предписано, а что явилось следствием собственной активности его). Без этого нельзя надежно реконструировать особенности собственно субъекта труда по его продукции. Например, два молодых токаря сделали сложную продукцию без брака. Но если один делал ее от начала до конца сам, а около другого стоял наставник, предупреждая недоработки и устраняя оплошности, то ре­конструкция субъекта труда по его продуктам должна быть в каждом их этих двух случаев разной. Следует отметить, что метод анализа (и притом именно пси­хологического анализа) продуктов трудовой деятельности в своеобразной форме развит в палеоархеологии — существуют интересные реконструкции психики первобытного человека по археологическим находкам [8], [136], [269].

С экспериментальными методами (в частности, методом производственного эксперимента) можно ознакомиться по лите­ратурным данным [66], [77 - 79], [106], [107], [117], [176], [188].

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Что может дать опрос, если есть фактор бессознательного?

2. Если есть явления самообмана, какова цена опросам?

3. Почему окружающие могут знать о человеке точнее и даже больше, чем он сам о себе?

Тема 1. Возможности и ограничения вербальных методик пси­хологического учения человека.

Тема 2. Возможности и ограничения невербальных показате­лей психики человека.

Тема 3. Возможные методики изучения психики по продук­там деятельности человека (в зависимости от специфики про­дуктов).

4.3. Некоторые методики наблюдения

В связи с каждой научной или практической задачей нужно специально рассматривать, в частности вопрос о соответствую­щих методиках исследования. Для ряда случаев адекватными оказываются методики наблюдения, которые необходимо разра­батывать. И это в свою очередь творческая задача. Ниже мы приведем примерные варианты двух методик наблюдения, кото­рые можно рассматривать как общеориентирующие образцы, на которые можно опираться при первых шагах по разработке со­ответствующих методических средств.

Примечание. И организация, и техника производства могут быть в на­стоящее время и в будущем существенно измененными; но избранная для наблюдения конкретная предметная и социальная действительность должна нами в рассматриваемых случаях пониматься как учебная модель для рас­смотрения собственно методики наблюдений.

Наши рекомендации