Развитие самостоятельности
В условиях семейного воспитания начало третьего года жизни, как правило, знаменуется появлением у детей высказываний типа «я сам». В психологической литературе этот признак считается наиболее ярким свидетельством глубинных изменений в личности ребенка, указывающим на начало автономизации малыша, его психологическую эмансипацию от взрослого и на появление в структуре его сознания понятия «самости», обособленности своего Я. В воспитательной практике этот признак чаще всего трактуется на бытовом уровне и связывается со становлением детской самостоятельности, т. е. способности действовать без опоры на помощь окружающих.
Однако то, что это только начало подлинной самостоятельности, обнаруживается, как только ребенок сталкивается с тем, что осуществляемое им действие не производит того эффекта, результата, который обычно достигался с помощью взрослого. В этом случае ребенок третьего года жизни обращается за помощью к взрослому при первом же затруднении. И хотя, как правило, итогом стремления к самостоятельности в данном возрасте (я сам) чаще всего оказывается неуспех, важно само возникновение такого стремления. Оно свидетельствует о появлении собственных намерений у ребенка, исходящих от него самого и могущих не совпадать с намерениями взрослых. «Личные» желания малыша — признак начавшегося становления подлинной самостоятельности, которую необходимо, на наш взгляд, определить более четко. Это вызвано тем, что в практике
воспитания нередки случаи ложного понимания самостоятельности, приводящие к существенным просчетам в воспитании.
При оперировании понятиями «сам», «самостоятельный», «самостоятельность» используются чаще всего такие семантические оттенки значения, как «без опоры», «без посторонней помощи»; тем самым в состав самостоятельных включаются элементы поведения, через посредство которых индивид совершает действия, не опираясь на поддержку другого человека.
Если рассматривать поведение детей под этим углом зрения, то дети, растущие в семье, производят впечатление менее самостоятельных: малыши все время обращаются к взрослым с вопросами, за помощью и оценкой. Напротив, поведение воспитанников дома ребенка выглядит как самостоятельное: они, будучи предоставлены
себе, подолгу манипулируют предметами и игрушками, не требуют участия взрослых в их играх.
Однако достаточно самого простого эксперимента, чтобы выявилась несостоятельность фиксации самостоятельности по признаку действования без помощи и поддержки взрослого. В наших опытах мы предлагали детям решить ряд практических задач: собрать домик из деталей конструктора, одеть куклу, забросить мячи в настольной игре «Баскетбол», заполнить выемки в форме несложных геометрических фигур соответствующими объемными фигурами и т. п. По ходу решения задач детям предлагалась помощь независимо от того, нуждались ли они в ней и обращались ли за ней к экспериментатору. Результаты эксперимента представлены в табл. 24.
Данные эксперимента по параметру «отношение к предложенной помощи» свидетельствуют, что воспитанники дома ребенка значительно реже, чем их сверстники, растущие в семье, обращаются за помощью по собственной инициативе. Однако предложенную взрослым помощь они принимают гораздо охотнее, и здесь обнаруживается первое существенное отличие между ними. Дети из семьи, принимая помощь взрослого, используют ее для коррекции своих действий и получения нужного результата в решении задачи. Воспитанники дома ребенка в подавляющем большинстве случаев воспринимают предложение помощи экспериментатором лишь как повод для общения с ним, не вникают в содержание сказанного и
пользуются им для завязывания отвлеченного от поставленной задачи общения.
Интересна и возрастная динамика поведения детей по обсуждаемому параметру. В старшей подгруппе детского сада значительная часть детей начинают категорически отвергать помощь взрослого или испытывать неловкость при необходимости ее принять. Их сверстники из дома ребенка к этой степени самостоятельности даже не приближаются. Они не переживают своей несостоятельности при решении задач и довольно часто даже не понимают, что их решение неправильно и требует коррекции.
Таблица 24
Отношение детей к предложенной помощи и характер их предметной деятельности, %
Испытуемые | ||||||
Параметры поведения | дс | др | ||||
млад | ре | млад | ие | |||
шие | шие | шие | шие | |||
Отношение к предложенной | ||||||
помощи: | ||||||
а) инициативное обращение за помощью 59* | ||||||
б) принятие предложенной помощи с готовностью 32 | ||||||
в) принятие предложенной помощи с неохотой 8 | ||||||
г) категорический отказ от предложенной помощи ^ 1 | ||||||
Характер предметной деятельности: | ||||||
а) неспецифические действия с предметом 13 | ||||||
б) специфические импульсивные | ||||||
действия вне логики цели, без пред | ||||||
варительной ориентировочной деятельности 40 | ||||||
в) действия по предварительному | ||||||
плану с постепенным отклонением от цели 29 | ||||||
г) целесообразные и целенаправленные действия 18 |