Стиль и тип речи в ораторском искусстве
Стили речи и языка подробно рассмотрены в других главах книги. Все они могут использоваться в ораторском искусстве. Источники, которыми пользуется оратор при подготовке речи, относятся к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицистическому. Оратор также может заимствовать образы из художественной литературы.
Использование источников разных стилей зависит от рода и вида речи. С официально-деловым стилем будет связан отчетный доклад, лекции – с научным стилем, в проповеди, парламентской, митинговой, приветственной, юбилейных речах будет преобладать элементы публицистического стиля.
Для многих ораторских выступлений характерно смешение стилей. Это особенно заметно в судебных речах. Чаще всего ораторы используют в своих выступлениях публицистический стиль. Использование художественного стиля не только эффективно воздействует, но и доставляет эстетическое наслаждение слушателям.
При том, что ораторское выступление опирается на книжные стили языка, оно реализуется прежде всего в устной форме. Произносящий речь в любом случае использует элементы разговорного стиля. Соединение книжных стилей и разговорного образует ораторскую речь. Объединяя их, оратор должен особенно внимательно относиться к употреблению элементов письменной и устной речи.
Разговорность устного выступления зависит от многих условий: цели, содержания, рода и вида речи, состава и запросов аудитории. Важным условием является способ воспроизведения: чтение текста, воспроизведение по памяти, импровизация.
Индивидуальные речевые навыки также влияют на использование элементов разговорного стиля. В таких выступлениях могут широко применяться разговорная лексика, фразеология, синтаксические конструкции, придающие речи неофициальность и непринужденность. Использование в ораторской речи подобных элементов требует большого мастерства оратора, иначе оно будет неуместно.
Основные виды аргументов
Целью говорящего является влияние в той или иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли. Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого нужно быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы уметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний.
Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис.
В качестве аргументов доказательства могут выступать:
1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.);
2) очевидные положения, не требующие доказательств: аксиомы и постулаты;
3) фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные о населении государства, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные факты).
Следует отметить роль фактов (научных в том числе), которая очень велика в доказательстве и обосновании определенных позиций.
Существуют различные классификации аргументов. Основной классификацией является та, при которой аргументы делятся на логические и психологические.
Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность и логика рассуждения зависят от того, насколько тщательно подобран и проанализирован исходный материал, насколько четко представлены аргументы. Каждый тезис выступления должен быть тщательно аргументирован, недостаточно сильные, сомнительные аргументы исключаются как разрушающие доказательства.
Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам и эмоциям слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими. Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами. При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать чувствами и эмоциями людей, это может стать причиной конфликта между сторонами.
Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.