Научная парадигма новой реальности
Важным этапом в становлении современной метапарадигмы научного знания явились открытия «новой физики»: квантовая теория Планка, теория относительности Эйнштейна, принцип дополнительности Бора, принцип неопределенности Гейзенберга, волновая механика Шредингера.
Эти открытия привели к новому пониманию реальности: Вселенная представляет собой не набор отдельных детерминированных частей, а скорее —сеть динамических объектов и связей внутри единого целого. Известное высказывание П.Лапласа сменяется высказыванием Цукова, провозглашающим новое видение реальности: «Мир состоит не из вещей, а из взаимодействий. Определенными свойствами обладают взаимодействия, а не независимо существующие объекты».
Изменяются представления о фундаментальных детерминантах — пространстве и времени. Согласно теории относительности А.Эйнштейна, пространство и время не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство — время». Время и пространство не абсолютны, а могут претерпевать изменения. В присутствии объектов с большой массой пространство может искривляться, а время изменяться в различном темпе.
Большое значение приобретает позиция наблюдателя, в зависимости от нее поток времени имеет различную степень равномерности. Относительность пространства и времени становятся фундаментальными принципами новой научной парадигмы. Научное сознание отходит от принципов точной детерминации и переходит к принципам вероятностного описания.
Отвергнув универсальные постоянные механистической науки — пространство и время, физика новой реальности заменяет их на скорость света — си постоянную Планка — h. Однако новые универсальные постоянные полностью отвергают принцип объективности, так как восприятие реальности зависит от позиции наблюдателя, что приводит к невозможности описания явлений и процессов с единой точки зрения.
Принцип локальной причинности, обоснованный и доказанный H. Бором и В.Гайзенбергом, раскрывает один из научных парадоксов. Открытие явления представляет собой объективный процесс, но «парадокс возникает, когда наблюдатель пытается построить историю своего восприятия». На сочетании объективности и субъективности происходит процесс формирования новой научной парадигмы. И.Пригожин, И.Стенгерс, характеризуя современное состояние научного знания, пишут:
«Физическая реальность, которую мы описываем сегодня, является временной. Она охватывает законы и события, достоверности и вероятности»3. Парадоксальная логика мышления физики новой реальности отвергает построения ньютоно-картезианской парадигмы науки с ее рационалистической гармонией.
Квантовая физика тоже внесла свою лепту в новое понимание действительности. Качественные характеристики природы света изменяются при организации наблюдения и эксперимента, в одних случаях он проявляет себя как электромагнитное поле, в других как формы квантов энергии, не имеющих массы. «Поведение» феномена при различных экспериментальных режимах было определено H. Бором как принцип дополнительности.
В современное мышление входят новые понятия, которые расширяют научные представления о сущности объективной реальности. Одним из таких понятий стало понятие системы. Природа, сообщество предстают как определенные отношения и связи, в своей совокупности образующие структуры, определяемые как системы. В этой логике осуществляется анализ всевозможных форм существования феноменов.
И. Пригожий рассматривает эволюцию как динамическое состояние неуравновешенных систем. Эволюция не связывается с постепенным, поэтапным переходом одних форм в другие, а предстает в виде системы закономерных и случайных факторов, где хаос, изгоняемый из науки столетиями, выступает в качестве соорганизующего начала системы.
Новые взгляды на мир природы, с одной стороны, приводят к пониманию такой реальности, в которой существуют закономерности, противоречащие «здравому» смыслу. Например, электроны, не обладающие достаточной энергией, преодолевают барьер, не деформируя его, и при этом наблюдается «туннельный эффект».
С другой стороны, появляется язык описания реальных объектов, а не идеальных их моделей. Открытие фракталов — не цельных размерностей — позволило по новому взглянуть на мир геометрических форм. В реальности объекты не имеют правильных геометрических форм, а имеют промежуточное состояние между размерностью и геометрическим объектом, что позволяет наблюдать объекты, имеющие поведение, которое невозможно предсказать и воспроизвести.
Принципы целостной картины мира не подчинены логике «точного механического механизма», они также не подчиняются логики иерархии, когда реальность описывается в логике перехода от простых систем к сложным, от простых форм организации к более «сорганизованным». «В действительности ситуация гораздо более деликатная: простое и сложное сосуществуют, не будучи связаны между собой иерархически»4. Такое восприятие и подходы к действительности свидетельствуют о новом понятийном сознании парадигмы науки.
Новое понятийное сознание оперирует понятиями «самоорганизация», «информация», «хаос», «аттракторы», «фракталы», что свидетельствует о качественно иных принципах научного мышления, формах существования языковой предметной реальности.
Как пишет С.Гроф, «хотя для практических целей обыденной жизни индивид все еще думает в терминах твердой материи, трехмерного пространства, времени, направленного в одну сторону, и линейной причинности, философское понимание существования становится уже значительно более сложным и искушенным, оно приближается к тому, которое открыто мистическими традициями мира. Вселенная предстает бесконечной сетью путешествий в сознании, а дихотомии — испытывающего и испытываемого, формы и пустоты, времени и безвременья, детерменизма и свободной воли, существования и несуществования — предстают трансцендированными»5.
Базовые принципы парадигмы новой реальности можно свести к следующим положениям:
• пространство и время образуют четырехмерный континуум — «пространство—время»;
• природа понимается в своей самодостаточности;
• нет фундаментальных законов и принципов природы;
• эволюция — динамическое состояние неуравновешенных систем;
• необратимость и вероятность — объективные свойства реальности;
• «материя» и « хаос» — взаимосвязаны.