Динамика консультативного процесса в кризисных состояниях клиента.
Кризисное состояние (КС) –это особое, выходящее за рамки повседневной жизни состояние, бывающее в жизни каждого человека и возникающее как реакция на внешние или внутренние причины и обстоятельства.
Г.Хэмбли выделяет 2 вида кризисов:
1. кр. обстоятельств (ситуативный)
Это случайный кризис, обусловленный внешними причинами (утрата близких людей, невозможность достижения чего-либо, насилие, ЧС, катастрофы) и внутренними обстоятельствами (заболевания, травмы).
2. кр.развития - Обусловлен внутренними причинами, к которым относятся возрастные, физиологические, психологические факторы.
Компоненты КС:
· Эмоциональный – это эмоц. реакция на те или иные события; негативные, многообразные, противоречивые эмоции.
· Когнитивный и перцептивный. Чел. не способен самостоятельно найти выход из ситуации, видит ее одномерно.
· Ценностный. Происходит разрушение жизненных ценностей.
· Мотивационный и поведенческий. Проявляется в апатии и бездействии.
· Соматический. Физиологическое истощение, обострение хронических заболеваний, появление новых.
В терапии КС различают медицинский и психологический подходы, которые имеют разные цели и задачи.
Медицинский: рассматривает КС как болезнь. Цель- избавление от симптомов с помощью мед.препаратов. Используется в случае, когда КС не значительное (не задета я-концепция) или очень тяжелое (чел. не доступен для псих. контакта). Психологический: КС- период временного психологического разнообразия, который значительно изменяет жизнь человека. Кризис как возможность личностного роста.
В обычной консультации ответственность психолога намного больше, чем у клиента в силу наличия профессиональных знаний, профессионального статуса. Ответственность распределяется примерно 70% на 30%. А в КС ответственность психолога еще больше, т.к. клиент не в состоянии принимать решение самостоятельно.
В процессе оказания кризисной поддержки консультант должен руководствоваться следующими принципами:
1) Презумпция значимости (любая ситуация должна восприниматься консультантом как значимая).
2) Создание безопасной атмосферы (создание отношений типа человек-человек).
Формы кризисной поддержки.
Ø Телефон экстренной психологической помощи.
Ø Очное консультирование
Ø Психологический дебрифинг (кризисное интервью. Ввел Дж.Митчел) в первые 72ч. С жертвами одного события. Это четко структурированное обсуждение пережитого с целью снижения тяжести псих.последствий.
Формы индивидуального консультирования.
- очное: наличие визуального контакта, доступ к невербальной информации, больше обратной связи, обеспечение индивидуального подхода. НО недоступность, платность.
-заочное (телефонное): выше уровень анонимности, более спонтанное реагирование, доступность. НО отсутствие визуального контакта, ограниченность консультанта в исследовании.
-групповые формы: яркая практическая направленность, возможность примеривания разных соц.ролей, общения. НО не всем подходит такая форма (девианты, акцентуированные личности и т.д.)
Этапы кризисной беседы.
1. принятие реакции на КС. Не подавлять и вытеснять, а осознать и принять.
2.переживание чувств. Процесс, длящийся во времени. Вербализация чувств, их оценка как естественных
3.обретение смысла. Человек находит новые личностные смыслы в замен утерянным.
Прохождение этих этапов является критерием эффективности.
Утрата – потеря личностно-значимой ценности, объекта, человека.
Ø Обратимые (ценность можно восстановить в том или ином смысле)
Ø Необратимые (смерть, инвалидизация)
Скрытая утрата – за переживанием одной утраты кроется непережитая ранее или более глубокая утрата.
Переживание утраты сопровождается специфической реакцией-
Горе – естественная реакция на особо значимую и необратимую утрату. Это комплекс переживаний, сила и спектр которых зависит от значения утраты для человека. Это процесс переживания утраты, направленный на ее принятие и интеграцию опыта.
Этапы горя:
1. Шок, отрицание утраты. Человек не осознает потерю и не в состоянии осмыслить случившееся; основная функция – псих.анестезия. нельзя оставлять человека одного, им нужно мягко руководить.
2. Переживание, страдание (длительность до нескольких лет). Понимание утраты достигает степени ясности и человек начинает эту утрату переживать (физич. и псих. страдания, чув-во вины, идентификация с утратой, повышенная суицидальная активность, изоляция, враждебные реакции).
3. Принятие утраты, интеграция опыта. Человек возвращается к реальности, интенсивность переживаний снижается, планирует жизнь без утраченного человека. Спецификой психологической помощи является разговор об утрате, максимальная вербализация переживаний.
Суицидальная активность (СА) – любые формы активности, связанные с темой самоубийства или направленные на лишение себя жизни.
Степени СА: Депрессивные фразы (все надоело) высказывания в общей форме.
1) Суиц.мысли (не хочется жить) конкретно о возможн. самоуб. Суицид.намерения (есть продуманный план и способ) Суицид.угрозы (готов совершить) 4.1) текущий суицид (только что сделал с собой что-то) 5) Суицид.попытки в прошлом.
Суицид. ключи – это внешние признаки, по которым можно предположить о наличии у человека СА
- ситуационные ключи: Наличие суицидогенной ситуации в жизни человека (это кризисная ситуация в значимой сфере жизни).
-поведенческие ключи: Снижение уровня жизненной активности, безразличие, неопределенные планы на будущее, апатия, написание завещания, приведение в порядок своих дел, раздаривание вещей, прощание с людьми, повышение интереса к суицидальной теме.
-вербальные ключи: Прямые и косвенные высказывания (я не хочу больше жить, вам не придется обо мне заботиться), другие формы ( постоянное самообвинение шутливые разговоры о самоуб.)
Функции суицида:
1. Прекращение. Избавление от физич., эмоц., псих. страдания.
2. Воздействие. Попытка воздействия на конкретных людей, на общество в целом.
3. Отождествление. Как приобретение идентичности с другим человеком, персонажем, кумиром. ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.
К консультированию суицидально-активных клиентов существует два подхода:
Оптимистический. Цель- изменение мыслей и поведения, избавление человека от СА любым путем (отвлечение, развлечение, манипулирование).
Эмпатический. Цель- понимание внутреннего мира человека, с помощью эмпатического слушания и обсуждения запретных тем.