Федерико Гарсия Лорка. Городские романсы
Очерк жизни и творчества поэта. Аллюзии и недосказанность текстов как способ выражения авторской позиции. Особенности жанра романса. Сюжетная недоговоренность как отличительная черта романса. Сближение метафоры с метаморфозой. Противопоставление цыганского мифа современной цивилизации. Прямое столкновение двух миров.
Сопоставление с бардовской поэзией.
Литература
1. Баканова И. Русский «Фауст»./ Литература в школе. – 1996. - №9. – С. 4.
2. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе ХVII-ХIХ веков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
3. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в старш. классах сред. школы/ С.В.Тураев, И.Б. Дюшен, Л.В.Коган и др. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.
4. Зарубежная литература. Хрестоматия для средних и старших классов. / Сост. О.Л.Мощанская, А.Л.Ященко, А.В.Рассказов и др.- М.: Русский купец, Братья славяне, - 1994. – 544 с.
5. История зарубежной литературы ХIХ века. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.» . В 2 ч. /Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А.Завьялова и др. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1991. – 266 с.
6. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
7. Нартов К.М. Зарубежная литература в восьмом классе. Пособие для учителей по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1973. – 223 с.
8. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.»./ Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. – М.: Просвещение, 1981. – 264 с.
9. Роговер Е.С. «Фауст» Гете: заключительные уроки./ Литература в школе. – 2009. - №5. – С. 41-47.
10. Шамаева С.Е. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах. Кн. для учителя: Из опыта работы / Под ред. С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
11. Зарубежная литература 20 века / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2003.
12. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. – М., 2001.
13. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов и М.А. Можейко. – Минск, 2001.
14. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003.
Примечание: 1 и 9 тема взята Александровой, Васильевой, Добродеевой, Зориной.
2 тема
Интерпретация «вечных образов» в разных видах искусства
Группа делится на две подгруппы и готовит совместный проект на 1 из предложенных тем: представление материала для элективного курса. Каждый из членов подгруппы готовит один аспект темы: зарубежная вариант, русский вариант, музыка, кино, иллюстрации, театр. Обязательным является обобщение материала. Материал представляется любым образом, с любыми приемами. Каждый проект должен представляется в течение часа, оставшееся время предполагается обсуждение проекта. Группа должна задавать вопросы, высказывать мнение и давать оценки.
Тема 1. Образы Ромео и Джульетты как вариант образов двух несчастных влюбленных. Трактовка образов двух несчастных влюбленных в «Метаморфозах» П. Овидия, Луиджи да Порто, М. Банделло, У. Шекспира. Воплощение образов в живописи (С. Бродский, Д. Шмаринов, Д. Уотерхаус, Ф. Б. Дикси и др.) и музыке (П. Чайковский, Ш. Гуно, С. Прокофьев) Воплощение образов Ромео и Джульетты в кино. Образы Ромео и Джульетты в литературе: стихотворение М. Алигер, новелла К. Чапека «Ромео и Джульетта». Трактовка образов в мюзикле Ж. Пресгурвик.
Тема 2. Образ Гамлета в мировом искусстве. Легенда Саксона Грамматика и ее интерпретация в трагедии У. Шекспира. Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Высоцкий). Образ Гамлета в мировой живописи (Э. Делакруа, Б. Дехтярев, С. Бродский и др.). Музыка П. И. Чайковского. Трактовка образа Гамлета в искусстве кино (фильмы Г. Козинцева, Ф. Дзеффирелли, К. Брана).
Тема 3. Образ Офелии в мировом искусстве. Образ Офелии в лирике (А. Фет, А. Рембо, В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева). Офелия в живописи. Трактовка образа в кино (А. Вертинская, Х. Бонем-Картер).
Тема 4. Образ Дон Кихота в искусстве. Роман Сервантеса о Дон Кихоте. Интерпретации образа в живописи и графике: О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский, С. Дали и др. Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот». Стихи Ф. Соллогуба. Дон Кихот в экранизации Г. Козинцева.
Тема 5. Образ Дон-Жуана в литературе и искусстве. Истоки образа Дон-Жуана.Испанская легенда о сладострастнике и предания об оживающих статуях. Первая литературная обработка легенды — пьеса Тирсо де Молины “Севильский озорник, или Каменный гость. Противоречивость образа Дон-Жуана в комедии Ж.-Б. Мольера “Дон-Жуан, или Каменный гость”. Опера В. А. Моцарта «Дон Жуан». Трактовка образа в новелле Э. Т. А. Гофмана “Дон-Жуан”. Образ Дон-Жуана в интерпретации А. С. Пушкина: маленькая трагедия “Каменный гость”. Экранизация «Каменного гостя» М. Швейцера («Маленькие трагедии»). Опера А. С. Даргомыжского «Каменный гость». Интерпретация образа Дон-Жуана в апокрифе К. Чапека “Исповедь дона Хуана”. Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века ( А. Блока, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин). Иллюстарации к «Каменному гостю» Пушкина: графика Павла Бунина и Фёдора Константинова. Ирония над легендой: пьеса М. Фриша “Дон-Жуан, или Любовь к геометрии”. Переосмысление образа вечного любовника в пьесе Э. Радзинского “Окончание Дон-Жуана”.
Литература
1. Нусинов И. М. Вековые образы. М., 1937;
2. Нусинов Н.М. История литературного героя. М., 1958;
3. Зиновьева А. Ю. Вечные образы // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001;
4. Гайдин Б. Н. Вечные образы как константы культуры // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 241–245;
5. Гайдин Б. Н. Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : Автореф. дис. ... канд. филос. наук, спец. 09.00.13 / Науч. рук. дфн, проф. Вл. А. Луков. М., 2009. — 17 с.;
6. Гайдин Б. Н.Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса»: Монография.
7. Багно В. Е. Дорогами Дон Кихота. М.: Книга, 1988.
8. Багно В. Е. Дон Кихот в России и русское донкихотство. СПб.: Пушкинский дом; Наука, 2009.
9. Багно В. Е. Русское донкихотство как феномен культуры // http://ec-dejavu.ru/d/Don_Quixote2.html
10. Исаева Е. В. Вечные образы в литературе. Образ Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы современного литературного образования. Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. С. 114-142.
11. Исаева Е. В. Образ Дон-Жуана в драматургии Тирсо де Молины и Ж. Б. Мольера // http://elena-isaeva.blogspot.ru/2012/06/blog-post_04.html
12. Словарь литературных героев // http://mirslovarei.com/litger_a#
13. Онорин В. В. Онорин В. В. Особенности интерпретации образов Дон Жуана и Казановы в литературе рубежа XIX-XX веков //http://www.rfp.psu.ru/archive/6.2010/onorin.pdf
14. Исаева Е. В. Заметки о Дон-Кихоте (Роман М. де Сарвантеса Сааведра «Дон-Кихот Ламанчский» // http://elena-isaeva.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html
15. Гайдин Б. Н. Вечные образы как критерий «значимости» литературных произведений // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=623
16. Багно В. Расплата за своеволие, или воля к жизни // Миф о Дон Жуане. – С-Пб., 2000. – С. 5-22.
17. Генри У. Саймон. Опера Моцарта «Дон Жуан» // http://www.belcanto.ru/juan.html
18. Исаева Е. В. Вечные образы в литературе. Образ Дон-Жуана в мировой литературе // Исаева Е. В. Ролдугина И. А. Актуальные вопросы современного литературного образования. Уч.-мет. Пособие. Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. С. 114-142.
19. Нечаенко Д. Дон-Жуан // Литература, 1995. – № 7. – С. 6.
20. Чекалов И. И. Проблема множественности источников сюжета о Гамлете и Асмлет как мастеровой в «Деяниях данов» Саксона Грамматика //http://norse.ulver.com/articles/hamlet.html
21. Поливанов К. М. «Гамлет» Пастернака. // http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11:--qq-&catid=24:-xx-&Itemid=12