Пастернак зй период творчества
Характеристика 3го периода «Когда разгуляется». В этих произведениях манифицируется особый способ миропорядка. Поэтическое Я становится подобно книге, отражающей все трагические конфликты эпох, трагическую суть исторического времени. Наиб отчетливо это реализуется в ст «Душа». В ст «Быть знаменитым некрасиво» манифицируется особая характеристика творческого акта, основу которой составляет проблема взаимодействия поэтического я и жизни. Категория жизни начинает осмысляться не только как самостоятельное явление. Именно здесь реализуется ипостась поэта. Соответственно, творческое кредо связывается с основным пониманием центральной категории жизни. Восприятие жизни провоцирует характеристику творческого акта, основу которого составляет утверждение тесной взаимосвязи творческого процесса и процесса жизни. В ст «Быть знаменитым..» это прямо продекларировано. А в ст «Во всем мне хочется дойти..» та же мысль реализуется в построении синонимического ряда (категория творчества, природный контекст и контекст культуры). В дальнейшем особая концепция поэтического я и жизни реализуется через предельно широкий тематический ряд. Итоговый сборник Пастернака м б соотнесен с «Сестрой моей жизни» в тематическом разнообразии. Если там было характерно стремление сбить предельно разнородные тематические группы в единое тематическое целое, то «Когда разгуляется» от этой парадоксальной сбивки тем уже уходит. Любовное переживание, представленное в сборнике органически включается в совокупность природных зарисовок. Природный контекст взаимодействует с понятием творчества. Наиболее декларативно это реализуется в ст «Ветер. 4 отрывка о Блоке». В этом случае сущность блоковского творчества начинает выстраиваться через осмысление внутреннего единства творческого Я и природного бытия. Помимо взаимодействия природного и любовного вектора, «Когда разгуляется» включает в себя бытовой план. Бытовая жизнь символизируется как отражение бытийных законов человеческого существования. Свидетельством может выступать стихотворение «В больнице». Категория жизни характеризуется внутренним взаимодействием самых равных сфер человеческого существования. Если для первого сборника «Сестры моей жизни» было характерно обыгрывание пространственных характеристик, то теперь доминантой становится не пространственный ряд, а концепция времени. Итоговым моментом, определяющим эту концепцию, становится ст «Единственные дни». Последняя строфа этого стихотворения афористически формулирует пастернаковскую концепцию времени. Эта характеристика времени выстраивается на протяжении всего сборника. Время начинает рассматриваться Пастернаком как некая материальная субстанция. Метафорическим воплощением движения времени, памяти становится снежная символика. Если в «Сестре» доминирует символика дождя, то здесь доминантой становится снежная символика. Во всех этих произведениях снежная символика реализует динамический характер времени. Кроме того, она демонстрирует одновременность таких характеристик как мимолетность и неизменность времени. Снежная символика передает ту хаотическую динамику жизни, которая составляет сущность мироздания, сущность существования мира вообще. Это реализуется в ст «Вакханалия». Вновь бытийная основа включает в себя творческий акт. Включение человека в общий поток времени и бытия реализуется в сборнике через символику прерывистости или поворота. Эта символика появляется в очень многих произведениях и м б мотивирована чисто ситуативно, она может представать в более широком символико-метафорическом плане. Это характерно для ст «Снег идет», «За поворотом». Прерывистость может быть реализована через любовный сюжет. Это характерно для ст «После перерыва», м б реализована через конечность того или иного головного отрезка времени «После вьюги, Следы на снегу». Символика прерывистости позволяет соотнести в модели времени мгновение и вечность. Сущность человеческого бытия одновременно заключается в очень краткий промежуток времени. В то же время человек через ощущение своей включенности в историю вечности, через ощущение своей сопричастности в преодолении смерти, получает возможность выхода в вечность. Это характерно для ст «После перерыва», «Божий мир», «Единственные дни». Вечностный цикл заявляется в данном сборнике примерно так же, как и в стихах Юрия Живаго. Пастернак символизирует годовой цикл, так же, как и в стихах Юрия Живаго движение годового цикла составляет основу метасюжета сборника, исходным моментом становится символика весны «Весна в лесу», затем появляется символизация летнего цикла, потом осенняя и зимняя символика. Пастернак отказывается от четкой соотнесенности исходного и итогового момента. Для стихов Юрия Живаго характерна одновременность и внутреннее слияние годового цикла, цикла церковных праздников – происходит символизация человеческой жизни, вписанной в эти 2 круга. Для «Когда разгуляемся» - годовой цикл сменяется утверждением сокральности жизни. В финале времена года смешиваются, появляется соотнесенность разных этапов. Именно в этих итоговых произведениях происходит соединение сакрального цикла, цикла природного и цикла человеческой жизни. Проблема исторического времени и его трагизма в этот сборник включается почти всегда опосредовано. Наиболее прямо эта проблема реализуется в ст «Душа» и «Нобелевская премия», которое представляет собой рефлексию Пастернака на события публикации «Доктора Живаго». Включенность этой темы, но не заостренность ее, имеет для Пастернака большое значение. Трагизм жизни не становится доминантной темой. Трагизм истории лишь оттеняет общий ход жизни. В основном наличие этой темы позволяет драматизировать образ лирического героя. Пастернак отказывается от открытого определения романтической концепции поэта. Избранность поэта, ощущение инаковости связывается не столько с его противопоставлением жизни, сколько с ощущением внутренней связанности каждого мгновения жизни и концепции вечности. Более жестко это реализуется в 2х последних стихотворениях. Именно подобное восприятие жизни становится основой для утверждения и реализации концепции мира-храма, которое выстраивается в данном сборнике.