В: Схемы, ориентированные на связь
12. Утверждение о существовании связей, об ограниченных возможностях отделения и о ценности взаимосвязей.
13. Критика, субъективизма, плюрализма и множественности.
14. Описание двухсторонний взаимозависимости.
15. Утверждение существования внутренних связей.
Г: Мета-формальные схемы:
16. Размещение (с целью описания процесса появления) противоречия или же источников отсутствия равновесия в пределах системы (формы) или же между системой (формой) и внешними силами или элементами, противоречащими структуре схемы (формы).
17. Интерпретирование решения проблемы отсутствия равновесия или проблемы противоречия в категориях изменения направления развития.
18. Приписывание ценности а) движению в проявлении развития и/или б) стабильности через процесс развития.
19. Сравнительная оценка форм (систем).
20. Обращение внимания на проблемы координации взаимосвязанных систем (форм).
21. Описание открытых, самопреобразующихся систем.
22. Описание качественного изменения как результата количественного изменения в пределах системы.
23. Критика формализма, основывается на взаимозависимости формы и содержания.
24. Умножение перспектив как подход к целостности (inclusiveness), позволяющий сохранить реальность.[*]
К первой категории относятся схемы, ориентированные на движение. Они касаются процесса изменения, а именно: описывают, каким образом дело доходит до этого изменения. Некоторые из концепций, относящихся к данной категории, были использованы нами в ходе рассмотрения парадоксальной теории изменения и диалектики. Вторая категория охватывает схемы, ориентированные на форму. Они выделяют целое или же контекст. Примером применения этой категории являются наши рассуждения на тему контекстуализации проблем или симптомов.
К третьей категории мы относим схемы, ориентированные на связь. Они обращают наше внимание на интеракционный и формирующий характер связей. Определение «формирующий» означает, что союз оказывает влияние на то, кем являются его участники, термин «интеракционный» относится к взаимному влиянию, которое оказывают друг на друга участники союза. Данная категория касается динамики, или трансакции в рамках системы. Она не нашла отражения в нашем обзоре, поскольку трансакции между членами семьи ещё недостаточно хорошо изучены. Четвёртая категория охватывает метаформальные схемы. Её трудно индентифицировать, поскольку она призвана соединять «связи между формами и скачкообразные трансформации форм, а также процесс возникновения формы» (Бассехас, 1980 стр. 407). Другими словами, она скорее касается превращения одной формы в другую, а не изменения в рамках одной формы. Скачкообразное изменение формы представляет собой трансформацию развития, которая в результате приводит к высшей степени целостности, дифференцированности и интеграции. Такое определение мета-формального уровня соответствует концепции изменения второй ступени; оно было использовано нами при рассмотрении синхронизации уровней, дающей системе шанс преодолеть кризис развития.
Без сомнения, то, каким образом мы используем перечисленные схемы, не претендует на изощрённость. Мы сделаем лишь первый шаг; применение этих схем в теоретических/клинических, а также эмпирических исследованиях над системами, принесло бы большую пользу. Диалектические схемы являются философской и прагматической основой таких исследований, примыкающей к парадоксальному подходу в терапии. Мы надеемся, что в будущем они позволят нам перешагнуть через наши нынешние взгляды на системы и на парадоксы, необходимые для изменения формы этих систем.
Раздел 3
ДИАЛЕКТИКА ПСИХОПАТОЛОГИИ
В предыдущем разделе мы проанализировали с точки зрения диалектики природу «симптомов» и необходимость учитывать контекст в психопатологии и терапии. Целью данного раздела является развитие этих концепций и формулировка модели патологии, опирающейся не на негативы, а на позитивы. Традиционные теории, как правило, предполагают существование негативных обусловленностей. Очень редко выдвигается постулат о позитивных основаниях патологии. Источник патологии - важное положение, на которое следует посмотреть с диалектической точки зрения. Открытие позитивных обусловленностей патологииможет оказать терапевту помощь в концептуализации и интервенции. Такое исследование следует начать с исторического анализа. Наша концептуализация психопатологии проходит по схеме, точно отвечающей трём уровням организации предложенным Dewey и Bentley (1949). Эта эволюционная схема включает в себя три основные фазы: а) акция; б) интеракция; в) трансакция.
Акция:Мнение, что действие происходит само по себе.
Интеракция:Сравнение одного действия с другим и установление причинной связи.
Трансакция:Анализ аспектов и фаз действия с помощью систем описания и называния без окончательного приписывания этого действия «элементам» либо иным потенциально самостоятельным или же независимым «единицам»», сущностям» или «действительностям», а также без выделения из таких самостоятельных элементов потенциально самостоятельных «связей» (стр. 108).
Из исторического анализа следует, что в начале патология воспринималась как мифически предопределённая - её причину искали в абстрактных явлениях, таких как «божества», или же в сверхъестественных силах. Итак, патологическое поведение должно было появиться само по себе, без участия какого-либо внешнего толчка. Оно вызвалось собственными силами. Позже патологию начали приписывать определённым контекстуальным факторам, таким как окружение, или другие люди. Это было началом проявления интереса к внешним причинам. Вместе с теорией психопатологии появились - сегодня известные каждому - определения типа «психобиологический» и «социальный». Хотя считалось, что патологическое поведение возникает в связи с другими системами, каждая из этих систем рассматривалась отдельно, а все причинные связи рассматривались как однонаправленные.
Наконец появилась концепция психопатологии, относительно которой поведение является функциональным результатом исторических, интенциональных и контекстуальных трансакций, причём большую роль играет тот факт, что за ними наблюдает и оценивает их «постороннее лицо». Дело в том, что следует учитывать тенденции, интересы и психодинамику наблюдателя, подходя к ним как к части системы поведения пациента, а также как к частичному объяснению поведения других людей. Все элементы этой системы взаимозависимы; каждое поведение оказывает влияние на все иные части системы, и вместе с тем само находится под их влиянием. Эту концепцию можно назвать трансакционной, т.к. она описывает не однонаправленную, а многонаправленнуюзависимость.
Все перечисленные концепции психопатологии можно отнести не только к понятиям акции, интеракции и трансакции, но также и к трём дополнительным психологическим принципам, исходя из которых патология: а) является внутренней проблемой; б) представляет собой неспособность к интеракции; в) выполняет защитную функцию.
А теперь детально остановимся на каждом из этих принципов и на их связи с представленной нами концепцией психопатологии. Следует помнить, что представленные здесь идеи имеют множество общих точек соприкосновения, поскольку история представляет собой непрерывный процесс. Более ранние идеи включаются в новые теории. Если так происходит и в данном случае, то каждая концепция отражает изменения парадигмы психопатологии.