Типы изменений, наблюдаемых в результате использования групповой психотерапии
Во многих работах показано, что у пациентов, прошедших курс групповой психотерапии, отмечалось изменение установок. S. Leder и Т. Wysokinska (1969), используя метод семантического дифференциала Os-good при лечении 5 пациентов с затяжным неврозом навязчивых состояний, обнаружили изменение самооценок. Такие же результаты при использовании того же метода получали I. Zarebska-Jakubik (1979) у 120 больных, страдающих эпилепсией. При их лечении наряду с фармакологическими средствами использовалась групповая психотерапия. У этих больных по сравнению с контрольной группой (где групповая психотерапия не применялась) отмечалось изменение самооценки и отношения к своей болезни. Изменение установок в результате воздействия групповой психотерапии более подробно исследовала М. Siwiak-Kobayashi (1976). Она обследовала 71 пациента, находящегося на лечении в Клинике неврозов. Используя семантический дифференциал Osgood, автор измеряла установки по отношению к родителям, к себе в различных социальных ролях, к собственной активности, положительным интеракциям с окружением, к психотерапевтическим методам и невротическим симптомам. Исследования проводились дважды: в начале и в конце курса лечения. Установлено, что в положительную сторону изменились установки, касающиеся собственной активности и социальных интеракций, в отрицательную — установки, касающиеся фармакотерапии и невротических симптомов. Оказалось, что наблюдаемое изменение установок было связано с существенным клиническим улучшением состояния пациентов, находившихся на лечении.
Групповая психотерапия позволяет пациентам лучше осознать причины возникновения невротических симптомов. Это подтверждают исследования I. Zarebska-Jakubik (1974). По данным автора, 64% больных неврозами в результате лечения осознали механизмы возникновения симптомов. В этой работе инсайт оценивался психотерапевтом по 4-балльной шкале: «отсутствие инсайта», «незначительное и нестабильное связывание симптоматики с психогенными факторами», «умеренный инсайт», «явный инсайт относительно механизмов возникновения симптомов и понимания
того, что их вызывает в настоящее время». Из работы Cz. Czabala (1979) следует, что осознание в ходе терапии связано с симптоматическим улучшением и положительной оценкой психотерапевтического процесса.
Другие работы свидетельствуют, что у пациентов после курса групповой психотерапии появляются тенденции к изменению некоторых аспектов поведения [Kuliszkiewicz D., Wolniewicz-Grzelak В., 1972; Ко-sewska A., 1978]. Изменение поведения психотерапевт оценивал при помощи 4-балльной шкалы: «отсутствие изменения в поведении», «незначительные и нестабильные изменения в некоторых социальных ролях в отделении и вне его», «умеренные изменения в поведении», «явно выраженные постоянные изменения в наиболее нарушенных жизненных сферах». В исследованиях В. Bigo (1979) подчеркивается, что отмеченный в результате психотерапии рост социально приемлемого поведения связан со степенью симптоматического улучшения.
Из работ Cz. Czabala (1976) следует, что в результате групповой психотерапии могут изменяться некоторые личностные характеристики. У 71 пациента, проходившего обследование по тесту прилагательных (ACL) Gough перед началом и после лечения, установлены достоверные статистические изменения некоторых потребностей и личностных характеристик, указывающих главным образом на усиление чувства собственной ценности.
Факторы, способствующие или затрудняющие
Достижение результатов при групповой
Психотерапии
Первая группа факторов связана с индивидуальными характеристиками пациента — члена психотерапевтической группы:
1) более значительное симптоматическое улучше
ние наблюдалось у пациентов без органического по
ражения центральной нервной системы [Leder S.,
Wysokinska-Gasior Т., 1976];
2) симптоматическое улучшение отмечалось у па
циентов, не имеющих расстройств личности типа:
ананкастная личность, незрелая, с отклонениями
[Kuliszkiewicz D., 1974; Czabala Cz. et al., 1979;
Leder S., Wysokinska-Gasior Т., Zarebska-Jakubik I.,
1979], ;j также с такими чертами личности, как низ-
и* . 323
кая степень возбудимости, неустойчивого настроения и обидчивости [Zarebska-Jakubik I., 1973];
3) более значительное симптоматическое улучше
ние отмечалось у пациентов, у которых в анамнезе
отсутствовали симптомы невротического развития в
детском периоде, частые и серьезные соматические
заболевания, зависимость от лекарств [Kuliszkiewicz D.,
1974; Czabala Cz. et al., 1979]. Результаты лечения
были хуже, если болезнь длилась свыше пяти лет, если
больной предъявлял претензии и отрицательно отно
сился к различным формам психотерапии [Kuliszkie
wicz D., 1974];
4) на степень улучшения оказывает влияние ожи
даемое улучшение, измеряемое перед началом лечения
величиной предполагаемого результата после окон
чания курса психотерапии [Alexiew A., 1975]. Эта
зависимость, судя по обследованию 71 пациента, не
является прямолинейной. Величина ожиданий улучше
ния самочувствия и изменения до определенного уров
ня связаны с фактически достигнутым улучшением.
Чрезмерно высокие ожидания отрицательно влияют
на эффективность психотерапевтического процесса.
У больных неврозами студентов, проходивших курс
лечения в реабилитационно-лечебном лагере, наблю
далась обратная зависимость — большие ожидания
связаны с большим улучшением;
5) на степень улучшения влияет мотивация па
циентов к лечению. Пациенты, мотивация которых
связана с ориентацией на собственную активность
и с установкой на достижение инсайта, гораздо чаще
добивались положительных результатов. В работе
Т. Wysokonska-Gasior (1979) мотивация измерялась
опросником, содержащим 22 утверждения, которые
оценивались по 6-балльной шкале. После проведения
симптоматического анализа утверждения были раз
делены на 5 факторов: активная собственная позиция;
установка на извлечение «вторичного выигрыша» от
болезни; установка на активное решение интерперсо
нальных трудностей собственными силами; неадекват
ная мотивация, принятая под давлением внешних фак
торов; ориентация на симптоматическое улучшение
или постановку диагноза. Опросник заполнялся один
раз в начале лечения;
6) установлено, что пациенты, достигающие луч
ших результатов в процессе лечения, отличались
большей спонтанной активностью, сотрудничеством с
группой и психотерапевтом, положительной установкой по отношению к групповой психотерапии. Такие пациенты' чаще акцептируются психотерапевтом и группой и более положительно к ней относятся [Leder S., 1967].
Вторая группа факторов больше связана со структурой группы, в рамках .которой протекает процесс психотерапии:
1) симптоматическое улучшение и инсайт (изме
ряемые по 4-балльной шкале оценок) легче достигают
ся при лечении в стационарном отделении, где груп
повая психотерапия наряду с индивидуальной и други
ми формами включена в систему психотерапевтичес
кого сообщества [Kuliszkiewicz D., 1972; Kuliszkie
wicz D., Wolniewicz-Grzeiak В., 1972]. Используемая
таким образом групповая психотерапия создает более
благоприятные условия для личностных изменений.
Результаты исследований [Bigo В. et al., 1978] пока-
'зали, что изменения главным образом относятся к
таким характеристикам, как уменьшение эгоцентризма
и возрастание независимости;
2) изменения, происходящие в поведении и уста
новках пациентов (измеряемые по 4-балльной шкале
оценок), более ощутимы в условиях лечения в дневном
стационаре, где групповая психотерапия сочетается
с терапией, специально ориентированной на научение
новым формам поведения [Kuliszkiewicz D., 1972;
Kuliszkiewicz D., Wolniewicz-Grzeiak В., 1972]. По
добные условия лечения предоставляют пациентам
больше возможностей для достижения необходимых
изменений во взаимной перцепции [Bigo В. et al.,
1978]. У 70 больных неврозами установлены сущест
венные различия в способе восприятия участников
психотерапевтической группы. Взаимная перцепция
членов группы оценивалась по 5-балльной шкале,
содержащей восемь определений: антагонистический,
зависимый, заботливый, неуверенный, доминирующий,
активный, понимающий других, самостоятельный. Каж
дый оценивал себя и остальных участников два раза
за время лечения. В конце лечения пациенты, проходя
щие курс лечения в дневном стационаре, значительно
чаще считали своих коллег менее заботливыми, актив
ными, понимающими других и менее зависимыми, чем
пациенты стационарного отделения.
Вероятно, важное значение для результатов психотерапевтического процесса имеют индивидуальные
особенности группового психотерапевта. В работе Cz. Czabala (1979) были обследованы 117 больных неврозами, лечившихся у одних и тех же психотерапевтов, которые использовали три различные формы психотерапии: групповую, индивидуальную и одновременно индивидуальную и групповую. Оказалось, что разные психотерапевты достигают различных результатов лечения в зависимости от того, какую из форм психотерапии они применяют и по отношению к каким пациентам. Результаты измерялись с помощью субъективных оценок пациентов, которые определяли ценность лечебного метода и достигнутых результатов для профессионального и семейного функционирования (шкала Hock). Упомянутая работа не содержала подробного анализа индивидуальных особенностей психотерапевта, влияющих на результаты лечения.
По всей вероятности, одной из особенностей группового психотерапевта является его отношение к основным техникам и психотерапевтической тактике. В работе Т. Wysokinska-Gasior (1979) отсутствуют исследования связи установок психотерапевта и эффективности психотерапевтического процесса, хотя и была предпринята попытка их учета. Используя семантический дифференциал Osgood, обследовано 42 психотерапевта (члена секции психотерапии Польского общества психиатров). Анализ оценки 36 понятий показал, что совершенно отрицательно оценивается поведение группового психотерапевта, в котором проявляется тенденция к доминированию, давлению и агрессивности. Отрицательно оценивался и «безличностный» характер отношений пациент — психотерапевт (анонимность, пассивность, нейтральность психотерапевта).