Структурные элементы выпускной квалификационной работы
Структурными элементами ВКР являются:
1. Титульный лист
2. Задание на выполнение ВКР
3. Отзыв руководителя ВКР
4. Справка на объем взаимствования;
5. Содержание
6. Введение
7. Основная часть
8. Заключение
9. Список использованных источников
10. Приложения.
3.1 Титульный лист является первой страницей ВКР и выполняется на типовом бланке, в который студент от руки вписывает необходимые данные. Титульный лист ВКР оформляется по установленной форме (приложение 1)
Задание на выпускную квалификационную работу
Задание на выполнение ВКР является нормативным документом, устанавливающими границы и глубину исследования темы и специальных вопросов, а также сроки представления ВКР на выпускающую кафедру в завершенном виде. Задание на ВКР оформляется на бланке установленной университетом формы. (Приложение 2).
В задании на выполнениеВКР научный руководитель указывает:
– тему ВКР;
– состав исходных данных;
– перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке;
– перечень наглядных материалов, оформляемых студентом–дипломником;
– срок сдачи выполненной ВКР на выпускающую кафедру для проведения нормоконтроля, предзащиты и защиты.
Выдача задания подтверждается подписью научного руководителя. Затем студент ставит свою подпись, подтверждая принятие задания.
Отзыв руководителя ВКР
Отзыв научного руководителя составляется по форме, выдаваемой секретарем (лаборантом) выпускающей кафедры. В нем должны быть отражены следующие моменты:
– актуальность и значимость темы ВКР;
– степень реализации поставленных целей и задач;
– оценка умения автора (студента) использовать, обрабатывать и анализировать фактический материал, делать аргументированные выводы;
– обоснованность выводов и предложений;
– степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленных студентом в период написания работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР.
В конце отзыва руководитель выставляет итоговую оценку, ставит личную подпись и дату. Отзыв руководителя может быть представлен в печатном или рукописном виде. За 14 календарных дней до защиты.
Содержание
Содержание отражает окончательный вариант плана ВКР и включает развернутый перечень разделов, подразделов и подпунктов, включенных в ВКР, а также введения, заключения, списка литературы и приложений с указанием начальных номеров страниц по тексту.
Введение
Объем 2-3 страницы
Основная задача дипломника во введении поставить проблему исследования: обосновать народнохозяйственное значение избранной темы исследования; важность и необходимость выбора данной проблемы, ее актуальность; указать целевое назначение (цель и задачи) и методы, применяемые в исследовании данной проблемы; степень решения данной проблемы; первые практические результаты и необходимость дальнейшего исследования.
– Актуальность темы
– Степень разработанности в науке этой темы, нерешенные вопросы
– Обоснование выбора Вами данной темы.
– Объект научного исследования
– Предмет исследования
– Цель исследования (одна), формируется существительным: определение, нахождение путей, проведение анализа, изучение, решение.
– Задачи исследования (несколько), формируются глаголами: изучить признаки, изучить опыт организации, систематизировать, выявить сущность, определить возможные пути, понять особенности, предложить способы решения, показать специфику и т.д. (задачи исследования содержатся в параграфах плана работы).
– Методы, применяемые в исследовании
– Эмпирическая база исследования
– обоснование новизны и практической значимости исследования.
Таблица 1 – Элементы научной новизны
Элементами научной новизны в выпускной научной работе могут являться:
– систематизация основных точек зрения на поставленную проблему;
– уточнение терминов, постановка задач, выявление принципов, требований и т.п.;
– более глубокое познание сущности социально-экономических процессов, особенностей, противоречий, механизмов действия социально-экономических категорий и т.п.
– самостоятельный анализ деятельности предприятия с выводами и рекомендациями;
– расчеты планов, прогнозов, норм, нормативов;
– выявление резервов производства;
– расчет экономического эффекта;
– апробирование новой для предприятия методики (расчеты на основе практических данных, экспериментальная проверка или законченное внедрение в производство);
– привязка типовой методики к конкретным условиям предприятия (подразделения);
– распространение методики на новую сферу применения с учетом ее специфики;
– постановка новых для предприятия проблем с основными направлениями их решения;
– разработка новой методики;
– создание улучшенного варианта апробированной методики;
– улучшение порядка расчета показателей, норм, нормативов и т.п.
– отдельные предложения по улучшению практики учета, контроля, анализа, планирования, прогнозирования, нормирования, организации, стимулирования труда персонала. (Объем введения составляет приблизительно 5% объема всего дипломного проекта).
Введение не должно содержать таблиц и рисунков.
Основная часть
Основная часть ВКР состоит из трех глав.
Таблица 2 – Части ВКР
Глава 1 (теоретический) Объем 5-15 страниц. | Например: 1. Теоретические основы исследуемой проблемы 1.1. Сущность (роль, значение) рассматриваемого явления 1.2. Виды, формы и функции исследуемого явления 1.3. Особенности … в России и зарубежный опыт использования 1.4. Нормативные документы связанные с деятельностью организации по которой пишется ВКР Глава может состоять из 2-3 параграфов. Выводы по 1 главе. |
Глава2 (аналитический) Объем 30-40 страниц | 2. Анализ (оценка) состояния предмета исследования на предприятии 2.1.Характеристика предмета исследования на основе системы показателей за ряд лет 2.2. Анализ действующей системы управления персоналом организации в целом. (количественный и качественный состав персонала, текучесть кадров, причина текучести кадров за три последних года, процедура приема на работу на основании статьи ТК РФ, технологии управления персоналом: подбор, отбор и найм персонала; профориентация и адаптация персонала; развитие, обучение, управление карьерой и кадрового резерва; аттестация и деловая оценка персонала; система мотивации и стимулирования персонала; описать морально-психологический климат организации). 2.3.Диагностика исследуемой проблемы на предприятии Выводы по 2 главе. |
Глава 3 (рекомендательная) Объем 5-15 страниц | 3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия и решению проблем, выявленных в дипломном исследовании 3.1. Организация и содержание работ по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности в конкретной организации (разработанные ЛНА, свои предложения по совершенствованию данной проблемы) 3.2. Обоснование и эффективность предлагаемого решения. Выводы по 3 главе |
3.6.1 Первая главасостоит из 2-3 подразделов и носит теоретико-методический характер.
В нем студент должен:
– отразить значение рассматриваемой проблемы в системе управления персоналом;
– представить эволюцию явления (выделить основные теории по проблеме с указанием авторов, этапы развития данной проблемы, отразить методы и подходы, используемые в мировой практике для исследуемой в ВКР проблемы).
– раскрыть основные понятия и сущность процессов, составляющих основу работы;
– определить выбранные методы и средства для решения поставленной проблемы;
– сформулировать выводы с точки зрения теории, представления о развитии процесса.
Первая глава задает порядок действий во второй части, которая должна отражать количественную и качественную характеристику предмета исследования. Анализ практического материала во втором разделе проводится на основе первого раздела, особенно той его части, где приведены классификации, методы и подходы, используемые в мировой науке и практике для изучения исследуемых студентом проблем.
3.6.2. Вторая главаработы носит аналитический характер и строится исключительно на практическом материале, собранном студентом.
С этой целью студент должен отразить сведения по истории объекта исследования, описать стадии развития организации (вновь создаваемая, развивающаяся, стадия стабильности или кризиса), миссии, организационную структуру, в том числе производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев, отделов, служб и т.п.) и структуру управления (состав должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность, динамику численного состава кадров, основные причины текучести, величину и причины потерь рабочего времени), составить схему организационной структуры управления персоналом, оценить ее рациональность.
Далее студенту следует провести анализ эффективности управления персоналом на предприятии. Провести анализ действующей системы управления персоналом организации в целом (количественный и качественный состав персонала, текучесть кадров, причина текучести кадров за три последних года, процедура приема на работу на основании статьи ТК РФ, технологии управления персоналом: подбор, отбор и найм персонала; профориентация и адаптация персонала; развитие, обучение, управление карьерой и кадрового резерва; аттестация и деловая оценка персонала; система мотивации и стимулирования персонала; описать морально-психологический климат организации).
Материалом для анализа служит:
– официальные сборники статистических показателей;
– ЛНА организациии
– планы работы организации;
– годовые отчеты по персоналу;
– статистическая и экономическая отчетность предприятия;
– другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения практик;
– материалы социологического исследования, проведенного студентом (анкетный опрос, интервью, социометрическое обследование группы, наблюдение, контент-анализ содержания публикаций многотиражной газеты, протоколов собраний и т.п.);
– материалы психологического тестирования персонала предприятия.
Материалы, служащие базой для обоснованного анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было показать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить недостатки в работе.
Характер и объем собранного материала зависят от особенностей выбранных методик исследования.
На основе проведенного анализа организационных аспектов управления и функциональной подсистемы системы управления студенту необходимо обосновать причины и факторы, оказывающие негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые будут подробно рассматриваться в ВКР в соответствии с ее темой.
Оценка изучаемых на предприятии процессов, выявление преимуществ и недостатков осуществляется сравнением того «как есть» (материалы предприятия) с тем «как должно быть» (материалы первой главы).
Выявленные в ходе анализа недостатки и отклонения, а также сформулированные выводы составляют основу второй главы. В них отражается нерешенность методических, организационных, экономических, правовых, социально-психологических вопросов в области управления персоналом и формулируются задачи для рекомендательной части ВКР, решение которых будет составлять третья глава.
Анализ собранных материалов позволяет обучающемуся определить степень использования предприятием имеющихся ресурсов, уровень организации труда, состояние системы управления персоналом, состояние планирования работы с персоналом, качество оценки персонала и аттестационной работы и т.п. Круг анализируемых показателей определяется планом ВКР.
Используя полученные статистические и социологические данные, необходимо вскрывать причины имеющихся недостатков. Хорошо, если обучающийся изучит и опишет отечественный и зарубежный опыт с целью его дальнейшего использования при разработке конкретных мероприятий.
Результат анализа – выводы о состоянии дел на предприятии по рассматриваемым вопросам. Это называется исследовательской диагностикой, на основании которой выполняется следующая глава – разработка рекомендаций.
3.6.3 Третья главаможет состоять из одного или нескольких подразделов и должен содержать рекомендации и мероприятия по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятия и решению кадровых проблем, выявленных в ВКР.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании проведенного анализа, выявления недостатков и неиспользованных возможностей решения проблемы студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
В заключительной главе должны быть представлены конкретные мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия или подразделения по предметной области исследования и касаться выявленных в аналитической части слабых сторон деятельности предприятия, в частности, системы управления персоналом. Рекомендации должны содержать пути совершенствования и конкретные материалы или предложения. Это может быть:
– разработка программы мероприятий или локально-нормативных актов, связанных с деятельностью управления персоналом,
– разработка управленческой или организационной процедуры,
– предложение по совершенствованию организационной структуры управления,
– рекомендации по изменению штатного расписания должностей,
– разработка должностной инструкции, положения об отделе;
– использование современных информационных технологий и программных средств,
– методика по мотивации персонала;
– повышение престижности предприятия;
– создание системы введения в должность;
– инструментальное и организационное обеспечение наставнической деятельности;
– обеспечение обучения новичков на рабочих местах и через специализированные курсы;
– улучшение условий труда;
– создание благоприятного режима труда персонала;
– повышение престижности каждого рабочего места;
– обучение руководителей среднего звена методам и приемам работы с персоналом (в частности, с новичками);
– создание благоприятного социально-психологического климата;
– повышение удовлетворенности трудом путем улучшения системы мотивации и стимулирования труда и т.д.
Все предложения должны логически вытекать из предыдущих глав работы, иметь теоретическое обоснование, отраженное в первой главе ВКР, содержать прогрессивные методы решения проблем.
Таким образом, алгоритм действий обучающегося по подготовке третьей главы может быть следующим.
1. Разработать перечень рекомендуемых мероприятий и проектов ЛНА.
2. Разработать календарный план внедрения мероприятий (на год).
3. Определить объем ресурсов, необходимых для внедрения мероприятий (финансовые, материально-технические, человеческие и т.п.).
4. Если вы рекомендуете создание нового подразделения, необходимо:
– разработать штатно-должностное расписание этого подразделения;
– рассчитать стоимость подготовки персонала, который будет обеспечивать деятельность подразделения;
– указать источник финансирования мероприятия.
5. Если вы рекомендуете введение новой должности, необходимо показать:
– систему подчинения, в которую включается новая должность;
– разработать для нее должностную инструкцию;
– указать размер оклада и источник финансирования.
3.7 Заключениедолжно содержать авторскую оценку студентом работы с точки зрения:
– достижения цели работы и решения поставленных в ней задач;
– обобщения рассмотренных в работе проблем (возможно по разделам);
– практической значимости работы;
– изложения результатов работы, расчетов экономической эффективности предлагаемых мероприятий;
– направлений дальнейшего продолжения исследований по теме и ее важность для предприятия.
Объем заключения может составлять от 3 до 5 страниц текста.
3.8 Список использованных источниковоформляется в соответствии требованиями ГОСТ 7.1 и включает в себя все источники, использованные в работе, на которые делались ссылки по ходу исследования (нормативно-правовые акты, специальная научная и учебная литература, периодика и др.). Примеры оформления представлены ниже.
Список использованных источников организуется и оформляется в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Все используемые в ВКР материалы даются со ссылкой на источник. Порядок оформления сносок: после упоминания материала или цитаты в головном меню «Вставка» выберите команду «Ссылка», в ней – команду «Сноска внизу страницы». Далее в подстрочнике шрифтом 12 печатайте выходные данные книги, журнала или текст сноски.
Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускаются сокращения названия только двух городов – Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).
Рекомендуется студенту, включать в список использованных источников авторов выпускающей кафедры