Поло-ролевой опросник сандры бем

Поло-ролевой опросник Бем (BSRJ; Вещ, 1974) — это наиболее широко используемый инструмент для измерения того, как взрос­лый человек оценивает себя с точки зрения тендера (Hargreaves, 1987). Опросник включает в себя 60 прилагательных, каждое из которых обследуемый оценивает по 7-балльной шкале исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Двадцать прилага­тельных из этого списка составляют шкалу мужественности: муже-ственный(-ая), анализирующий(-ая), амбициозный(-ая), агрессив-ный(-ая), доминантный(-ая) и т. д.; еще двадцать составляют шкалу женственности: женственный(-ая), теплый(-ая), любящий(-ая) де­тей, внимательный(-ая) к нуждам окружающих и т. д.; а оставшие­ся двадцать — нейтральные: завистливый(-ая), надежный(-ая), се-

рьезный(-ая), с большим самомнением, тактичный(-ая). Прилага­тельные были отобраны исходя из того, какие характеристики счи­тались гендерно-соответствующими в то время, когда создавалась шкала. Это делалось с целью определить место гендера в культур­ном контексте, а не в личности отдельного человека (Вещ, 1993). Человек, набравший большое количество баллов как по шкале му­жественности, так и по шкале женственности, считается андро-гинным; тот, кто набрал высокий балл по шкале женственности, но низкий —по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по шкале мужественности намного превышает результаты по шкале женственности, считается мужественным. Термином «недифференцированный» в этом опроснике обознача­ются те, кто набрал одинаково низкие баллы как по шкале муже­ственности, так и по шкале женственности. Поло-типизированным человеком мы называем того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в его обществе гендерно-соот-

ветствующим.

Существует ряд научных работ, в которых исследовались резуль­таты проведения BSRI в неевроамериканских группах. Интересно, что они нередко противоречат общепринятым стереотипам. Со­гласно Де Леон (DeLeon, 1993), афроамериканцы и пуэрторикан­цы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евро-американцы. Два других исследования тоже показали, что афро-американские женщины набирают больший балл по андрогинии, чем евроамериканки (Binion, 1990; Dugger, 1988). Это можно объяс­нить исторически сложившимся высоким уровнем безработицы сре­ди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке рабочей силы более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Истори­ческий опыт афроамериканок привел к тому, что их представление о женственности стало включать уверенность в себе, физическую силу, находчивость и самостоятельность (Dugger, 1988). В исследо­вании, проведенном в 1983 г. Пу и Васкес-Наттал среди женщин, обучающихся в колледжах, наиболее высокие баллы по шкале му­жественности набрали чернокожие студентки, за ними следовали латиноамериканки, а затем белые женщины (отчет об исследова­нии см. Vazquez-Nuttall et al., 1987). Такие же результаты были по­лучены Де Леон (DeLeon, 1993).

Кранау и соавторы (Kranau et al., 1982) выявили, что мексикан­ки наиболее женственны среди иммигрантов, ассимилировавших

культуру американского общества, несмотря на то что их поведение становится все менее и менее женственным. Зато пуэрториканские женщины, живущие на острове, по данным одного из последних исследований, отнюдь не оказались более женственными, чем пу­эрториканки, живущие в Соединенных Штатах (DeLeon, 1993). Сравнение результатов BSRI у афроамериканских, пуэрториканс­ких и евроамериканских мужчин показало, что самый высокий про­цент мужчин женственного типа и самый низкий процент мужчин мужественного типа обнаружился среди пуэрториканцев. Пуэрто­риканские мужчины в среднем набирали значительно больше бал­лов по шкале женственности, чем мужчины из афроамериканской и евроамериканской подгрупп. Де Леон считает причиной то, что пуэрториканская культура поощряет проявления привязанности к семье, заботы о других, заботы о детях — черты, которые описы­вают в BSRI женственный тип. Перечисленные исследования ука­зывают нам на роль культуры в создании тендерных типов, а также на явный недостаток научных работ в этой области. В шестой главе мы продолжим обсуждение связей между тендером и культурой.

Наши рекомендации