Общение с «трудными» людьми
Секретарю в своей работе часто приходится сталкиваться с «трудными» людьми. К ним можно отнести жалобщиков, молчунов, агрессивных, сверхпокладистых, не держащих свое слово, крайне не решительных, очень скрытных лиц, максималистов, лгунов, «всезнаек» и ряд других.
Когда вы сталкиваетесь с «трудным» человеком, используйте подход, соответствующий особенностям его поведения. Например, при общении с агрессивным человеком дайте ему возможность «выпустить пар», а затем спокойно и уверенно выскажите ему свою точку зрения, обосновав ее. Не старайтесь ставить под сомнение его правоту. Подчеркивайте свое миролюбие и желание взаимовыгодно разрешить возникшую проблему. Доброжелательно предложите ему обсудить возникшую ситуацию. Ваше спокойствие будет снижать его агрессию, и вы сможете прийти к общему решению.
При общении с «жалобщиком» выслушайте его. У «хронических» жалобщиков жалобы чаще всего возникают от разочарования и бессилия. После изложения таким человеком сути своих претензий покажите, что вы поняли его, повторив суть высказанного своими словами. Если жалоба обоснована, согласитесь с ней, если нет – займите нейтральную позицию. После этого переведите разговор на другую тему. Если человек начнет снова повторять жалобу (а такое происходит часто), уважительно прервите его и переключите внимание на решение проблемы. Спросите его о том, что он собирается делать в возникшей ситуации. Если он в чем-то обвиняет вас, то поинтересуйтесь, что вы вместе можете сделать для решения проблемы таким образом, чтобы это удовлетворило обе стороны.
При общении с «молчуном» для уяснения сути проблемы следует задать ему несколько вопросов в форме, исключающей односложные ответы. Покажите, что вы относитесь к нему доброжелательно и миролюбиво. Не теряйте терпения при общении с ним. Когда он начнет говорить, поддержите его независимо от того, согласны ли вы с ним. Если в его речи возникают паузы, не старайтесь их заполнить. Просто помолчите. Дайте ему возможность пусть и медленно, но высказать свои мысли. Поощряйте его к продолжению разговора.
При общении со сверхпокладистым человеком, который обещает выполнить все ваши пожелания, а сам ничего не делает, объясните ему, что вам не нужно его согласие пойти вам навстречу, а нужна правда. Настаивайте на том, чтобы он высказал то, что на самом деле думает, и не обещал сделать то, чего не хочет или не в состоянии выполнить. Настаивайте на том, что вам нужна правда по поводу его планов, какой бы она ни была.
Несмотря на необходимость индивидуального подхода, общаясь с «трудными» людьми, нужно основываться на следующих правилах:
1) осознав, что человек труден в общении, определите, к какому типу людей он относится;
2) выявите его скрытые нужды и интересы и подумайте над тем, как их удовлетворить;
3) не принимайте на свой счет поведение этого человека – он ведет себя подобным образом с большинством людей;
4) овладейте своими негативными чувствами и эмоциями, которые вызвал у вас этот человек. Сохраняйте спокойствие и нейтралитет. Не попадайте под его влияние;
5) используйте совместный подход при решении возникших проблем, предварительно нейтрализовав его.
Подводя итоги, следует отметить несколько правил, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения для наибольшей его эффективности.
Если вы слушаете:
1) старайтесь относиться к собеседнику без предубеждения;
2) избегайте критичности;
3) слушайте внимательно, сосредоточившись на говорящем; настройтесь на эмоциональное состояние и личностные особенности собеседника, на учет не только своих, но и его интересов;
4) установите «обратную связь», чтобы говорящий мог понять, какую информацию ему следует еще сообщить, а что нужно повторить, возможно, другими словами;
5) если это нужно, уточняйте, задавая вопросы. Учтите, что их не должно быть слишком много;
6) будьте готовы к восприятию новых идей;
7) старайтесь не отбрасывать негативную информацию или ту, которая кажется вам недостоверной или маловероятной;
8) не игнорируйте информацию, поступающую от неприятных вам людей;
9) стремитесь найти полезное для себя в услышанном;
10) сосредоточьтесь на главных мыслях и идеях говорящего, мысленно резюмируйте услышанное;
11) учтите, что в процессе общения существенную роль играют «невербальные» сигналы – мимика, жесты, темп и тембр речи и др. Выражайте согласие кивком головы, выражением лица, совпадающим с чувствами говорящего, небольшим наклоном туловища вперед, голосовыми сигналами («М-да», «Угу», «Ага», «Понятно!», «Интересно!» и др.);
12) иногда лучше переспросить человека («Как я поняла, вы…», «Я правильно поняла, что вы имели в виду…» и т. п.), чем сделать существенную ошибку; будьте терпимы и восприимчивы к чувствам собеседника;
13) после окончания разговора обязательно письменно фиксируйте основную информацию;
14) если это необходимо, то критикуйте содержание сообщения, а не самого человека;
15) поддерживайте тон разговора – легкий или серьезный;
16) подбадривайте собеседника, поощряйте его к обсуждению и обмену мнениями;
17) не позволяйте себе отвлекаться;
18) не перебивайте;
19) не переводите обсуждение на другую тему;
20) не пререкайтесь;
21) не навязывайте свои советы.
Если вы говорите:
1) четко определите цели своих высказываний;
2) ваша речь должна быть простой, четкой и образной;
3) говорите понятно и доступно для собеседника;
4) конкретно и ярко иллюстрируйте свою речь;
5) свои предположения и суждения подтверждайте фактами;
6) сообщение должно быть кратким, сжатым, структурированным, не содержащим излишней информации;
7) устанавливайте «обратную связь», которая поможет вам понять, правильно ли партнер понимает ваши слова;
8) учтите, что агрессивные, очень тревожные, а также находящиеся в состоянии депрессии люди очень плохо поддаются убеждению; демонстрируйте готовность к сотрудничеству;
9) учитывайте общее впечатление, которое вы производите;
10) выражайте свою позицию открыто, ясно и без нападок как на себя, так и на собеседника;
11) стремитесь соотносить свои цели с целями собеседника, а не с его личностными особенностями;
12) используйте положительно окрашенные слова, избегайте оценочных суждений или выражения безразличия к партнеру;
13) при обсуждении позиций и действий делайте акцент на их последствиях для поставленных собеседником целей;
14) избегайте уступчивости, нетерпеливости и разглагольствования;
15) контролируйте свое эмоциональное состояние.