Проекций ролевых персонажей на шкалы конструктов.
· - Выводит окно «Ролевые персонажи».
С помощью окна «Ролевые персонажи» (рис. 2.6) решается задача анализа субъективного профиля персонажа. Если установить флажок слева от какого-либо персонажа, то сразу же на шкале каждого конструкта появится точка, характеризующая этот персонаж.
Подобным образом можно выводить для просмотра любое количество ролевых персонажей. Например, если установить флажки напротив персонажей «Я-сам» и «Уверенный в себе человек», можно просмотреть, в чем ваш клиент похож, а в чем не похож на уверенного в себе человека.
|
Примечание. Если щелкнуть по основному полю левой кнопкой мыши, а затем подвести указатель к какой-либо точке, то возле него появляется небольшое окно сообщения, в котором отображается имя или название ролевого персонажа. Повторный щелчок по полю скрывает это окно. На рисунке 2.5 указатель мыши подведен к элементу «Отвергаемый учитель».
- Выводит на экран все ролевые персонажи.
Если Вы установили цветовое выделение персонажей в экранной форме «Ввод элементов» (рис 2.2), то эти персонажи будут окрашены в заданный цвет, остальные – будут представлены белыми точками.
- Выводит на экран персонажи с заданным цветовым выделением.
Этой пиктограммой удобно выводить на экран персонажи, соответствующие модальностям Я. Для того чтобы они сразу появлялись на экране, в экранной форме «Ввод элементов» (рис 2.2) надо установить для них соответствующие цвета. Принято обозначать: Я-сам - зеленый цвет; Идеальное Я – красный цвет; Я-воспоминание – синий цвет.
При необходимости, можно назначать цветовое выделение и большему количеству ролевых персонажей.
- Выводит все персонажи, но при этом маркирует их в соответствии с «сырыми» оценками.
После щелчка по этой пиктограмме программа рассчитывает координаты проекций персонажей на шкалы конструктов без учета их оценок по этим конструктам. Например, при расчете проекции персонажа «Отец» по конструкту «мужчина-женщина» его «сырая оценка» в расчет не принимается. МИСС сама решает, к которому из полюсов и насколько надо сдвинуть этот персонаж.
В идеальном случае персонажи должны распределиться у своих полюсов, причем группы не должны пересекаться. Чем меньше область пересечения, тем более достоверны различия.
Расчет проводится по всем конструктам. Персонажи, имеющие в тесте оценку «Да», выводятся в виде черных точек; персонажи, имеющие оценку «Нет» – окрашиваются в белый цвет.
Такой способ вывода персонажей позволяет осуществить коррекцию оценок. Нередки случаи, когда клиент относит персонаж к одному полюсу конструкта, а МИСС – к другому. Такие случаи целесообразно обсудить с клиентом и при необходимости внести в оценки соответствующие исправления. Кроме того, рассогласование между компьютерными оценками и оценками, данными клиентом, позволяют ему лучше понять свои собственные конструкты.
- Идентификации. Выводит на экран список персонажей, коррелирующих с заданным персонажем.
Помимо корреляций между конструктами МИСС рассчитывает и корреляции между персонажами. Поэтому в программе предусмотрена возможность вывода на экран группы персонажей, имеющих статистически значи-
мый положительный коэффициент корреляции с заданным персонажем. Наибольший интерес здесь может представлять идеальное Я, поскольку персонажи, коррелирующие с ним, представляют, по-видимому, референтную группу вашего клиента.
Для того чтобы отобразить на экране группу, с которой идентифицируется тот или иной персонаж, его надо выбрать в раскрывающемся списке (4). Переключатели (1), расположенные слева от раскрывающегося списка (4), задают уровень статистической значимости. После выполнения этих действий щелчок по пиктограмме «Идентификации» выведет список этих персонажей.
- Очистить поле. (Эта пиктограмма в комментариях не нуждается).
Пиктограммы, обеспечивающие анализ и интерпретацию
выведенной информации.
Линейка.
Удобным средством анализа диспозиций является линейка (9). Она служит для приблизительной оценки местоположения персонажей на шкалах конструктов и других целей.
Если линейка включена, то в текстовых окнах (7) выводятся названия полюсов конструкта, расположенного над линейкой. На рисунке 2.5 это конструкт № 16 «Озабоченные - Веселые». Вертикальное перемещение линейки осуществляется при движении указателя мыши по полю «Кластер конструктов» (3) или при одновременном нажатии на клавиши «Shift + вертикальные стрелочки».
На линейке расположены два бегунка (10) - маленькие серые треугольники в нижней части. Бегунки можно включать и выключать, щелкая по ним левой и правой кнопкой мыши соответственно. Если бегунок включен, то через него проходит вертикальная линия (визор). Если включены сразу оба бегунка, то справа от линейки, за пределами основного поля появляется текстовое поле (13), в котором отображается расстояние между бегунками. Таким образом, бегунки служат для измерения расстояния между двумя персонажами.
Бегунки удобно использовать и для другой цели. Если их расположить справа и слева от какой-либо группы точек, а затем щелкнуть по полю (13), то на экране появится окно «Группа в указанном диапазоне» (14), в котором
будут перечислены все персонажи, попавшие в интервал между бегунками (см. рис. 2.5). Значение этого средства можно оценить в практической работе с клиентом. Например, если актуальное я находится в одной группе персонажей, а идеальное я – в другой, то можно поинтересоваться, что общего у представителей одной и другой группы и чем эти группы различаются в аспекте выраженности какого-либо качества.
- Выводит указатель статистической нормы.
Щелчок по этой пиктограмме выводит на экран рамку (11) – указатель статистической нормы, - которая передвигается вместе с линейкой. На линейке отображается красная вертикальная черта. Она указывает на среднее значения распределения персонажей по оси конструкта. Как правило, среднее не всегда принимает нулевое значение. Горизонтальный размер рамки равен двум стандартным отклонениям (плюс/минус одна сигма от среднего).
Общая идея использования указателя статистической нормы заключается в том, что с его помощью можно оценить степень выраженности того или иного качества у любого персонажа.
- Выводит окно «Характеристики диспозиции».
Эта пиктограмма выводит на экран окно «Характеристики диспозиции» (рис. 2.7), позволяющее в некоторой степени автоматизировать интерпретацию диспозиций с опорой на некоторые статистические параметры.
Рисунок 2.7. Окно характеристики диспозиции.
(Для избавления от нулей и запятых значения всех параметров умножаются на 100).
- Я-И, В-Я, В-И – расстояния между аспектами «Я»;
- Я, И, В – координаты проекции аспектов «Я» на шкале конструкта;
- М – среднее распределения всех персонажей по конструкту;
- S – стандартное отклонение;
- D – дисперсия.
На основании группы правил, программа сама предложит название диспозиции (мечта, развитие и т. п.); оценит динамику и ее знак: высокая динамика - расстояние от Я-воспоминания до актуального Я более 1d; средняя - от 0,5 до 1 d; низкая – меньше 0,5 d. Знак «+» или «-»указывает на то, приближается актуальное Я к идеальному (плюс) или удаляется от него (минус).
Окном «Характеристики диспозиции» следует пользоваться только в тех случаях, когда в список ролевых персонажей включены элементы, соотносимые с временными аспектами: настоящим, прошлым и будущим. Такими элементами могут быть актуальное Я, Я-воспоминание и Идеальное Я; Жена сейчас, Жена в прошлом и Идеальная жена; Профессия сейчас, Профессия в прошлом и Идеальная профессия и п. д. Если вы проводите тест без этих персонажей или используете для интерпретации теста концепцию, отличающуюся от концепции МИСС, то вызывать это окно не имеет смысла.
Следует помнить, что пред первым вызовом окна «Характеристики диспозиций» необходимо явным образом указать программе, какие именно персонажи соответствуют элементам, аналогичным актуальному Я, Я-воспоминанию и Идеальному Я. Для этого надо из главного меню выполнить команду - Анализ Þ Установка диспозиций, вызывающую вспомогательное окно «Установка диспозиций» (рис. 2.8)
Рисунок 2.8. Окно «Установка диспозиций».
Необходимость вызова окна «Установка диспозиций» объясняется тем, что Актуальное Я, Идеальное Я и Я-воспоминание в разных тестах могут стоять под разными номерами и называться по-разному (Я; Я-сам, Актуальное Я и т.д.). Для того чтобы программа могла автоматически интерпретиро-
вать диспозиции, ей требуется «точно знать», какие именно элементы связаны с ценностным и временными аспектами.
Окно «Установка диспозиций» позволяет задать эти элементы явным образом.
При первом появлении окна «Установка диспозиций» доступным является только левый список. В нем надо щелкнуть мышью на персонаже Я-сам. При этом окно сразу становится недоступным, а красная стрелочка переместится к среднему окну. В нем надо выбрать персонаж - идеальное Я. Наконец, в правом окне надо отметить – Я-воспоминание.
В случае ошибки можно повторить описанные действия, но надо помнить: доступным в каждый момент времени является только один список (над которым расположена красная стрелочка). Завершение работы в этом окне - щелчок по кнопке «ОК».
Примечание. Если вы завершите работу в окне «Установка диспозиций», щелкнув по маленькой кнопочке с крестиком в правом верхнем углу, то сделанные вами установки программа проигнорирует.
- Названия конструктов.
Этой пиктограммой удобно пользоваться при интерпретации кластера конструктов. После щелчка по ней на экран выводятся названия полюсов всех конструктов в привязке к кластеру.
До установки диспозиций (см. рис. 2.8 и комментарий к нему) полюса конструктов выводятся в том виде, как они введены с бланка. При этом группировка полюсов может противоречить здравому смыслу. Например, если конструкты «Волевой – Безвольный» и «Пассивный – Активный» имеют отрицательную корреляцию, то полюса «Волевой» и «Пассивный» расположатся с одной стороны, а полюса «Безвольный» и «Активный» – с другой.
После установки диспозиций полюса конструктов инвертируются в соответствии с местоположением Идеального Я на шкале конструкта («Волевой» и «Активный» будут расположены слева, а противоположные полюса справа).
- Просмотр
Эта пиктограмма показывает, как будет выглядеть «картинка» при сохранении ее в графическом файле или при выводе ее на принтер.
- Сохранить в файле *.bmp - Печать.
Прежде чем сохранять картинку в файле *.bmp или вывести ее на печать, надо щелкнуть по пиктограмме «Просмотр».
- Статистические параметры.
Вызывает экранную форму «Сводные характеристики».