Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в младенческом и раннем возрастах
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика периода новорожденности.
2. Характеристика социальной ситуации развития младенца.
3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.
- Значение.
- Формирование у младенца потребности в общении с взрослым.
4. Микропериоды младенчества.
- Особенности первого полугодия жизни,
- Характеристика «комплекса оживления»,
- Становление акта хватания,
- Особенности второго полугодия жизни,
- Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми,
- Манипулятивная деятельность младенца.
5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.
6. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.
7. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.
- Значение для психического развития,
- Этапы развития предметной деятельности,
- Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин). Роль взрослого,
- Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.
8. Основные новообразования раннего возраста.
9. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет.
Задания:
1) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни.
2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:
3) -соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;
4) -в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;
5) -в ней развиваются частные психические процессы;
6) -в ней формируются основные личностные новообразования.
7) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2).
8) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2).
9) Охарактеризовать «комплекс оживления».
10) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.
11) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.
12) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий (2, 4).
13) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.
14) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет
Литература - основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2009.
дополнительная:
2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. - М,1986. с. - 77 – 84.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
4.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий // Избранные психологические труды – М.,1989.
Семинар № 4
Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.
2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.
- Теории детской игры.
- Структура сюжетно-ролевой игры.
- Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
3. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития
- Виды игры.
- Продуктивные виды деятельности.
- Бытовая и трудовая деятельность.
- Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.
4. Основные новообразования дошкольного возраста.
5. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.
Задания:
1) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.
3) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
4) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (3).
Компоненты игры | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | ||||
Содержание игр | ||||
Сюжет игры | ||||
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | ||||
Игровые действия, игровые предметы | ||||
Правила игры |
5) Выписать новообразования дошкольного возраста.
6) Выписать симптомы кризиса семи лет.
Литература:
основная
1. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2009.
дополнительная
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.,1995.
Семинар № 5