Типовые контрольные задания или иные материалы. 1. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии.
6.2.1. Зачет.
А. Типовые вопросы.
1. Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии.
2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии
3. Методы юридической психологии.
4. Правовая психология.
5. Правовая социализация и правопослушное поведение.
6. Факторы, влияющие на правовую социализацию.
7. Дефекты правовой социализации.
8. Психологические предпосылки преступного поведения.
9. Общая характеристика личности преступника
10. Составление портрета преступника по следам на месте преступления
11. Психологические типы преступников.
12. Психологическая характеристика серийного преступника
13. Психология преступного деяния.
14. Психология преступных групп. Типология преступных групп.
15. Стратификация участников группы в системе асоциальной субкультуры.
16. Психология потерпевшего.
17. Роль потерпевшего в совершении преступления
18. Психология преступности несовершеннолетних.
19. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних
20. Психология терроризма.
21. Психология личности террориста.
22. Психология игры при ведении переговоров с террористами.
23. Психология следователя и следственной деятельности.
24. Стадии и этика допроса.
25. Психологические приемы допроса.
26. Психология очной ставки.
27. Психология осмотра места происшествия. Психология обыска.
28. Психология следственного эксперимента.
29. Понятие о психологических действиях.
30. Судебно-психологическая экспертиза и ее виды.
31. Дееспособность в гражданском деле.
32. Принцип составления акта судебно-психиатрической экспертизе.
33. Общая психологическая характеристика судебного процесса
34. Психологические особенности адвокатской деятельности. Психология адвоката.
35. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи.
36. Психология судебных прений и судебной речи.
37. Психология вынесения приговора.
38. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
39. Психология осужденного
40. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям лишения свободы.
41. Социально-психологическая характеристика общности осужденных.
42. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
43. Состояние и перспективы развития превентивной психологии.
44. Современное состояние психологической службы и основы ее функционирования.
45. Структура юридической профессиограммы, на примере, профессиограммы следователя, судьи, адвоката.
46. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами: диагностика, психологическая коррекция.
6.2.2. Доклад.
Б. Критерии и шкала оценивания.
Критерии оценивания
Информация в докладе должна быть подобрана и изложена таким образом, что бы студент мог продемонстрировать (а преподаватель оценить) умение анализировать и сопоставлять психологические теории, описывающие влияние на функционирование и развитие психики личностных, возрастных и социальных факторов с реальной ситуацией, возникающей в процессе профессиональной деятельности. Описывая психологические особенности участников правовых отношений, студент должен быть готов объяснить (с использованием различных психологических теорий) причины и последствия проявления различных явлений психики и описать как эти особенности могут быть учтены психологом.
Оценка за доклад складывается из оценки преподавателя и оценки аудитории (групповой оценки). На первом занятии студенты формулируют критерии оценки докладов. После каждого выступления несколько человек на основании этих критериев делают качественную оценку доклада. Далее преподаватель, исходя из собственной оценки и оценки слушателей, ставит итоговую отметку.
Примерные критерии оценивания:
– содержание (степень соответствия теме, полнота изложения, наличие анализа, использование нескольких источников и т.д.);
– качество изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т.д.);
– наглядность (использование технических средств, материалов сети Интернет)
– использование примеров и частных ситуаций для анализа;
Выполнение доклада оценивается по системе «зачтено/незачтено».
Отметка «незачтено» ставится если:
– выбранная тема раскрыта поверхностно, большая часть предлагаемых элементов плана доклада отсутствует;
– качество изложения низкое;
– наглядные материалы отсутствуют.
Практические задания
Практическое задание №1
Цель задания: закрепление навыков умения анализировать различные
жизненные ситуации с точки зрения правоприменительного поведения
личности в обществе. Содержание задания: группа разделяется на
несколько подгрупп, каждая получает вариант задания, состоящий из пяти
задач, в которых представлены различные житейские ситуации. Из
нескольких вариантов после совместного обсуждения необходимо выбрать правильный с точки зрения морально-правовых норм. На выполнение варианта задания дается пять минут. Затем все правильные варианты называются и обсуждаются в группе. В случае затруднения с выбором к правильному варианту группу подводит преподаватель с помощью
наводящих вопросов.
Оценивание практических заданий производится по 5- бальной шкале:
4-5 баллов ставится, если студент:
– владеет научной терминологией;
– способен при помощи наводящих вопросов подобрать методы исследования адекватные поставленной задаче;
– выбирает правильный ответ;
– принимает активное участие в обсуждении и в общей дискуссии.
3 балла ставится, если студент:
– осознает особенности выбранного методологического подхода;
– при использовании научной терминологии, формулировке элементов программы и методов допускает существенные ошибки.
2 балла ставится, если студент;
– не осознает специфики методологии,
– не может сформулировать и обосновать свой выбор,
– не владеет терминологией.
Варианты задач.
Вариант 1.
Ситуация l
В магазине. Расплачиваясь за покупку, человек замечает, что кассирша, выдавая ему сдачу ошибается в его пользу. Ничего не говоря, он берет деньги и выходит из магазина.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. Может быть, этого человека в магазинах самого часто обманывали.
2. Не все же ей ошибаться в свою пользу! Раз уж кассирша ошиблась, то пусть сама расплачивается за свою невнимательность - в следующий раз будет внимательнее.
3. По сути - воровство. Честные люди так не поступают.
4. такие ошибки случаются нередко. Он не разбогатеет, она не обеднеет.
5. Человек в подобных случаях должен сказать кассиру о его ошибке.
Ситуация №2
В отделе работает женщина, которую недавно бросил муж. и она это очень переживает. Все об этом знают. В обеденный перерыв начальник отдела, посматривая в сторону этой женщине, громко хохочет и
острит по поводу брошенных жен.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. Поступок возмутительный в своей бесцеремонности по отношению к человеку. Он совершенно не считается с переживаниями людей.
2.Возможно, начальник шутит, совсем не имея ее в виду, и хочет лишь повеселить сотрудников.
3.Со стороны бывает виднее, кто виноват. Наверное, эта женщина сама дает повод шуточек.
4.Не стоит шутить, если другие могут воспринять это болезненно.
5.Не следует принимать шутки слишком близко к сердцу.
Ситуация №3
Покупатель в магазине показывает на банку с пастой и просит дать ему ее как необходимую для очистки ее как необходимую для
очистки ванны. Продавщица, зная, что это не та паста, упаковывает ему ту, что специально предназначена для этих целей.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты: .
1Если покупатель не знает, что точно ему нужно, продавец поступает правильно.
2.Если она окажется ему не нужной, он придет и поменяет ее.
3.Продавщица слишком высокого мнения о своих способностях понимать других.
4.Продавщица проявила заботу о покупателе.
5.Не стоит делать выбор за другого человека.
Ситуация №4
Муж пьяный лежит на диване. Звонит телефон, жена берет трубку и на просьбу позвать мужа
отвечает, что его нет дома, и что он придет через несколько часов.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.В таких случаях лучше говорить то, что есть.
2.Обманывая того, кто звонит, она не думает о его нуждах.
Кроме того, поступая гак. жена поощряет
мужа к пьянству.
З. К сожалению, такие ситуации случаются.
4.0чевидно. жене неловко, что ее муж оказался в таком состоянии и ей пришлось сказать неправду.
5.Настоящая жена так и должна себя вести.
Ситуация№5
Переполненный трамвай. На переднем сиденье сидит мужчина и у него на коленях ребенок.
Около него становится женщина с ребенком.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Право любого человека с ребенком занять это место, и в данном случае это право реализует мужчина.
2.Если поступая так, женщина хочет намекнуть мужчине, чтобы он уступил ей место, то ее претензии в данном случае явно не уместны. Часто не столько дети хотят сидеть, сколько сопровождающие
их.
3.Мужчина должен думать о том, кому труднее в переполненном транспорте, а не о том, что на этом месте он на законном основании.
4.Стоит ли создавать себе проблемы за такое короткое время, которое мы находимся в транспорте
5.Раз уж женщина тоже с ребенком, мужчине следует посочувствовать ей и уступить место.
Вариант 2.
Ситуация №6
Из студенческой библиотеки студент взял книгу для подготовки к экзамену.
К окончательному сроку сдачи книги в библиотеку он мало, что успел сделать и потому он вырывает из книги необходимые ему
страницу, и сдает книгу вовремя.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Такие безответственные люди создают о себе плохое впечатление и оставляют очень нехороший осадок.
2.Конечно, книги рвать плохо. Но, возможно, этой книгой никто не заинтересуется.
3.Так поступать не следует. Этой книгой уже не смогут пользоваться другие. Нужно искать какой-то иной выход выход, чтобы подготовиться к экзамену.
4.Студенческая библиотека должна была бы обеспечить студентам возможность получения копий,
раз библиотека и руководство института об этом не позаботились, то нечего пенять на студентов и удивляться, что у них может возникнуть такое отношение к книгам
5.Студенту, видимо, ничего другого не оставалось делать в его ситуации.
Экзамен надо как-то сдавать.
Ситуация №7
Зима. Снег большими хлопьями падает на скульптуру в городском парке.
Молодые люди играют друг с другом в снежки, а потом стали обстреливать снежками скульптуру.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. В действительно стоящую и ценную скульптуру никто кидать не стал бы.
2. Варварство. Для этих молодых людей культурные ценности, очевидно, мало что значат.
3. В данном случае нет ничего особенного, и поэтому не стоит обращать на это внимание.
4. Это уже мало напоминает игры. Так «играть» нельзя.
5. Им скучно и они хотят порезвиться. Пусть уж лучше кидают в скульптуру, чем в прохожих, тем более, что с ней ничего не случится
Ситуация №8
Идет сильный дождь. Ребенок с балкона высотного дома льет воду из лейки. По улице пробегают
редкие прохожие.
Инструкции.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Этого делать нельзя.
2.Ребенку, очевидно, любопытно наблюдать за дождиком из своих рук.
3.Обычные детские забавы. Это естественно.
4.Несознательный мальчик. Скорее всего, не понимает, что он делает
потому, что родители беспокоятся о его воспитании. Неизвестно кто из него вырастет, если ему будет позволено так себя вести.
5.Маленький дождь из лейки не больше дождя на улице. Хуже от того, что он делает не кому не станет.
Ситуация №9
Большая очередь на прием к врачу. Человек собирается зайти в кабинет, но вдруг к нему подбегает женщина и напоминает, что она занимала очередь перед ним час назад, а уходила она по каким-то важным делам.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Такие люди оставляют неприятное впечатление. Если человек действительно болен, то вряд ли он будет надолго отлучаться от очереди.
2.Возможно, у человека действительно были веские причины.
3.Иногда такое случается.
4.Достаточно занять место в очереди, и ни к чему бессмысленно тратить время, если имеются какие-то дела.
5. Для того, чтобы не возникало недовольство других не следует оставлять очередь на столь длительное время.
Ситуация №10
На улице не слишком интенсивное движение машин. Горит красный свет и не переключается на зеленый. Пешеход долго ждет и, наконец, понимает, что светофор испорчен. Он переходит улицу на красный
свет.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Все зависит от того, на сколько ему необходимо перейти на другую сторону улицы.
2.На красный свет идти нельзя. Надо идти к другому перекрестку
3.Человек вынужден перейти улицу как нерегулируемый перекресток.
4.Поступая так. он нарушает правила и показывает плохой пример другим, да и водители едущих машин не могут знать, что светофор испорчен.
5.Конечно, надо переходить. Может быть, полиция обратит на него внимание, а заодно и на испорченный светофор.
Вариант 3.
Ситуация №11
Придя утром на платную автостоянку, человек обнаруживает, что у его машины отсутствует переднее колесо. Недолго думая, он ловко снимает с рядом стоящей автомашины такое же колесо, быстро
прикручивает к своей и уезжает.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. Тот, кто украл колесо с его машины, с таким же успехом мог снять колесо и с соседней машины. Значит, кому-то на автостоянке должно было не повезти.
2. Надо требовать возмещения ущерба у владельцев автостоянки, а не возвращать украденное таким образом.
3. Почему же именно он на этой территории должен страдать больше других - возиться с возвращением, происшедшей кражей больше остальных.
4. Вся проблема возникла из-за небрежности
владельцев стоянки. Вес равно, рано или поздно, автостоянка компенсирует утрату.
5. Самое настоящее воровство.
6. На автостоянке пропало его колесо. На автостоянке он и возвращает его себе, о не где-то за ее пределами.
Ситуация № 12
В фотоателье увольняется с работы фотограф. Его увольняют за серьезные проступки. Перед уходом он разрушает ванны, сделанные его руками, уничтожает негативы.
Инструкция.
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1.Тот. кто будет работать на его месте, сделает не хуже.
2.Ему виднее - разрушать или не разрушать.
З.Этот человек ведет себя возмутительно и дико.
4.3ачем оставлять созданное его руками тем, с которыми он не будет в дальнейшем работать.
5.Не следует разрушать вещи, которые могут пригодиться другим.
Ситуация № 13
В зоопарке около ограды стоят несколько человек и кормят опавшими листьями овцу. Листья с этого дерева, упавшие за ограду, овцы уже съели. На ограде табличка: « Кормить и дразнить животных
запрещается».
Инструкция:
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. Наверное, листья овцам не во вред, раз они их едят.
2. Я бы не обратил на это внимание.
3. Эти люди поступают безответственно, игнорируя существующий порядок в зоопарке. Откуда они знают, что животным можно, а что нельзя.
4. Животные, очевидно, голодны. Они вряд ли бы ели листья, если бы работники зоопарка кормили
их вовремя и вволю.
5. Нужно соблюдать объявленные правила поведения посетителей в зоопарке.
Ситуация № 14
Троллейбус. Контролер требует предъявить билеты. Один из пассажиров не может найти свой билет, но говорит, что он у него был. Несколько человек подтверждают, что билет передавался для компостирования и был у пассажира.
Инструкция:
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варианты:
1. Нельзя подходить так формально к человеку. ведь главное, что он проезд оплатил.
2. Пассажиры должны бережно относиться к проездным билетам.
3. С каждым может случиться нечто подобное в переполненном транспорте.
4. Если человек такой растяпа, он должен нести ответственность и быть оштрафован, хотя бы за то.
что доставляет массу хлопот контролеру и окружающим.
5. Проблемы иногда возникают там. где их не ожидаешь.
Ситуация № 15
Поздно вечером человек приехал в провинциальный городок. Он заходит в автобус, чтобы доехать до гостиницы, но видит, что не может оплатить проезд - все киоски в городе к этому времени уже закрыты, а
в автобусе он один. Водитель автобуса проявляет явное безразличие к трудностям пассажира.
Инструкция:
Укажите, пожалуйста, номер варианта Вашей реакции-отношения на подобную ситуацию.
Варили п.к
1. Может ехать без билета. Транспортная организация должна обеспечивать возможность
приобретения проездных билетов или оплаты за проезд в любое время работы автобусов.
2. В ситуации, когда нельзя приобрести проездной билет, необходимо подойти к водителю и
договориться с ним. даже если он скажет, что это его не касается.
3. У них так принято.
4. Честный человек в любом случае не поедет бесплатно.
5. Пассажир в безвыходном положении. Ему приходится нарушать правила
Практическое задание №2
Цель задания: закрепление навыков умения анализировать нормативно
правовые документы с позиции юридической психологии.
Содержание задания: на занятие принести один из законодательных актов
Российской Федерации (по выбору студентов), ориентированный на широкие
круги граждан, и проанализировать с точки зрения правовой психологии
психологии.
Задания:
1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям: а) доступность понимания для «среднестатистического» гражданина; б)оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное), в)степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).
2. Что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?
Критерии и шкала оценивания:
Оценивание практических заданий производится по 5- бальной шкале:
4-5 баллов ставится, если студент:
– владеет научной терминологией;
– выделяет все основные структурные единицы программы исследования (предмет, объект, цель, задачи, методы, способы построения выборки и т.д.)
– подбирает методы исследования адекватные поставленной задаче;
– осознает методологические особенности выбранного подхода.
– способен при помощи наводящих вопросов подобрать методы исследования адекватные поставленной задаче.
3 балла ставится, если студент:
– осознает особенности выбранного методологического подхода;
– при использовании научной терминологии, формулировке элементов программы и методов допускает существенные ошибки.
2 балла ставится, если студент;
– не осознает специфики методологии,
– не может сформулировать и описать элементы программы исследования,
– не владеет терминологией
не способен подобрать методы адекватные поставленной задаче
Практическое задание №3
Содержание задания: на занятие принести любое издание центральной газеты Российской Федерации. Задание для всей группы:
1. Выделите в тексте газеты материалы, подсчитайте их число, которые, по вашей оценке, способствуют патриотическому, культурному, нравственному развитию граждан (подростков, молодежи, взрослых), которые приобретут их. Запишите.
2. Отметьте, сколько материалов ориентировано на формирование (или по крайней мере будут способствовать) цивилизованной правовой психологии тех, кто будет их просматривать. Запишите.
3. Подсчитайте процент материалов, выявленных вами во втором и третьем случаях.
4. Оцените, что перевешивает в тех влияниях, которые оказывает средства СМИ на психологию населения вообще и правовую психологию в частности.
После выполнения занятия проводится групповая дискуссия, затем делается вывод преподавателем
Практическое задание №4
Содержание задания: преподаватель зачитывает письмо, просит провести анализ характера и степени влияния опубликованного материала на психологию населения.
В одной из центральных газет РФ было опубликовано письмо гражданки Т. Вот его содержание:
«Мне 23, а я вдова. Вдова - солдатка, как в войну. 22 февраля дочке исполнилось три года, а на следующий день далеко от дома при исполнении служебного долга погиб ее папочка. Боюсь, она не сможет запомнить, какими нежными и сильными были руки ее папы Юры, как высоко он подбрасывал ее над головой и они вместе задыхались от восторга.
Мой Юра был любимцем двора, где мы росли вместе и знали друг друга всю жизнь. Он был таким справедливым, всегда заступался за слабых, потому и в ОМОН пошел. Как много он мог бы сделать доброго людям, скольким попавшим в беду помочь, а погиб на третий день пребывания в Чечне от бандитской пули. Он нужен был здесь, у себя дома.
Юра не любил хвастаться, и я не знала, каким хорошим профессионалом он успел стать за три недолгих месяца службы в отряде после «учебки». При жизни ведь у нас хвалить не умеют. А потом, после кладбища, ребята из отряда говорили, что на его счету за это время было успешных операций куда больше, чем у иных за год-два.
Он был тренированным и реактивным. И все шутил, что служба в ОМОНе для него не опаснее, чем работа дворником - тоже мусор надо собирать. Что судьба его хранит. Было так: из дорожной катастрофы вышел живым, только с царапинами. На токарном станке работал, чуть ногу не оторвало - не оторвало, на сантиметр мимо железо пронеслось. Но, видно, у Бога не хватает сил, чтобы всех уберечь.
Наш город захлестывает преступность. Я боюсь оставить свою девочку в детском саду: недавно какой-то мерзавец в микрорайоне «Южный» прицельно стрелял по выведенным на прогулку детям. Одного ребенка ранил. Что ни день, то в городе новое злодейство. И неудивительно - столько оружия на руках у бандитов! Даже на вооруженных милиционеров нападают, не боясь ни закона, ни силы. Юра нужен был здесь.
Что же нам, женам и вдовам, сделать, чтобы не бояться за жизни своих детей? Пойти, как на войну, вместо убитого мужа и самим вступить в борьбу с бандитским беспределом? Кто мне ответит? Наверное, никто. Как никто не вернет дорогого и любимого мужа, мою первую и, думалось, такую счастливую любовь...».
Практическое задание № 5
Целью задания является закрепление навыков по психологической диагностики различных типов личности преступников. Перед началом группа делится на подгруппы, каждая группа выполняет свой вариант задания.
1-й вариант.
Смоделируйте историю совершения преступления асоциального типа. Проведите анализ, указав исходные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами типа преступного деяния.
2-й вариант.
Смоделируйте историю совершения преступления антисоциального типа, корыстной направленности. Проведите анализ, указав исходные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами типа преступного деяния.
3-й вариант.
Смоделируйте историю совершения преступления рассматриваемого типа с дефектами психической саморегуляции. Проведите анализ, указав исходные данные, социальное положение, свойства личности человека, совершившего данное преступление. Выдвиньте предположение о мотиве совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и жизненных обстоятельств могло возникнуть подобное побуждение. Раскройте психологическую картину зарождения и развития смоделированного вами типа преступного деяния.
Каждая подгруппа высказывает свое решение.
Критерии и шкала оценивания.
Те участники, которые, по мнению группы, внесли наибольший вклад в достижение результата, получают отметку «отлично», остальные – «зачтено». Работа наблюдателей оценивается преподавателем на основе участия в обсуждении, сделанных выводов, замечаний.
Отметка «не зачтено» ставится в случае, если студент не принимал участие в задании (отсутствовал или сознательно отказывался от участия). В таком случае пропуск «отрабатывается» в установленном порядке.
Практическое задание № 6
Содержание задания: Зачитывается общая вводная ситуация, затем группе предлагается поэтапно выполнить следующие задания:
1. Реконструируйте криминальное событие и проанализируйте элементы субъективной стороны преступления.
2. Разработайте розыскные версии.
3. Определите круг необходимых мероприятий на данном этапе.
11 мая 1996 г. в 9.00 в дежурную часть ОВД обратилась гр. М. с сообщением о том, что ее дочь, учащаяся средней школы, примерно в 8.00 обнаружила труп неизвестной женщины в лесопарке рядом с жилым микрорайоном.
Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой обнаружен труп женщины, на вид 25-28 лет, среднего роста, светловолосой. Труп расположен в лесном массиве в 10 метрах от тропинки, ведущей от главной аллеи парка. От тропинки к месту обнаружения ведут следы волочения тела с каплеобразными следами крови (или вещества, похожего на кровь). Погибшая лежит на спине, на лице у нее ветка. Полностью обнажена. Одежда разбросана вокруг в беспорядке. На некоторых предметах одежды (свитер, нижнее белье) имеются обширные следы вещества, похожего на кровь. Неподалеку обнаружена дамская сумочка среднего размера, в которой имеются небольшая сумма денег, парфюмерные принадлежности, паспорт с вырванной страницей, на которой находилась фотография потерпевшей. В ходе дальнейшего осмотра на расстоянии 3 метров от тропинки была обнаружена деревянная палка длиной приблизительно 60 см, на конце которой имеются следы вещества, похожего на кровь.
На трупе имеется обширная крестообразная рана в районе брюшной полости, имеются следы манипуляций с внутренними органами. В затылочной области головы повреждение, нанесенное предположительно тупым тяжелым предметом. При осмотре на трупе потерпевшей видимых следов борьбы не обнаружено. Следов, указывающих на совершение полового акта, тоже не обнаружено.
Поступающая дополнительная информация:
а) личность погибшей установлена: Гражданка Н. (Ф.И.О.), 1968 г.р., проживает в данном микрорайоне, работает продавцом в коммерческом киоске, замужем, детей не имеет. Со слов свидетелей (Ф. И. О.) 10 мая в 21.00 закончила смену и направилась домой одна, пешком, намереваясь пройти через парк к микрорайону. Пройти она должна была тропинкой, на которой и была обнаружена в 8.00 11 мая. Опросом свидетелей установлено, что в период с 20.30 до 22 часов 10 мая по указанной тропинке проходили граждане - жители микрорайона и ничего подозрительного не заметили;
б) данные судебно-медицинского исследования трупа: смерть потерпевшей наступила приблизительно 13.14 часов назад с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате перелома основания черепа. Остальные ранения наносились посмертно, холодным оружием (края ран ровные) с длиной клинка приблизительно 5 см, шириной -1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются повреждения тонкого кишечника, мочевого пузыря и матки;
в) данные биологической экспертизы: в раневой области обнаружены следы спермы IV группы;
г) отработка контингента, состоящего на учете в психоневрологическом диспансере, выявила пять лиц с сексуальными отклонениями. Их дальнейшая отработка причастности к совершению преступления против гражданки Н. не подтвердила;
д) проверка по административному учету ранее судимых за аналогичные преступления по данному району выявила 15 человек, отбывших наказания за совершение изнасилования (по параметру нападения на женщин);
е) при проверке картотек Информационного центра было установлено уголовное дело по обвинению С., совершившего нападение с целью изнасилования в 1988 г. Способ действия - нанесение повреждения медицинским скальпелем.
Практическое задание № 7
Содержание задания: используя полученные знания по психологическим особенностям преступников различных категорий, провести сравнительный анализ психологических типов личностей преступников - корыстного, насильственного, корыстно-насильственного и заполнить данную таблицу.