Философские и психологические проблемы творчества
Федеральное агентство связи
Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в г.Екатеринбурге (УрТИСИ СибГУТИ)
Е.И. Охрименко
Философские и психологические проблемы творчества
Методические указания по выполнению самостоятельных работ
для студентов очной формы обучения,
обучающихся по направлению
11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
(уровень магистратуры)
Екатеринбург
УДК 159.9+378
ББК 88 + 74.58
Рецензент:к.п.н., доцент кафедры ОГСЭД Новокшенова Р.Г.
Охрименко Е.И.
Философские и психологические проблемы творчества: Методические указания по выполнению самостоятельной работы магистрантов очной формы обучения для направления подготовки 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль: «Многоканальные телекоммуникационные системы» (уровень магистратуры) /Е.И. Охрименко– Екатеринбург: УрТИСИ СибГУТИ, 2016. – 32с.
Данные методические указания включают: пояснительную записку, тематику самостоятельных работ с указанием литературы для подготовки к ним, перечень тем докладов.
Рекомендовано НМС УрТИСИ СибГУТИ в качестве методических указаний по выполнению самостоятельной работы для магистрантов очной формы обучения для направления подготовки 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль: «Многоканальные телекоммуникационные системы» (уровень магистратуры)
УДК 159.9+378
ББК 88 + 74.58
Кафедра общегуманитарных и социально-
экономических дисциплин
© УрТИСИ СибГУТИ, 2016
|
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
1 Перечень тем для самостоятельной работы
по дисциплине «Философские и психологические проблемы творчества» 6
2 Содержание самостоятельной работы 8
Самостоятельная работа 1 8
Самостоятельная работа 2 11
Самостоятельная работа 3 14
Самостоятельная работа 4 17
Самостоятельная работа 5 20
Самостоятельная работа 6 23
Самостоятельная работа 7 28
Пояснительная записка
Методические указания к выполнению самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Философские и психологические проблемы творчества», предназначены для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль: «Многоканальные телекоммуникационные системы» (уровень магистратуры). Выполнение самостоятельной работы предусматривает закрепление теоретико-методологических знаний курса, получение необходимых навыков работы с источниками, умение самостоятельно работать с литературой, логически подходить к рассмотрению обозначенных тем курса.
Задания имеют практическую направленность и ориентируют на изучение вопросов, связанных с педагогическими и психологическими процессами, происходящими в высшей школе и обществе, а также установлению причинно-следственных связей, оказывающих влияние на качество обучения и воспитания в рамках педагогического процесса, определению основных понятий и терминов педагогики как науки на современном этапе развития общества.
Целью самостоятельной работы магистранта является:
· закрепление и углубление знаний, полученных на лекционных и практических занятиях по педагогике и психологии высшей школы,
· подготовка к тестированию,
· написание докладов и рефератов,
· создание презентаций по психологической и педагогической тематике
· участие в научных конференциях,
· подготовка к зачету по педагогике и психологии высшей школы
· выполнение самостоятельной работы следует проводить с необходимыми пояснениями, выводами, цитатами из литературы.
Выполнение самостоятельной работы магистрантом предполагает изучение научной и учебной литературы, отбор и систематизацию материала по теме, решение задач в рамках обозначенной тематики, подготовку аналитической работы по указанным вопросам каждой темы.
Самостоятельная работа оформляется на отдельных листах и предоставляется преподавателю для проверки. Работа должна быть пронумерована. Титульный лист и содержание входят в количество листов, но не нумеруются. Нумерация начинается с первой работы. В случае выполнения работы в электронном варианте, она должна быть представлена в двух вариантах: в бумажном и электронном. Текст работы должен быть распечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги в текстовом процессоре Word для Windows 95/98/2000/XP. Формат бумаги А4 (210х297), параметры страниц: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм; межстрочный интервал – 1,0; размер шрифта New Times Roman № 14. Рекомендуется производить выравнивание текста по ширине.
При рукописном оформлении работы она должна быть написана четким разборчивым почерком с соблюдением правил орфографии и пунктуации.
На проведение самостоятельной работы в соответствии с программой отводится 46 часов.
Количество часов на выполнение каждого вида работы, а также ее тема, указаны в таблице.
1 Перечень тем для самостоятельной работы по учебной дисциплине «Философские и психологические проблемы творчества»
Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Раздел 1 Философское понятие творчества. Соотношение свободы и творчества Тема 1.1 Философское понятие творчества Тема 1.2 Соотношение свободы и творчества | |
Итого по разделу: | |
Раздел 2Творческие элементы в структуре человеческого сознания. Понятие гениальности и его эволюция Тема 2.1Творческие элементы в структуре человеческого сознания Тема 2.2 Понятие гениальности и его эволюция. Социологические и реалистические концепции гениальности. | |
Итого по разделу: | |
Раздел 3 Концепции творчества в западноевропейской неклассической философии (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон) Тема 3.1Радикальное преодоление рационализма новоевропейской философии в понимании человека и его творческого предназначения. А. Шопенгауэр как родоначальник неклассической философии. Тема 3.2 Понимание человека в философии Ф. Ницше. Человек и сверхчеловек. Свобода и творчество как качества человека. Понятие «творческой эволюции» в философии А. Бергсона | |
Итого по разделу: | |
Раздел 4Концепции творчества в философии ХХ века (фрейдизм, экзистенциализм, марксизм). Понятие творчества в постмодернизме Тема 4.1Концепции творчества в философии ХХ века (фрейдизм, экзистенциализм, марксизм) Тема 4.2 Понятие творчества в постмодернизме. Творчество и игра. | |
Итого по разделу: | |
Раздел 5 Понятие психологии творчества. Теории творчества Тема 5.1Философские и психологические подходы к определению творчества. Творчество как необходимость. Тема 5.2Теории творчества | |
Итого по разделу | |
Раздел 6 Методы исследования и развития творческих способностей Тема 6.1 Основные теории интеллекта. Тема 6.2 Типология форм психологической работы с творческой личностью Тема 6.3 Методики развития проблемных отношений личности | |
Итого по разделу | |
Раздел 7 Проявление творчества в разных видах деятельности Тема 7.1Творчество в науке и искусстве: сравнительный анализ. Тема 7.2Коллективное и индивидуальное в творческой деятельности Тема 7.3Творчество в сферах образования и воспитания | |
Итого по разделу: | |
Итого по дисциплине |
Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа №1
Раздел 1Философское понятие творчества. Соотношение свободы и творчества
Тема 1.1Философское понятие творчества
1 Цели работы:
1.1 Изучение теоретических основ понятия «творчество».
1.2 Определение сущности философских аспектов творчества
1.3 Изучение особенностей соотношения свободы и творчества
2 Литература:
Основная литература:
1 Ильин Е.П.Психология творчества, креативности, одаренности. — Санкт-Петербург: Питер 2012 г.— 448 с. — Электронное издание.
2 Горохов В.Г. Технические науки. История и теория. История науки с философской точки зрения— М.: Логос, 2012.— 512 c. — Режим доступа: ttp://www.iprbookshop.ru/14326. — Электронное издание.
3 Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов — СПб.:Питер, 2012 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451— Электронное издание.
Дополнительная литература:
1 Козлов В.В. Психология творчества [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 72 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18331.— ЭБС «IPRbooks»
2 Мархинин В.В. Лекции по философии науки. Учебное пособие.— М.: Логос, 2013.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17681. — Электронное издание.
3 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер 2013 г.— 592 с. — Электронное издание.
4 Макарова К. В.Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. 2-е изд., дополн. — Москва: Прометей 2012 г.— 188 с. — Электронное издание.
5 Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 109 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1140.
6 Гуревич П.С. Психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8120.
7 Аверченков В.И. Основы научного творчества: учебное пособие.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7004 .— Электронное издание.
8 Творчество. От биологических оснований к социальным и культурным феноменам.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 736 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15656 — Электронное издание.
9 Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.
10 Макарова К. В., Таллина О. А.Психология человека. — Москва: Прометей 2011 г.— 160 с. — Электронное издание.
3 Задание:
3.1 Подготовить доклады и рефераты по темам:
3.1.1. Философская концепция деятельности. Основные характеристики деятельности.
3.1.2 Деятельность животного и деятельность человека.
3.1.3 Целеполагающий и общественный характер деятельности
3.1.4 Материальная и идеальная стороны деятельности, их особенности и взаимосвязи.
3.1.5 Критерии творческого характера деятельности.
3.1.6 Творческие моменты в структуре материальной и идеальной сторон деятельности.
Тема 1.2 Соотношение свободы и творчества
1 Цели работы:
1.1. Изучение теоретических основ свободы
1.2 Определение сущности взаимосвязи свободы и творчества
1.3 Изучение особенностей соотношения свободы и творчества на современном этапе развития общества.
2 Литература:
Основная литература:
1 Ильин Е.П.Психология творчества, креативности, одаренности. — Санкт-Петербург: Питер 2012 г.— 448 с. — Электронное издание.
2 Горохов В.Г. Технические науки. История и теория. История науки с философской точки зрения— М.: Логос, 2012.— 512 c. — Режим доступа: ttp://www.iprbookshop.ru/14326. — Электронное издание.
3 Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов — СПб.:Питер, 2012 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15451— Электронное издание.
Дополнительная литература:
1 Козлов В.В. Психология творчества [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 72 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18331.— ЭБС «IPRbooks»
2 Мархинин В.В. Лекции по философии науки. Учебное пособие.— М.: Логос, 2013.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17681. — Электронное издание.
3 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер 2013 г.— 592 с. — Электронное издание.
4 Макарова К. В.Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. 2-е изд., дополн. — Москва: Прометей 2012 г.— 188 с. — Электронное издание.
5 Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 109 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1140.
6 Гуревич П.С. Психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8120.
7 Аверченков В.И. Основы научного творчества: учебное пособие.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7004 .— Электронное издание.
8 Творчество. От биологических оснований к социальным и культурным феноменам.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 736 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15656 — Электронное издание.
9 Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15600.
10 Макарова К. В., Таллина О. А.Психология человека. — Москва: Прометей 2011 г.— 160 с. — Электронное издание.
3 Задание:
3.1 Подготовить доклады и рефераты по темам:
3.1.1 Свобода как качество развитого сознания.
3.1.2. Связь свободы и творчества в процессе формирования человека и его сознания.
3.1.3 Основные концепции свободы в истории философии.
3.1.4 Свобода как произвол и свобода как самоопределение.
3.1.5 К вопросу о проблеме соотношения власти и свободы (Ж.-Ж. Руссо)