Путем факультативного научения в онтогенезе приобретаются сложные инструментальные условные рефлексы
При этом у молодого животного-зрителя вырабатывается определенный навык в результате одного лишь созерцания действий другой особи, направленных на решение задачи.
Одним из средств приобретения индивидуального опыта в разные периоды онтогенеза являются формы ассоциативного обучения — классические и инструментальные условные рефлексы. В постнаталыюм онтогенезе описано явление периодизации развития условно-рефлекторной деятельности на основе созревания мозговых систем и метаболических процессов в организме.
Г. А. Образцова (1964) в исследованиях на собаках выделяет период от рождения до 2,5- 3 недель, в котором преобладают безусловные рефлексы и рефлексы на натуральные сигналы. В п е р и од от 3 до б н с дел ь появляются и упрочиваются условно-рефлекторные связи со всех сенсорных
систем. В период от 6 до 12 недель жизни отмечена наибольшая скорость образования условных рефлексов, их широкая генерализация в сенсорном и моторном звеньях (см. гл. 4). В период от 6 мес и старше условно-рефлекторная деятельность приобретает выраженные индивидуальные особенности. У взрослых особей отчетливо проявляются формы образного поведения, экстраполяции и особенно вероятностного прогнозирования, что коррелирует с высоким уровнем развития интегра-тивных систем мозга.
* * *
Поведение является одним из основных факторов эволюции популяций. В основу классификации форм поведения может быть положен принцип разделения потребностей организма на биологические (витал ьные), социальные (зоосоциальные, ролевые) и идеальные (поведение саморазвития). Существуют биологические предпосылки сложных форм потребностей у человека. Формы индивидуального обучения подразделяются на три группы: 1) облигат-ное неассоциативное обучение — сум-мация, привыкание, импринтинг, подражание, 2) факультативное ассоциативное обучение - классические и инструментальные условные рефлексы и 3) когнитивное обучение — образное пси-хонсрвное поведение; элементарная рассудочная деятельность; вероятностное прогнозирование.
В динамике эволюции животного мира для донервных форм организации (простейшие) индивидуальное обучение проявляется в формах привыкания и сенситизации. Появление нервной системы (кишечнополостные) связано с усложнением обучения. Возникновение центральной нервной системы (черви, моллюски) влечет появление способности к ассоциативному обучению, а четкое выделение головного мозга в результате цефализации (насекомые)— к появлению сложных форм условно-рефлекторного поведения. Вышеприведенная динамика совершенствования форм обучения в основном повторяется у домлекопитающих по-
звоночных. У млекопитающих в связи с появлением ассоциативных систем мозга развиты все формы обучения, которые особенно высокого совершенства достигают у приматов (антропоиды) с их предметной и орудийной деятельностью, подражанием, образной памятью, способностью к обобщению и абстрагированию с использованием знаковых систем сигнализации в общении.
В динамике индивидуального развития особи, подчиняющегося прави-
лам системогенеза и диссолюции, реализуется закон рекапитуляции: онтогенез поведения в сжатой форме напоминает длительный процесс эволюционного созревания поведенческих адаптации. Определяющими являются типы онтогенеза: зрелорождающиеся и незрел орождающиеся организмы. В последнем случае созревание мозга и поведенческих проявлений может достигнуть дефинитивного уровня лишь при условии постоянного общения с родителями.
Глава
ФАКТОРЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПОВЕДЕНИЯ
Я верю, что все важное в психологии (исключая разве такие материи, как построение супер-эго, т. е. все кроме вещей, связанных с обществом и речью) может быть исследовано в своей сути путем дальнейшего экспериментального и теоретического анализа того, что определяет поведение крысы на развилке лабиринта.
Толмен