Министерство высшего и среднего специального образования рсфср 1 страница
Ю. С. КРИЖАНСКАЯ, В. П. ТРЕТЬЯКОВ
ГРАММАТИКА ОБЩЕНИЯ
ЛЕНИНГРАД ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ББК 88.5 К82
Редактор В. С. Сдобникова
Рецензенты:
докт. психол. наук М. К. Тутушкина (Межвуз. каф. практ. психологии
и янженерн. творчества), докт. психол. наук И. П. Волков (Ленинград.ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта)
Печатается по постановлению Редакционмо-издательского совета Ленинградского университета
Крижанская Ю.С., Третьяков В. П.
К82 Грамматика общения.—Л.: Издательство Ленинградского университета. 1990.—208 с. ISBN 5-288-00355-6
В последнее время возрос интерес к проблемам социальной психологии общения. Началам психологии общения и посвящена эта книга. Она знакомит читателя с современными представлениями о закономерностях восприятия человека человеком, коммуникации и взаимодействия. На основе анализа структуры и механизмов общения рассматриваются причины ошибок и затруднений в повседневном общении и способы их преодоления.
Книга предназначена не столько для специалистов, сколько для тех, кто по роду своей деятельности должен правильно и эффективно общаться с людьми.
0303040000—086<д<_п« к 076(02)-90
ББК 88.5 |
ISBN 5-288-00355-6
@К>. С. Крижанская, В. П. Третьяков, 1990
ВВЕДЕНИЕ
Нам кажется, что настоящая работа — это работа над чем-нибудь внешним — производить, собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой —это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над' своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа — пустяки. ,
Л. Н. Толстой
Цель этой книги — рассказать о началах психологии общения всем, кто ясно понимает, что условием успешности их профессиональной и общественной деятельности, счастья в личной жизни является умение правильно общаться, взаимодействовать с людьми; кто в своей жизни сталкивается с определенными трудностями в общении и хотел бы знать, как их преодолеть. Книга предназначена в первую очередь тем, для кого неотъемлемой частью профессиональной работы является общение с людьми, это преподаватели и врачи, журналисты и руководители всех рангов, юристы и пионервожатые, продавцы и... еще многие, многие другие.
Представляется, что таким, заинтересованным в успешности своего общения людям необходимы знания по психологии общения. Эти знания, по нашему глубокому убеждению, помогут им лучше понять свои проблемы и трудности, причины своих успехов и неудач в общении, помогут найти пути и способы перестроить себя, свое мышление и поведение, что в конечном счете должно привести и к более успешному общению.
Такая уверенность в полезности и даже необходимости знаний основ психологии зиждется на представлении о том, что психология как наука имеет одно волшебное, чудесное свойство, суть которого состоит в том, что она, давая человеку знания, вместе с тем изменяет его, делает другим. Иными словами, осознание тех или иных закономерностей, открытых психологией, обновляет человека, его отношение к миру и другим людям. Во многих случаях расширение круга знаний в области психологии, понимание вскрытых ею закономерностей уже само по себе является той работой над своей душой, по сравнению с которой «всякая другая работа — пустяки».
Многочисленные психологические исследования ясно показывают, что осознание человеком причин и закономерностей своего
поведения может радикально изменить его отношение к жизненным ситуациям. У него возникает возможность понимать их глубже, видеть несколько вариантов собственных действий там, где раньше усматривался только один, предполагать несколько причин развития событий там, где приходила на ум только одна. Понимание возможного многообразия причин и способов поведения, ясное и вместе с тем гибкое видение ситуаций общения, позволяют сделать наилучший выбор из нескольких возможных вариантов реагирования, что делает человека более свободным, «хозяином своего общения». Поэтому если в результате прочтения этой книги, читатель сможет углубить понимание причин и форм своего общения и сделать его более эффективным, то авторы будут считать свою задачу выполненной.
Теперь несколько слов о содержании предлагаемой читателю книги. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основных проблем психологии общения. К настоящему времени в этой науке накоплено огромное количество данных, фактов. Изложить даже меньшую часть того, что известно, в одной работе практически невозможно. Материал книги поэтому ограничен обсуждением только основных, исходных проблем, это как бы начала психологии общения. Причем изложение данных осуществлено таким образом, чтобы каждый мог «примерить их на себя», переосмыслить свое поведение и, возможно, изменить свое
общение.
Конечно, из результатов исследований далеко не всегда можно сделать однозначные выводы, и уж, во всяком случае, нельзя воспринимать приведенные сведения как истину в последней инстанции или как рецепты, которые немедленно надо использовать. Нет. Важна попытка анализа своего общения, осознание его закономерностей, а выводы и рекомендации каждый сделает
для себя сам.
Теперь давайте выясним, что мы будем понимать в нашей книге под самим понятием «общение». Мы не исходили из какого-либо строгого его определения, а использовали это слово в житейском, обыденном понимании, предполагая, что у каждого читателя есть определенное представление о том, что такое
общение.
В самом деле, знаете ли Вы, что такое общение? Ну конечно!
Ведь все мы все время общаемся. Общение—это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с совсем не знакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминанийна встрече одноклассников, да мало ли что еще.
Ну а все-таки — что такое общение? И что не является общением? Это нужно выяснить, чтобы знать, о чем пойдет дальше речь, ведь всякий разговор о чем-либо вряд ли может быть плодотворным, если заранее не договориться о его предмете, в таком случае каждый будет говорить о своем, и взаимопонимание будет недостижимо.
Что получится, если попытаться определить границы понятия «общение»?
Можно ли назвать общением техническое совещание? Легкую семейную перепалку на тему о том, кто должен мыть посуду? Заказ авиабилетов по телефону? Взаимодействие с продавцом при покупке колбасы? Все эти ситуации мало похожи на задушевный дружеский разговор, но все же... Не говоря уже о том, что у каждого на слуху такие привычные словосочетания, как «общение с искусством», «общение с ЭВМ», «общение с животными». Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен и, как говорил выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю [25]. Да отстаньте от меня, скажете Вы после некоторых размышлений, не знаю я, что такое общение! Спросите лучше' у специалистов — пусть они дадут определение, вот тогда я и буду знать, о чем здесь говорится.
К сожалению, научные представления об общении в сущности также туманны и противоречивы, как и житейские. И зачастую они довольно далеки от того, что интуитивно понимается под словом «общение».
Изучением тех или иных сторон общения заняты разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Для каждой из них понятие «общение» свое, да и внутри этих наук нет согласия. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его вездесущностыо, которая видна невооруженным глазом и которая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки охватить все возможные составляющие общения, приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. В результате либо рассматриваются какие-то отдельные части и виды общения (деловое, дружеское, невербальное), либо выделяются и изучаются такие закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации. Однако в последнем случае в сферу исследования захватываются такие области, которые непредубежденный человек вряд ли сочтет общением.
Получается, что дать определение общения таким, чтобы оно «работало», т. е. могло послужить каждому для понимания реального общения, трудно. Да и нужно ли оно вообще? Польский. философ Станислав Ежи Лец сказал так: «Не будем забывать, что „дефиниция" и „finis" от одного корня» [60, с. 85]. Действительно, определение — это скорее конец работы, ее итог. Мы же находимся в самом начале пути, и нам еще только предстоит нечто исследовать.
Таким образом, с одной стороны, надо как-то определиться в том, что есть общение, а с другой стороны, это сделать трудно, да и не очень желательно. В этой ситуации авторы нашли следующий выход. Чтобы проанализировать реальное, а не теоретическое общение, каждый читатель может опираться на свои интуитивные представления о нем. И в этом смысле общение—это то, что Вы считаете таковым. Вместе с тем, чтобы иметь общий предмет разговора, а не говорить о разном при подходе к каждой из рассматриваемых сторон общения, будет дано не строго научное, а скорее житейское описание тех проблем, с которыми сталкивается любой человек в реальной жизни, и сформулированы вопросы, которые могли бы прояснить наши представления. Итак, нам представляется, что мы уже сделали достаточно предваряющих замечаний, чтобы подготовить читателя к правильному восприятию нашей книги. Нам остается добавить последнее. В качестве иллюстраций мы использовали произведения классической отечественной литературы. Ведь любое произведение — это попытка писателя высказать и проверить с помощью героев свои представления о законах жизни людей. Не зря говорят, что великие писатели — лучшие психологи. Умение проникать в душевный мир людей, полно и целостно понимать истоки и течение отношений между ними всегда поражает в хорошей литературе. Поэтому нам казалось, что лучших примеров для иллюстрации способов и закономерностей общения не найти. При подготовке оукописи мы пользовались помощью и поддержкой наших друзей, и мы считаем своей приятной обязанностью их поблагодарить. В первую очередь нам хотелось бы выразить глубокую признательность профессору Р. М. I ранов-ской которая была истинным вдохновителем и руководителем нашей работы Без ее постоянной помощи, конструктивной критики и моральной поддержки мы вряд ли могли бы довести работу до конца. Мы благодарны также А. А. Иоффе и И. И. Славиной читавшим книгу в рукописи и высказавшим очень существенные для дальнейшей работы замечания и советы. Мы очень признательны нашему другу и коллеге А. Г. Сверчкову, чье постоянное участие в обсуждении проблем общения было для нас полезно. „ „ Предлагаемая читателю книга представляет собой попытку ответить на те многочисленные вопросы, которые задавали авторам слушатели курса «Психология общения». Нам бы хотелось выразить свою искреннюю глубокую благодарность нашим слушателям, любознательность и въедливость 'которых стимулировали написание книги. |
УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ (перцептивная сторона общения) Самое удивительное, что в действительности все совсем не так, как на самом деле. С. Е. Леи, |
Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С. Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми,
,, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы ,,читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это ,,чтение" проистекает бегло, поскольку в процессе об-
„j щения с окружающими нас вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению» [92,с. 180].
Вопросы о том, как именно происходит это «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают и перед исследователями общения, и перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил,
' механизмов. Поэтому имеет смысл прежде чем знакомиться с результатами научных исследований, посвященных этим проблемам, попробовать ясно сформулировать свои вопросы, ответы на которые и предстоит нам найти. Для этого необходимо описать в общих чертах то, что стоит для нас за словами «вос-
( приятие и понимание другого в общении».
Представим себе двух людей, которым предстоит общение. Пусть это будут Георгий Петрович и Михаил Иванович, только что устроившиеся на работу в некоторое учреждение. Оказалось что им предстоит работать в одной комнате — они, таким образом, «обречены» на общение.
Георгий Петрович и Михаил Ивано-
) вич — разные люди. У каждого свои представления о жизни, о том, что такое хорошо и что такое плохо, о людях, какие они есть и какими должны быть, о работе. У каждого свои цели и планы, в об-
) щем свой жизненный багаж.
Они входят в комнату и смотрят друг на друга. Георгий Петрович видит перед собой кругленького, толстенького человека, сияющего улыбкой и расположенностью, и думает: «Опять мне не повез-
ло: как с таким вместе работать?» А Михаил Иванович видит высокого, сдержанного, даже сухого, уверенного в себе и угрюмого человека и радуется: «Ай, как хорошо! Будет хоть с кем поговорить!» Таким образом, они не только «восприняли» друг друга, но и в какой-то степени «поняли». Причем произошло это удивительно быстро, моментально. Действительно, в таких
случаях не производятся какие-нибудь сложные исследовательские процедуры, которые могли бы составить прочную основу для делающихся заключений. Нет, все происходит мгновенно. Увидел — и готово. Готово самое первое представление друг о друге, так называемое первое впечатление.
Конечно, первое впечатление — не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение.
Так, если Михаил Иванович предполагает, что с Георгием Петровичем ему повезло, он постарается быстрее начать разговор с соседом на интересующие его темы. А Георгий Петрович, посчитав Михаила Ивановича неудачным соседом по комнате, проявит свое первое впечатление или в хмуром молчании, или в высокомерных ответах, или в натянутом показном дружелюбии.
В любом случае главным регулятором в построении общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем,
которое имеется у каждого, так как именно к этому образу
и будет обращено общение.
Но откуда он взялся, этот образ партнера? Мы ведь ничего еще не знаем о нем, «в одном полку не служили», «пуда соли вместе не съели», только увидели и уже «имеем представление». Похоже, что оно у нас было заранее. Ну, может быть, не одно, а несколько, мы увидели человека и выбрали подходящее. Действительно, если учесть -скорость и непринужденность <из-готовления» первого впечатления, то легче всего представить себе это так: едва увидев человека, мы вынимаем откуда-то уже готовое представление и просто как бы «навешиваем» его на (, человека и в дальнейшем обращаемся уже не к реальному ' партнеру, а к этому своему представлению о нем. В общем даже понятно, откуда оно вынимается. У нас же опыт. Мы же знаем, чего ждать от человека, который «так» выглядит.
В самом деле, ведь у каждого с собой багаж, состоящий из представлений и суждений о людях, о мире, о себе, из воспоминаний, из планов, которые надо осуществить в будущем и еще из многого другого. Вот из этого багажа и вынимается образ партнера. Тем самым все, что есть в багаже, может каким-то образом отразиться в первом впечатлении о другом
человеке.
Если Георгий Петрович, скажем, считает, что большинство
людей не слишком умны, а вот таких умных, как он, днем с огнем не сыскать, то это мнение как-то будет отражено в его представлении о Михаиле Ивановиче. А Михаил Иванович считает, что главное в людях совсем не интеллект — лишь бы че--ловек был хороший и приятный, и у него самого все было бы в жизни лучше, если бы наружность не подкачала, — это также
повлияет на его образ Георгия Петровича.
Конечно, багаж у каждого свой, и поэтому люди обращают внимание на разные черты и качества окружающих, используют разные элементы своих общих представлений и своего опыта и получают разный результат. Следовательно, основной вопрос, который должен нас интересовать: как, по каким схе~ ^ мам, по каким законам из имеющегося багажа в каждом конкретном случае строится представление о другом человеке.
Постойте, скажете вы, а насколько эти представления связаны с ре- ~ альностью? Разве не важно, правильны ли представления партнеров друг о друге, верны ли они? Должно же быть какое-то соответствие между образом партнера и реальным партнером, иначе общение будет неправильным, ошибочным, неэффективным. Если каждый извлекает представление о другом из сво-
его багажа, то почему оно всегда разное? Как оно зависит от реального партнера? Наверное, главная проблема в другом— как должно формироваться представление о партнере, чтобы оно было правильным, чтобы образ партнера был максимально близок к объективно существующему человеку. Ведь только го-гда и будет правильное восприятие и понимание и, следовательно, успешное общение.
В этих возражениях содержится два очень важных вопроса—о той степени объективности, которая должна содержаться в нашем представлении о другом для успешного общения, и о том, как связан образ партнера с конкретным воспринимаемым человеком. Каждый из этих вопросов указывает на свое направление анализа восприятия человека человеком.
Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления ведет к вопросу о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам необходимо совершенно разное представление о партнере — такое, которое бы возможно больше помогало нам строить свое поведение^ и общение с ним. И даже если бы существовала возможность получить полную «объективную» информацию о партнере, она нам была бы не нужна. В реальной ситуации не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, в этих условиях, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте.
Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность общения.
Предположим, что Михаил Иванович мечтает организовать на новой работе волейбольную команду. В этой ситуации в первую очередь для него будет особенно важным в Георгии Петровиче то, насколько он подходит для команды. Михаил Иванович отмечает, что Георгий Петрович — худой, подтянутый и спортивный, и радуется своему соседу, считая, что ему повезло. Это его заключение относится' не к объективным характеристикам Георгия Петровича как хорошего или плохого работника, расположенного или нерасположенного к другим человека и т. п., а просто к тому, что Михаил Иванович нашел то, что искал,—человека способного, как ему кажется, играть в волейбол. Поэтому образ Георгия Петровича вполне соответствует реальной ситуации. Что касается самого Георгия Петровича, то он, помимо всего, озабочен тем, чтобы не потолстеть. Для него главное в образе нового коллеги то, что он, наверное, любит поесть. Поэтому в соответствии со своим представлением о ситуации он считает, что ему не повезло с соседом. В результате у каждого партнера свой образ другого, который соответствует реальности общения, но не имеет никакого отношения к объективности.
Однако то, что представление о другом в общении совершенно необязательно должно соответствовать объективной реальности, не означает, что образ другого зависит только от того, кто его строит, и от его понимания контекста. Конечно, партнер может оказать и оказывает определенное влияние на тот образ, который появляется у другого. Если Михаил Иванович пришел на работу в тренировочном костюме, а Георгий Петрович во фраке, это обязательно повлияет на то, какое представление друг о друге у них сложится. И тренировочный костюм и фрак сработают как своего рода крючки, которые зацепят и вытянут из багажа другого определенные представления, но опять же в соответствии с контекстом и содержимым багажа. Скажем, если бы наши герои были музыкантами, эти крючки вытянут одно, а если тренерами—другое. Следовательно, в дополнение к нашему вопросу о законах формирования представления о другом человеке надо добавить вопрос о том, как те или иные реальности их внешности или поведения — крючки — влияют на образование представления.
Систему этих крючков, или знаков, смысл которых проявляется в образе, который получает партнер, можно назвать самоподачей. Хочет человек этого или нет, осознанно он употребляет определенные знаки (надевает фрак, например) или неосознанно, все равно система самоподачи, самопредъявления существует и оказывает свое влияние на общение. Нет сомнений, самопредъявление также формируется под влиянием представления о контексте общения и содержимого багажа, т. е. представлений о мире, о людях, о себе.
В результате получается следующая картина: общение определяется тем представлением о партнере, которое формируется в восприятии. Это представление в большой степени зависит от индивидуального багажа воспринимающего, но также и от его понимания ситуации. Кроме того, на образ партнера влияет его самоподача — система крючков, за которые цепляется восприятие.
Значит вопросы, на которые надо найти ответ, таковы. По каким законам строится представление о другом? Как влияют
на восприятие другого индивидуальный жизненный багаж, представление о ситуации и самопредъявление? Нет сомнений, что все это важно знать не только для первого впечатления, но и относительно «второго» и «третьего» впечатлений.
Восприятие друг друга у Георгия Петровича и Михаила Ивановича ведь не остановится на первом впечатлении. В процессе совместной работы каждый будет воспринимать и оценивать действия и слова другого, его поведение в разных ситуациях. Безусловно, первое впечатление окажет свое влияние, но, вероятно, оно будет как-то меняться. Георгий Петрович начнет понимать, как ведет себя его сосед, когда он доволен жизнью и когда злится, как по-разному проявляется у него заинтересованность волейболом и работой. Для Михаила Ивановича станет ясно, что он рано радовался: спортом сосед не интересуется, вообще он резок, даже хамоват, но зато на него можно положиться.
Происхождение этого понимания для нас также важно, и поэтому ответа потребуют еще два вопроса: каковы способы восприятия в длительном общении и каковы способы понимания людей и их действий при совместной деятельности?
Таким образом, анализируя результаты научных исследований, посвященных восприятию и пониманию человека человеком в общении, мы прежде всего будем искать ответы на следующие вопросы: как формируется первое впечатление? как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении? как сказывается на понимании другого общий контекст взаимодействия? как проявляется самоподача в общении?
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию жизни, то это различие непременно отразитсявовнешности, и внешность будет различная.
Л. Н. Толстой
Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить пред-' положения.
Дабрюйер
Типовые схемы формирования первого впечатления. Одним из важных результатов психологических исследований формирования первого впечатления было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим' ошибкам социального восприятия. Знание этих схем очень многое может дать для понимания того, как формируется первое:
впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере—социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т. п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам—он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное — эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим — ошибка будет иметь место.
Психологические эксперименты ясно свидетельствуют о том, что эта схема применяется часто. Обратимся к конкретным исследованиям. В опытах А. А. Бодалева предлагали группе взрослых испытуемых описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой—что преступника.
В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии.
Например: Преступник. «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошенная вперед». Или: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд».
Герой. «Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Или: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» [15, с. 12].
В другом исследовании П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «мистер Инглэнд», В одном классе Уилсон представлял «мистера Инглэнда» как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост «мистера Инглэнда» неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса в то время, как рост Уилсона не менялся. Интересно, что разрыв в росте «мистера Инглэнда» от первого до последнего класса составлял 14—15 см [187].
Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Договоримся в дальнейшем называть такого рода ошибки в общении действием фактора «превосходства».
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью человека» [15], т. е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д., т. е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.