Умышленное использование непонятного языка

Метамодель помогает тренеру в работе и позволяет достигать значительных результатов, однако не всегда уместна. Поэтому нужно применять ее осмотрительно и не переусердствовать. Умышленное использование непонятного языка вместо метамодели или одновременно с ней предоставляет тренеру арсенал разнообразных навыков.

Умышленно непонятный язык как прием получил признание в 70-х годах XX века в результате исследований навыков Милт^на Эриксона, гипнотерапевта с мировой славой, первого президента Американского общества клинического гипноза. Считалось, что он может сделать невозможное, благодаря необычайной чувствительности к малейшим изменениям в поведении других. Он разработал эффектный и действенный метод — приводил пациентов в транс для поиска внутренних ресурсов решения проблем. Эриксон был одним из тех, кто послужил моделью для Бэндлера и Гриндера в их ранних исследованиях, положивших начало созданию НЛП.

Эриксон считал, что многочисленные вмешательства дают лишь видимые или кратковременные результаты, а единственным способом достижения устойчивого и целенаправленного изменения является развитие навыков. К такому же мнению самостоятельно пришли многие тренеры.

Преимущество метода Эриксона, получившего название «модель Милтона», в том, что он опирается на внутренние ресурсы человека и позволяет сознанию работать естественно и мотивированно. В основу его техники положен тезис о существовании неосознанных позитивных намерений, стоящих за любым поведением, в том числе таким, которое в данный момент кажется странным. Эриксон также полагал, что люди выбирают наилучший из возможных для них вариантов и в определенной степени обладают необходимыми ресурсами для эффективных изменений. Он считал своей задачей помочь людям получить доступ к этим ресурсам.

Следовательно, ключом к успеху для Эриксона было умение устанавливать контакт с человеком на его собственном уровне, а не навязывание ему условий и внешних ограничений. Он стремился выявить намерение, стоящее за любым действием, а не найти логическое объяснение этого действия. На практике это означает, что тренер должен следовать парадоксальному, на первый взгляд, принципу: «чем меньше делаешь, тем лучше результат». Например, задав недружелюбный или зондирующий вопрос, можно незаметно легко занять оборонительную позицию или допустить резкую или чересчур сильную реакцию и таким образом потерять контакт с группой. Аналогично, имея дело с безразличным человеком или группой, велика опасность пресытиться общением или перенапрячься в попытке вызвать какую-нибудь реакцию или добиться, чтобы «хоть что-то сдвинулось».

Умышленно непонятный язык, или двусмысленность, как некоторые его называют, позволяет скрыться от ищущего прожектора логически устроенного сознания и выявить истинные потребности человека^ не навязывать их извне. Например: «И вы можете найти ресурсы, которые помогут вам в том, для чего они нужны, даже если вы еще не осознаете, для чего именно...». Подобная сентенция вводит обучающегося в состояние, известное как «даунтайм». Даунтайм — это уход в себя, внутреннее осмысление в противоположность поиску смысла с помощью внешних стимулов. Мечты представляют собой одну из форм даунтайма, а «целенаправленные мечты» — это эффективный способ выработки новых подходов в деятельности. В США очень популярна техника «направленных фантазий», которая обычно не используется тренерами в Великобритании. Она позволяет подключить сознание и бессознательное к созданию новых возможностей.

Чтобы привести обучающихся в даунтайм-состояние, тренер действует обратно технике создания метамодели, то есть специально применяет опущения, искажения и обобщения. Это заставляет обучающегося дополнить картину и по-своему понять ситуацию.

Следующий шаг — предумышленное сокращение информации с целью предоставить бессознательному возможность восстановить недостающие части. Бессознательное может без вмешательства сознания успешно осмысливать явления, находить ресурсы. Другими словами, оно имеет доступ к «интуитивному», «творческому» полушарию мозга.

Некоторые ведущие испытывают в связи с этим приемом неудобство, поскольку происходящее во время тренинга кажется им слишком неопределенным и неуправляемым. Помните, что тренер должен быть готов на все, чтобы помочь обучающемуся. В некоторых случаях это может означать, что ему следует увеличить диапазон своих навыков и/или расширить собственную «зону комфортности». У большинства людей, как выяснилось, умышленно непонятный язык постоянно в ходу при общении с супругом, детьми, друзьями, коллегами и т. д. Безусловно, значительная часть «обычных» контактов происходит именно таким образом, поэтому этот языковой навык должен стать частью инструментария каждого тренера, стремящегося к успеху.

Поскольку для многих обучающихся тренер является примером, умелое и гибкое использование всех подходящих средств является несомненным доказательством этого.

УПРАЖНЕНИЯ

Метамодель 1. Используйте метамодель, упражняйтесь в обнаружении ее конкретных нарушений и реакции на них. 2. Отмечайте нарушения метамодели, даже если вы не собираетесь пересматривать их. 3. Применяйте метамодель, чтобы помочь обучающимся (и себе) установить цели.

Подстройка к языку 1. Определите репрезентативные системы и предикаты, используемые обучающимися. Подстройтесь к их языковым паттернам, отвечая им в том же стиле (но используя другие слова). 2. Упражняйтесь в перекрестном зеркальном отображении, используя язык, то есть следите за языком обучающихся, подстраивайтесь к нему по тону, скорости речи и т. д.

Изменение состояний и значений 1. Применяйте метод метамодели. 2. Используйте язык, чтобы добиться изменений — наблюдайте за языковыми особенностями, невербальными реакциями, глазными ключами доступа. 3. Ежедневно тренируйтесь с обучающимися в выполнении пунктов 1 и 2, отмечая преобладающие слова — визуальные, аудиальные или кинестетические.

Умышленное использование непонятного языка 1. Упражняйтесь в обращении к бессознательному, прежде чем (или вместо того чтобы) подключать сознание. 2. С помощью непонятного языка вводите обучающихся в состояние «да-унтайм» (конечно, возвращая их затем в состояние «аптайм»).

Распознавание систем убеждений, проявляющихся в языке 1. Отмечайте проявляющиеся системы убеждений. 2. Задавайте специальные вопросы, чтобы выявить систему убеждений. 3. Практикуйтесь в позитивных убеждениях по отношению к обучающимся и их возможностям и отмечайте, как это влияет на ход тренинга.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Помните о языковых паттернах:
– реагируя на вопросы и утверждения;
– присоединяясь к языку;
– изменяя состояние и значения с помощью языка;
– намеренно используя непонятный язык;
– распознавая системы убеждений, проявляющиеся в языке.

Используйте метамодель для работы с:
– опущениями;
– искажениями;
– обобщениями.

Присоединяйтесь к языку для установления раппорта с обучающимися. Используйте в подходящем случае отсоединение от языка для разрушения раппорта. Ведите с помощью языка.

Применяйте язык для изменения состояний и значений. Умышленно используйте непонятный язык. Распознавайте системы убеждений, проявляющиеся в языке. Уделяйте пристальное внимание всем тонкостям и сложностям в языке обучающихся.

Наши рекомендации