Сбор информации
Иногда тренеры, как и некоторые телеведущие, так увлекаются контролированием своих действий, что теряют контакт с аудиторией и перестают реагировать на какие-либо знаки и сообщения. Это может привести обучающихся в замешательство и препятствовать получению от занятий максимума возможного.
В основе НЛП лежит убеждение, что у каждого человека индивидуальное восприятие, или модель мира. Внутренний опыт все время взаимодействует с внешним, или чувственным опытом. Цель системы сбора информации — использование приемов сбора лингвистического материала, для того чтобы помочь обучающимся вновь привести в соответствие свой чувственный опыт и язык.
Эта техника включает вопросы (как в технике метамодели) для обнаружения неопределенных существительных и глаголов, кванторов общности, модальных операторов возможности и необходимости, номинализаций, а также причин и следствий. Ее используют в трех вариантах:
– саму по себе, как набор приемов;
– как часть фрейма идентификации желаемого результата;
– как часть фрейма дополнительного ресурса.
Эти приемы уже были описаны (см. раздел 3.1 «Использование языковых паттернов»), однако стоит напомнить их.
Неопределенные существительные
Пример: Люди хорошо обучаются?
Вопрос: Кто именно хорошо обучается?
Неопределенные глаголы
Пример: Они поддерживают меня в учебе.
Вопрос: Как именно они поддерживают вас в учебе.
Кванторы общности
Пример. Это может каждый.
Вопрос. Абсолютно каждый? Или:
Вы можете вспомнить, чтобы у кого-то это не получалось?
Модальные операторы возможности и необходимости
Пример. Невозможно изучить этот материал за такое время.
Вопрос. Что вам мешает?
Пример. На этом курсе у меня должно быть все в порядке.
Вопрос. Иначе что было бы?
Номинализация
Пример. Мне не нравится это упражнение.
Вопрос. А что было бы, если бы нравилось?
Причина и следствие
Пример. Когда вы смотрите на меня, мне хочется усерднее работать.
Вопрос. Отчего вам хочется работать усерднее, когда я смотрю на вас?
Еще один важный аспект сбора информации — необходимость улавливать все невербальные сигналы. Это не значит, что тренеру следует немедленно реагировать на каждый зевок, однако он должен четко осознавать все происходящее.
Некоторые тренеры при подготовке к работе используют так называемое «состояние тренера». Эта техника описана в разделе 2.1 «Поддержание позитивного состояния». Она состоит в следующем:
– первым придите в аудиторию для проведения тренинга (лучше сказать — «для обучения»);
– выберите место, где вы в основном будете находиться во время тренинга;
– наметьте точку напротив, где будет обучающийся;
– сосредоточьтесь на этой точке;
– постепенно, удерживая внимание на этой точке, начинайте оглядывать и осознавать все справа, слева, перед собой, а затем за своей спиной.
Главное в этом упражнении — оставаться сосредоточенным на выбранной точке. Целью упражнения является выработка периферического зрения, которое позволит осознавать все, что происходит в аудитории во время занятий.
Владение этим навыком придает тренеру силы и расширяет его возможности, оказывая положительное влияние и на обучение в группе. Сенсорная активность на 360 градусов — это замечательный навык в профессиональном запасе тренера.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Отмечайте нарушения и трудности (или просто слушайте, если это более подходяще).
2. Тренировка втроем: каждый составляет для обсуждения список определенных нарушений. Один должен распознать нарушения, предложенные другим, а третий — наблюдать за ними, обеспечивая обратную связь. Все по очереди меняются ролями.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Помните, что внутренний опыт взаимодействует с внешним, или чувственным.
· Подбирайте примеры, отражающие:
– неопределенные существительные;
– неопределенные глаголы;
– кванторы общности; i»
– модальные операторы возможности и необходимости;
– номинализации;
– причины и следствия.
· Используйте невербальную коммуникацию для сбора информации.
· Используйте состояние тренера, чтобы добиться тотального видения.