В чем же отличия «ДИД» от «Плейбека»?
«Драма-дилемма» не перепоручает актерам ответственность за участие в событиях жизни протагониста. Тема вечера обсуждается и выбирается всеми участниками встречи, то есть для всех проблематика становится актуальной. Затем происходит обмен сюжетами из жизни, которые иллюстрируют выбранный для проработки конфликт. Здесь закладывается общее рационально-эмоциональное поле для игры. В качестве протагониста представление начнет один из участников встречи, основываясь на собственном рассказе (здесь совпадение с ролью протагониста в психодраме), а продолжат уже другие — зрители. Они поднимаются на сцену, заменяя главного героя, и пытаются вместо него привести конфликт к разрешению в ходе спонтанной импровизации с остальными участниками «базовой группы».
Для меня крайне важна именно эта возможность видеть во всех участниках встречи потенциальных протагонистов. Это обеспечивает необычайно высокую личную вовлеченность зрителей в разворачиваемое на сцене действие, понимание некоего общего жизненного опыта, высокую амбивалентность взаимоотражения функций зритель—актер...
Потому-то в «ДИД», когда герой обращается в зал за помощью, чтобы найти выход из тупиковой ситуации, не принимаются советы с мест. Необходимо не консультировать протагониста, оставаясь на безопасном расстоянии от конфликта в своем удобном зрительском кресле, а самому подняться на сцену, заменить героя в конфликтной сцене и попытаться продолжать сюжет до момента разрешения кризиса. Включенность в сцену-дилемму, активное проживание ситуации, ответственность за сделанный выбор — это в методике DID «ключ без права передачи».
Я помню, как однажды, выступая перед старшеклассниками, мы играли дилемму, связанную с конфликтом из школьной жизни. Один из зрителей проявлял заметное нетерпение, даже неудовольствие всеми предлагаемыми вариантами выхода из конфликта:
— Вы слишком серьезны, — обратился он к актерам, получив слово. — Нужно увидеть ситуацию с юмором, тогда станет понятно, что в данном случае вообще нет поводов для спора!
Не без труда мы уговорили нашего оппонента выйти на сцену и выступить в роли героя. Как принято, вернулись на несколько реплик назад, чтобы ввести нового протагониста в исходную ситуацию, и... Нужно было видеть, как буквально через минуту наш герой потерял самообладание в отчаянных попытках привлечь к себе внимание «одноклассников». Ни о каком чувстве юмора речи уже не шло, парень всерьез разгорячился и чуть не хватал партнеров за грудки.
В конце сцены, когда мы напомнили юноше о его же собственной идее воспользоваться чувством юмора, для мирного разрешения конфликта, он только и мог, что растерянно признать: «Легко быть умным на месте, а когда вы сунули меня в эту скороварку, то про все чувство юмора забыл!»
Так принцип личного участия проверяет прочность теоретических установок. В «Драме-дилемме» игра принципиально ведется «от первого лица»! Не делегировать свои полномочия кому бы то ни было, а говорить от себя, выносить на сцену собственное «Я», как бы это ни было страшно. Все самые замечательные идеи проверять не поднятием руки и умным советом протагонисту, а заменить героя и обкатать идею в ходе импровизированной партнерской игры.
Я убежден, что личный опыт, приобретаемый в такого рода «выходах на замену» протагониста, — это замечательная психологическая проверка собственных установок, идей, умений, дорогая сердцу каждого творческого человека возможность прожить жизнь кого-то другого (и фрагмент этой жизни я сыграю, не основываясь на написанном кем-то для меня тексте, а исходя из своего «Я»).
А еще эта игра «от первого лица» с возможностью успеха и правом на ошибку спасет проект, методику «Драма-дилемма» от дидактизма... Не только роль возникает из «Я» актера, на основе его жизненного опыта, но и наоборот — собственно личность формируется из практики ролей.
В фильме Росселлини «Генерал Делла Ровере» один из персонажей фильма — мелкий опустившийся жулик, который вынужден был под угрозой расправы сыграть в тюрьме роль героя Сопротивления, аристократа. Его задача — втереться в доверие к арестованным подпольщикам, чтобы затем сдать их гестапо.
Прошло время, и фашисты поразились тому, как роль изменила человека: герой фильма настолько вошел в навязанный ему образ, настолько слился с ним, что в назначенный час отказался выходить из игры: в роли аристократа, патриота, героя он добровольно идет на казнь...
В отличие от психодрамы или театра «Плейбек», «Драма-дилемма» гораздо более приземлена. В ней мало образной символики «Плейбека» или философских финальных сцен психодрамы, а больше бытовой конкретики. Если психодрама центрирована на клиенте, то драма-дилемма — на социальном контексте его поведения. В центре драмы-дилеммы не столько конкретная, имеющая имя, уникальная в своих психофизических особенностях личность, сколько немного унифицированная, обобщенная роль. Поэтому в «Театре-дилемме» есть этап, отсутствующий в психодраме. История одного человека дополняется и универсализируется в «круге жизненных историй» личным опытом других людей. Рассказ, который выбирается ими для подготовки сцены, — это история более универсальная, чем рассказ протагониста психодрамы. Сцена носит обобщенный характер, который еще более усиливается участием зрителей, заменяющих протагониста в «базовой истории-сцене». А потому можно сказать, что методика «драма-дилемма» выполняет функцию «социального тренажера».
Автор рассказа, взятого в качестве основы для представления, как правило, берет на себя функции протагониста в базовой группе. Он заботится о том, чтобы инсценировка отражала обобщенный опыт группы по результатам услышанных рассказов, отбирает себе партнеров, уточняет взаимоотношения конфликтующих сторон, характер персонажей, место и время действия. На этом этапе решается вопрос о форме завершения сцены: участники либо технически обозначают финал, застыв во фризе, либо герой завершает сцену внутренним монологом или прямым обращением к зрителю за помощью...
Сравнив некоторые принципы психодрамы, «Плейбека» и «Драмы-дилеммы», мы подошли вплотную к вопросу о том, что дает человеку его участие в театре-дилемме, то есть зачем это делается. А затем — как это делается?
ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Клиент на приеме у психотерапевта:
— Помогите, доктор! Эта кошмарная работа сведет меня с ума! Каждый день я возвращаюсь домой выжатый, как тряпка.
— А чем вы, собственно, занимаетесь?
— Ну, я сижу на складе, передо мной желоб и три ящика. По желобу скатываются апельсины, а я должен раскладывать их в ящики: большие — в первый, средние — во второй, а маленькие — в третий.
— Вроде непыльная у вас работенка...
— Ах, доктор, но эта ужасная проблема постоянного выбора!
В конце каждой встречи присутствующие целятся впечатлениями о своем участии в "ней. Здесь я приведу отдельные высказывания, которые постоянно звучат на подведении итогов вечеров «Драма-дилемма»:
«На встречен понял, что теперь иначе отношусь к самому себе», «по-другому начинаю воспринимать окружающих, лучше понимаю, что при всей нашей похожести мы очень разные в поведении, реакциях и... надо быть готовым к этому...»
«Произошло понимание того, что у моей проблемы есть не одно, а несколько решений. Участие группы позволило взглянуть на себя со стороны, увидеть себя иными глазами, понять, что в конфликте... не бывает лишь одна сторона виновата. Где-то и я ошибся. Я думаю, что когда мою сцену играли уже другие герои, они позволили мне успокоиться и сосредоточиться на поиске ответов...»
«Встреча "Драма-дилемма" — это поведенческий тренинг, проверка межличностного взаимодействия в условиях конфликта. Тренинг эмоционально напряженный, с одной стороны, но с другой — оставляющий право на свободу выбора, репетицию ситуации, ошибку, которую можно исправить...»
«Было чувство, как будто группа тебя обнимает: мне было важно, что меня поддержали, приняли такой, какая я есть...»
Так возникают неформальные связи, доверие, сплоченность вокруг решения конкретной и в то же время общей для группы проблемы. Это эмоциональный план, но есть и рациональный: ощутив себя частью группы, участники были в большей степени готовы прислушаться к групповому мнению, подражать успешным решениям конфликтов. Уровень их защиты, сопротивление постороннему влиянию снижаются, появляется готовность воспринять личный и групповой опыт решения конфликта не как назидательность или угрозу самоуважению, а как необходимый элемент сотрудничества и сотворчества.
Такая готовность, эмпатичность возникают в ДИД благодаря трем китам, на которых держится атмосфера встречи:
«Я не один!» Мои конфликты, переживания и страдания — это проблемы универсальные. Людям, меня окружающим, те же проблемы в той или иной степени свойственны и знакомы. Дело не в моей «порочности», «неспособности», «бесталанности»...
«Альтруизм». Если я не один, то я перестаю быть центром Вселенной и готов вслушаться в рассказ других людей о том, что их волнует. Мало того, я готов предложить свои услуги: свои умения, знания и опыт другим. Сочувствие, готовность принять помощь и предложить ее возвышают меня в собственных глазах.
«Внушение надежды». Человек, пришедший на встречу с незнакомыми людьми, через некоторое время оказывается втянутым в общее интеллектуальное, театральное, творческое игровое действие. Возникают взаимоотношения с другими людьми. Он ощущает внимание, его слушают, ему готовы подставить плечо... Конфликты, казавшиеся следствием собственной глупости и невезения, оказываются знакомы многим. Проигрывание дилемм доказывает, что репертуар решений неоднозначен и богат. Значит, возможно решение конфликта, возможно общение, установление неагрессивных контактов. Возможно, я сам научусь и сумею справиться со своими проблемами и помочь другим!
Отсюда можно вывести те цели, к достижению которых я стремился при разработке методики театра-дилеммы:
· развитие сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, неагрессивности, эмоциональной адекватности;
· преодоление стереотипов, лежащих в основе поведения и рождающих разнообразные конфликты, напряжение и тревогу;
· готовность взять на себя ответственность за осознание собственной роли в триаде «личность—ситуация—проблема», за понимание того, что мои эмоции, поведение не только реакция на проблему, но и порой — сущность проблемы;
· обучение умениям творчески решать конфликтные ситуации, открытости новому, восприимчивости к многообразию мира;
· умение понять и принять себя, уверовать в успех, быть готовым нести ответственность за сделанный выбор.
Короче говоря, все, что происходит во время встречи, — это воспитание ответственного «выбирающего Я». Процесс этот заключается в личном прохождении трех этапов любого тренинга (каким, по сути, является и «драма-дилемма»): ввод — приспособление — перенос.
Ввод — это примерка образа протагониста на себя. Происходит вхождение в образ и в процессе театральной игры — эмоциональное проживание и переживание конфликта.
Приспособление (адаптация, укрепление) — этот этап происходит тогда, когда протагонист включается режиссером в спонтанную игру с изменяющимся контекстом, сменой ролей внутри сцены, сменой героев и исполнителей... Нарабатывается все еще сценический, игровой опыт, идет сшибка позиций, установок, стереотипов. Задача состоит в том, чтобы приспособление настолько окрепло, чтобы перерасти в присвоение — стать элементом в репертуаре поведения.
Присвоение — третий и самый важный этап работы, ведь здесь происходит перенос игрового опыта в жизнь. Подросток в ходе участия в сцене-дилемме обнаружил, что тон его разговора с родителями — одна из причин постоянных ссор и обид. Он «примерял» на себя образ мамы; был задет, как и она, агрессией «сына» (актер-замена); из зрительного зала получил возможность понаблюдать несколько вариантов решения конфликта, когда другие участники встречи с легкостью добивались своего и в роли «сына» устанавливали с родителями нормальный контакт... Затем тот же протагонист принял участие еше в нескольких упражнениях-симуляциях проблемы...
Вопрос лишь в том, сможет ли наш герой, вернувшись домой, воспользоваться всем новым для него эмоциональным и рациональным знанием о себе, чтобы кардинально изменить ситуацию? Произойдет ли присвоение роли? Ответ вовсе не однозначен. Но залогом возможности подобного присвоения становится, на мой взгляд, само участие в группе, и работе по методике «Драма-дилемма».
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Действовать целебнее, чем говорить.
Я. Л. Морено
Вы, я надеюсь, уже осмотрелись в неброско обставленной прихожей проекта «Драма-дилемма». Познакомились с красующейся на стене родословной. Покопались на запущенных книжных полках теории. Ну а теперь, по русской традиции, пришла пора посетить кухню, где всегда можно найти что-нибудь вкусное — практику, действие. Поэтому как хозяин дома с полным правом приглашаю всех заинтересованных пройти на кухню ДИД! Здесь вам предоставляется возможность отведать разнообразные блюда. Обещаю вам не только оригинальную рецептуру, но и подробнейшее описание технологии...
· Встреча в жанре театра-дилеммы строится особым образом и продолжается, как правило, два с половиной — три часа. Оптимальное количество участников встречи — от 10— 12 до 25—30 человек. (Если количество режиссеров-ведущих больше, то, соответственно, удваивается или даже утраивается количество участников.)
· Какие задачи я ставлю перед собой накануне встречи?
· Дать пришедшим на вечер «Драма-дилемма» возможность провести время в особой обстановке — в атмосфере эмоциональной и психологической поддержки, принятия себя и другого. Для этого мне придется все свои умения направить на объединение разных, порой абсолютно незнакомых друг с другом людей в акте сопереживания и сотворчества.
· Помочь участникам высказаться, проработать в рамках театральной встречи свои ситуации-дилеммы, страхи, сомнения, тревоги...
· Людям нетеатральным напомнить о человеческой природе: вернуть к игре, лицедейству, раскрепостить эмоции, фантазию, веру в чудо. С этой целью дать участникам возможность в определенной степени спрятаться за безопасной маской-образом, найти черту, которая отделяет воображаемый мир от реального, помочь в освоении элементарных театральных понятий на практике. И наоборот, для тех, кто предпочитает лицедействовать не только на сцене, но и в жизни, создать условия, которые снимут наигрыш, обнажат природные реакции, вернут к естественности.
Из этого и вытекает логика построения встречи в жанре «Драма-дилемма». Но сначала мне бы хотелось рассказать обо всех этапах вечера, чтобы затем подробно остановиться на каждом из них.
ЗНАКОМСТВО И РАЗОГРЕВ
Цели и задачи:
· снять страх, зажим перед незнакомой аудиторией, уменьшить напряженность, тревожность, застенчивость;
· дать возможность максимальному количеству участников представить другим членам группы «собственное Я» и познакомиться с «Я-другими»;
· способствовать принятию формулы «Я — часть этой группы», « Я —- такой же, как все» и «Я — не такой, как другие».
Практическая работа:
· вступительное слово — приветствие ведущего. Настрой на эмпатию, дружелюбие, сотрудничество;
· упражнения и игры на знакомство, мышечный разогрев, голосовая разминка. Разнообразные виды заданий с ходьбой, перестроениями, разбивкой на группы по определенным характеризующим признакам...
«ЖИЗНЬ — ТЕАТР»
Цели и задачи:
· подготовить к совместной творческой работе в группе;
· разделить понятия «жизнь» — «театр», оставив понимание их диалектической взаимосвязи и взаимовлияния.
· Различать факты жизни и факты искусства. Образ, символ, маска, конфликт — как основные термины из театрального лексикона;
· отработать на практике начальные умения пользоваться театральными средствами, входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах, органично и быстро реагировать на изменения в действиях и игре партнеров. Развить импровизационные умения, поощрить спонтанность;
· дать участникам чувство безопасности, свободу выбора степени открытости: от исповедальное™ до возможности уйти в игру, в «как будто», спрятаться за «образ-маску»: «Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду» (Оскар Уайльд).
Практическая работа:
· театральная разминка, включающая в себя несколько упражнений на развитие творческого мышления, фантазии, умение мыслить абстрактно, образно;
· упражнения на спонтанность, актерскую пристройку. Групповые этюды на свободную и заданную тему в меняющихся по составу и числу участников в группах.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫБОР ТЕМЫ
Цели и задачи:
· определить смысл термина «дилемма» и научиться формулировать дилемму как предложение, выражающее проблему выбора;
· « нащупать значимые и болевые дилеммы, воспринимаемые как актуальные большинством присутствующих;
· представить перед собравшимися многообразие жизненной проблематики;
· выбрать из представленного списка дилемм одну или несколько, по отношению к актуальности которых в группе имеется консенсус.
Практическая работа:
· попытки формулировки понятия «дилемма» самими участниками встречи. Объяснение, комментарии и примеры ведущего. Тренировка в формулировке дилеммы как нравственной проблемы, а не в виде перессказа конфликтной ситуации;
· психотренинговые упражнения, дающие наглядное представление о внутреннем и внешнем конфликтах;
· каждый участник самостоятельно формулирует значимую для него дилемму. На доске составляется полный список личных дилемм;
· обсуждается полученный список. Если необходимо, дилеммы группируются по проблематике. Ведущий предлагает рассмотреть список с позиции «решаемых» и «не-решаемых» дилемм — то есть тех, которые мы в силах разрешить без посторонней помощи или при гипотетической поддержке со стороны, и тех, решение которых не в нашей власти и силах. В списке остаются только те проблемы, которые относятся к «решаемым»;
· драма выбора на практике: из всего списка дилемм выбирается одна или несколько путем голосования и последующего подсчета голосов, отданных каждой из дилемм;
· объявляется дилемма (дилеммы) «фаворит» и, следовательно, тема вечера.