Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА 4 страница. В результате такой работы у клиента спустя некоторое время происходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей
В результате такой работы у клиента спустя некоторое время происходят изменения в стратегиях деятельности и системе ценностей. Исследователи Д. Фейдимен и Р. Фрейджер приводят ряд правил, которые желательно выполнять при написании очерка фиксированной роли:
1) развивать основную тему очерка, а не исправлять мелкие недо
статки;
2) использовать резкий контраст (человеку проще сыграть роли,
кардинально отличные от привычных);
3) побуждать к постепенному движению, а не созданию какого-
либо нового состояния (целью метода является не изменение
личности, а побуждение к активному пересмотру собственной
системы ценностей);
4) учитывать актуальность роли (роль не должна противоречить
реальным событиям, которые могут произойти в жизни клиен
та, ома не должна быть оторвана от действительности);
5) принимать во внимание социальное окружение клиента (роль
должна углублять и облегчать межличностные отношения кли
ента);
6) использовать защитные маски (клиенту, несмотря на то что он
должен играть роль, не следует полностью идентифицировать
ся с ней, важно осознавать, что он все-таки исполняет нечто
извне заданное).
Последний пункт довольно важен, поскольку делает акцент на решающем значении в достижении изменений сознания, а не подсознательных механизмов и самовнушения.
Многомерный анализ оценочных решеток
Как мы уже указывали, использование многомерного анализа оценочных решеток (факторного, кластерного) не является обязатель-
ным для тренера. Однако если есть такая возможность, ее можно очень эффективно использовать.
К примеру, для каждого участника можно построить факторную модель системы его личностных конструктов и на ее основе уже дальше готовить очерк самохарактеристики и очерк фиксированной роли. Кроме того, можно получить такую же факторную модель после завершения Программы и сравнить картину до и после участия в Про-
грамме.Это будет очень полезно для тренера (он убедится, что его работа не прошла впустую), для участника Программы (он увидит, что действительно изменился) и для заказчика Программы (ознако-мившись с аналитическим отчетом, он поймет, что не выбросил деньги на ветер).
Для проведения многомерного анализа мы рекомендуем обратиться либо к специалистам, которые могут помочь в проведении тренинга, либо к справочной литературе: сайт компании StatSoft (http:// www.statsoft.ru); Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере (с CD-ROM). СПб.: Питер, 2003; Боровиков В. Популярное введение в программу Statistica. СПб.: Питер, КомпьютерПресс, 2000.
Для демонстрации возможностей факторного анализа мы приведем пример из нашего тренинга. Это факторное поле конструктов одного из участников до и после участия в Программе (рис. 7).