Используйте только те статистические данные
надежность которых вы можете проверить. Берите
данные только из наиболее надежных источников и
сверяйте любую необычную статистику с данными из
других источников, — это предохранит вас от исполь
зования ошибочных статистических данных.
Используйте только последние статистические
Данные, чтобы не вводить вашу аудиторию в заблуж
дение. Например, если вы обнаружили статистичес
кие данные, говорящие о том, что только 9 из 100 чле
нов конгресса, или 9% — женщины (верно для 1999
года), вы введете свою аудиторию в заблуждение, если
будете использовать эти данные в своей речи. Если вы
хотите сказать о том, сколько женщин в Сенате, най
дите самые последние статистические данные, касаю
щиеся этого вопроса. Проверяйте как год, так и диа
пазон лет, к которым относится статистика.
Ищите такую статистику, которую можно с
чем то сравнить. Сами по себе статистические данные
трудно интерпретировать. Когда они используются в
сравнении с чем то другим, они оказывают более силь
ное воздействие. Дональд Бедер (Baeder, 1980) в сво
ем докладе о химических отходах указывает на то, что
количество загрязняющих химических веществ изме
ряется в миллиардных или даже в триллионных до
лях. Обратите внимание, как он использует сравнение,
чтобы показать значение статистических данных:
Одна миллиардная часть соответствует одной кап
ле — всего одной капле! — вермута на две цистерны
объемом 136 800 л джина, и это будет очень сухой
мартини даже по стандартам Сан Франциско! Одна
триллионная доля соответствует одной капле на две
тысячи таких цистерн.
Не используйте слишком много статистики.
Хотя статистика может быть замечательным способом
быстро представить материал, следите за тем, чтобы
не слишком перегружать ею свою речь. Несколько
цифр, имеющих отношение к предмету, подействуют
намного эффективнее, чем целая батарея статистичес
ких данных. Когда вы считаете, что вам нужно исполь
зовать много статистики, постарайтесь подготовить
наглядные материалы, возможно, график или схему,
чтобы помочь своей аудитории зрительно представить
и понять приводимые вами данные.
Анекдоты — короткие, часто забавные ис
тории.
Повествования — описания, рассказы о
личном опыте или различные истории.
Сравнения — иллюстрация утверждений с
помощью демонстрации сходства.
Противопоставления — демонстрация
различий.
Анекдоты
Анекдоты — это короткие, часто забавные истории;
повествования — это описания, рассказы о личном
опыте или различные истории. Поскольку поддержи
вать заинтересованность аудитории во время речи
очень важно, а внимание аудитории обычно легко при
влечь какой нибудь историей, анекдоты и повествова
ния стоит искать, придумывать и использовать. В пя
тиминутной речи вы не сможете отвести много време
ни, для того чтобы рассказать длинную и подробную
историю, так что один или два анекдота или очень
короткий рассказ будут более предпочтительными.
Главное при использовании историй — это убе
диться в том, что смысл истории раскрывает или под
крепляет те положения, которые вы доказываете в
вашей речи. Джон Говард так иллюстрировал в сво
ей речи положение о необходимости следовать ука
заниям руководства (Howard, 2000).
Используйте статистические данные, взятые только из
наиболее надежных источников, и сверяйте любую не
обычную статистику с данными из других источников.
Рыцарь возвращался в замок после долгого трудно
го дня. Лицо его было покрыто синяками и кровопод
теками, доспехи помяты, перо на шлеме сломано, конь
хромал. В общем, он имел печальный вид.
Хозяин замка выбежал навстречу и спросил: «Что
с вами приключилось, сэр Тимоти?»
«О, сэр, — отвечал тот, — я трудился весь день,
уничтожая ваших врагов на западе».
«Что вы делали? — раскрыл рот изумленный лорд. —
У меня нет никаких врагов на западе!»
«О, — сказал Тимоти, — теперь, я полагаю, они у
вас есть».
Мораль этой короткой истории такова. Одного
энтузиазма недостаточно. Надо еще уметь напра
вить его в нужное русло.
Хорошие истории и рассказы часто содержат юмор,
но сентиментальные, интригующие и драматичные
истории также могут оказаться действенными.