Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она направлена на закрепление, углубление и обобщение знаний.

Контрольная работа имеет титульный лист, план, список использованной литературы. Наименования пунктов и подпунктов работы должны соответствовать указанному плану и проставленным страницам. Контрольная работа по дисциплине «Деловые коммуникации» состоит из следующих заданий.

Первое задание контрольной работы - написание реферата.Целью написания реферата является овладение студентами практическими навыками изучения современных подходов к изучению потребностей и поведенческой реакции покупателей товаров и услуг. В качестве направления работы студентом выбирается тема, определяемая последним номером зачетной книжки, также студент может предложить свою тему, предварительно согласовав с преподавателем.

Написание реферата студентами является творческой работой, в связи,
с чем студент вправе, учитывая особенности конкретной темы, раскрывать
те вопросы, которые считает нужными, придерживаясь своего плана. Общий объем реферата должен составлять не менее 15 страниц печатного текста.

Написанию реферата предшествует изучение основных понятий курса. Исходной информацией для написания реферата являются учебники, учебные пособия, журналы, газеты, компьютерные программы, первоисточники. При самостоятельной подготовке реферата особое внимание следует обращать
на действующие законы, кодексы, нормативные документы, инструкции, положения, рекомендации и т.п. полезно ознакомиться с местным фактическим материалом, получить консультации у специалистов.

Материал в виде иллюстраций, графиков, диаграмм, схем, таблиц, рисунков, фотографий дается в реферате по ходу изложения текста.

Не допускается написание реферата с использованием одного источника
и механическим переписыванием текста. Количество цитат, приводимых
в тексте, должно быть минимальным. При использовании цифровых данных, схем, таблиц необходимо давать ссылки на первоисточники.

Исключается представление реферата с текстом, заимствованным
из других работ, ранее выполненных студентами.

Примерный перечень тем представлен ниже.

Темы рефератов

1. Виды деловой коммуникации, их специфика.

2. Самопрезентация и коммуникативная компетентность.

3. Психологические аспекты деловой коммуникации при переговорах.

4. Развитие деловой коммуникации в России.

5. Современная коммуникативная личность.

6. Письменная форма коммуникации и деловая переписка.

7. Конфликтные ситуации в деловом общении и пути их разрешения.

8. Технические средства коммуникации.

9. Особенности деловых коммуникаций на выставках и ярмарках.

10. Методика подготовки и организации брифингов и пресс-конференций.

11. Деловые межкультурные коммуникации.

12. Требования к управляющему деловой коммуникацией.

13. Методы диагностики девиаций и конфликтов в коллективе и их урегулирования.

14. Презентация как особая форма деловой коммуникации.

15. Убеждающая коммуникация в переговорном процессе.

16. Особенности манипуляции в деловой коммуникации.

17. Лидер в деловой коммуникации.

18. Этика и этикет деловой коммуникации.

19. Нравственные основы деловой коммуникации.

20. Современные требования к культуре специалиста.

21. Основные заповеди делового этикета.

22. Функции и содержание деловой коммуникации.

23. Закон поощрения и критики.

24. Имидж деловой женщины.

25. Имидж делового мужчины.

26. Культура переговоров.

27. Международные коммуникации: понятие, содержание функции.

28. Передовые технологии коммуникации и организация: характеристика и эффективность.

29. «Мыльная опера» как коммуникация: особенности, характеристика, эффективность.

30. Телевизионные новости как коммуникация: структура, особенности, эффективность.

31. Современный шлягер как коммуникация: структура, средства, влияние на массовую культуру.

32. Коммуникативные системы кино и театра: сравнительная характеристика.

33. Информационный обмен в коммуникативных системах: понятие и эффективность.

Второе задание контрольной работы – выполнение домашних заданий.Домашние задания, необходимо выполнить, в соответствии с представленной выше последовательностью.

Домашнее задание 1

Провести анализ следующего делового письма. К какому виду деловых писем относится данное, письмо. Провести анализ структуры данного делового документа:

Российская Федерация Генеральному директору
Правительство г. Москвы акционерного общества
  “Производственное объединение
Управление образования "Школьная книга"”
117103, г. Москва, Буракову В.В.
ул. Садовая-Ямская, 41  
Телефон 132-11-07 вх. № 3 от 8.08.02 г.
№ 562 Копия: Начальнику комитета
7 августа 2003 г. по экономике и финансам
  Горбунову А.В.

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Сообщаю, что на 1 августа 2002 года из 800000 рублей кредита (распоряжение Главы Правительства города Москвы № 722 от 30.12.01 г.) Вами возвращено 321 541 (триста двадцать одна тысяча пятьсот сорок один) рубль. Из них на 231 019 (двести тридцать одну тысячу девятнадцать) рублей отгружено литературы Управлению образования:

1. Буквари по системе Занкова 15500 экз. 217 000 руб.
2. Тезисы докладов 1000 экз. 1 170 руб.
3. Информац.-методический сборник №21 3000 экз. 1 197 руб.
4. - -- - № 22 3000 экз. 1 936 руб.
5. - -- - № 23 2000 экз. 1 068 руб.
6. Адресные папки 60 экз. 819 руб.
7. Метод. пособие по экономике 5000 экз. 7 827 руб.

Находятся в работе:

1. Уроки самоопределения. Метод. пособие 2000 экз. 5 762 руб.
2. Основы физкультуры среднего школьника 10000 экз. 41 878 руб.
3. Основы физкультуры старшего школьника 10000 экз. 42 881 руб.

На общую сумму 90 522 (девяносто тысяч пятьсот двадцать два) рубля.

Также сообщаю, что у Вас в производственном отделе находятся 2 экземпляра рукописей, сданные 15 мая и 1 июня с.г., работы по которым до сих пор не начаты:

  1. Памятники деревянного зодчества.
  2. Основы маркетинга.

Предлагаю Вам назначить дату, время и место встречи для согласования путей и сроков возврата оставшегося кредита в размере 478 458 (четырехсот семидесяти восьми тысяч четырехсот пятидесяти восьми) рублей.

И.о. начальника

Управления образования

Правительства г. Москвы В.А. Поддубная

Домашнее задание 2

Разговор в офисе.

Этот разговор (ряд «сообщений»), несмотря на то, что он происходил лицом к лицу, явно претерпел искажения «шумом» и декодировался неправильно. Какие, по вашему мнению, сообщения намеревались передать Николай Иванович и Сергей? Составьте перечень наиболее вероятных причин неудачи данного разговора и попробуйте разобраться, как Николай Иванович и Сергей могли бы избежать такого результата.

Николай Иванович:(Входит в офис с улыбкой на лице и размахивает отчетом). Ну, Сергей, отчет за этот месяц выглядит значительно лучше.

Сергей:(Резко вскакивает из-за заваленного бумагами стола).Что Вы хотите этим сказать?

Николай Иванович:(Складывает руки на груди). Сережа, не кипятись, злиться не на что!

Сергей:(Садится и откидывается на спинку стула). Понимаю. Вы снова о том же? Даже после того, как...

Николай Иванович:Всплескивает руками). Что? Послушай, я всего лишь сказал...

Сергей:Прекрасно. Просто забудьте об этом, Николай Иванович. Вы знаете, что я очень устал... (Отворачивается от Николая Ивановича и поднимает трубку зазвонившего телефона) О, привет, как твоя лыжная прогулка? (Громко смеется) Ну точно, так и было! И все же, что я могу для тебя сделать, дружище?

Николай Иванович:(Стремительно выбегает из офиса, бормоча под нос что-то неприятное в адрес Сергея)

Домашнее задание 3

Перед Вами 25 фраз, которые были сказаны служащими Вашей организации при беседе с Вашими клиентами. Оцените каждую из них. Если Вы считаете, что фраза производит на клиента положительное впечатление, пометьте ее буквой «П», а если отрицательное – буквой «О».

1. «Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей Петрович. Чем я могу Вам помочь?»

2. «Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов».

3. «Доброе утро, банк «Русь».

4. «Заведующая вышла. Ей что-нибудь передать?»

5. «Спасибо за звонок. Звоните чаще!»

6. «Извините, я не работаю в этом отделе, поэтому ничем Вам помочь не могу».

7. «Доброе утро, отдел снабжения».

8. «Мне трудно сказать, почему наш сотрудник не позвонил Вам. Вы не пробовали позвонить ему еще раз?»

9. «Извините, что я заставил Вас ждать. Чем я могу помочь Вам?»

10. «Я понимаю Вас. Мне кажется, что кто-то из сотрудников допустил оплошность. Я постараюсь все проверить. Чем я еще могу Вам помочь?»

11. «Так, кого Вы ждете?»

12. «Михаил Иванович, извините, пожалуйста, за задержку документов. Постараюсь их выслать с оказией».

13. «Спасибо. При случае я позвоню Вам».

14. «Вы сомневаетесь в наших возможностях? Я понимаю. Жду Вашего звонка. Спасибо за звонок».

15. «Расскажите, как это случилось».

16. «Рад Вашему звонку. Как у Вас дела?»

17. «Да, это я. Хочу Вам сообщить неприятную информацию».

18. «Извините, пожалуйста. Я принимаю факс. Можно, я перезвоню Вам через 10 минут?»

19. «К сожалению, Юрий Михайлович еще обедает».

20. «Спасибо за звонок. Такого человека, как Вы, мы готовы выслушать всегда».

21. «Извините за задержку. У нас все заняты, поэтому никто не берет трубку».

22. «Юрий Михайлович пошел к врачу. Должен вернуться к концу дня».

23. «Здравствуйте, банк «Русь», у телефона дежурный экспедитор Сергеев. Слушаю».

24. «Вы не правы. Однако, что Вы скажете про акции нашего банка?»

25. «Извините. К сожалению, я должен идти по вызову. Давайте свяжемся завтра в 10 утра. Я Вам позвоню. Спасибо за звонок».

Домашнее задание 4

Подберите в художественной или публицистической литературе пример конфликтной ситуации. Проследите этапы конфликта, модели поведения оппонентов, пути сглаживания конфликта. Дайте 3 варианта прогноза возможного развития ситуации.

При выполнении работы на ПК предъявляются следующие требования к оформлению:

Шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5. Размер листа: формат А4, размер полей: 2,0; 2,0- сверху и снизу; 3,0- слева; 1,0- справа, абзацный отступ – 1,25.

Минимальное количество источников литературы: для реферата: 5-7.

По результату проверки контрольной работы студент допускается или не допускается к собеседованию. В случае недопуска контрольная работа возвращается студенту для доработки или написания новой работы. Если контрольная работа повторно не допускается к защите, то рецензент докладывает на заседании кафедры, где принимается решение об отказе или предоставлении возможности написания другой контрольной работы по новой теме.

Вопросы для подготовки к зачету

Тема «Введение в основы теории коммуникации»

1. Интерактивная функция общения. Организация совместной деятельности. Позиции в общении.

2. Коммуникативные роли. Ситуации взаимодействия: социальные, целевые, психологические.

3. Стратегии взаимодействия: избегание, соперничество, уступка, компромисс, сотрудничество.

4. Внутригрупповые и межгрупповые дискуссии.

5. Методы активного обучения и развития, формирование ситуативного и стратегического мышления.

6. Перцептивная функция общения. Контакт, приемы его установления.

7. Установки и их влияние на контакт.

8. Управление контактом в диалоге, в дискуссии.

9. Тренировка и правила сообщения обратной связи. Обратная связь (негативная и позитивная) как способ контроля контакта в разговоре. Проблемы нахождения взаимопонимания.

10. Круги общения и уровни понимания. Когнитивное, дивергентное, конвергентное мышление.

11. Роль эмпатии и рефлексии в деловом общении. Развитие сензитивности как условие конструктивного взаимодействия.

Тема «Виды деловой коммуникации»

12. Виды деловых контактов: деловой разговор, беседа, деловое совещание, деловая встреча, собрание.

13. Коммуникативные роли субъектов общения. Уровни правового, нравственного общения, манипулирования, «рефлексивной игры».

14. Публичное выступление. Специфические особенности речи. Информационная, убеждающая, побуждающая речь. Механизмы и практические приемы завоевания внимания аудитории.

15. Деловая полемика: спор, дебаты, дискуссии, прения. Позиции участников полемики и правила их поведения. Уловки, сомнительные приемы и «хитрые» аргументы для реализации коммуникативных намерений участников полемики. Техника продуктивной аргументации.

16. Консультирование и телефонная коммуникация в работе с клиентами.

17. Презентации. Подготовка к презентации и психологические приемы ее проведения.

Тема «Этические основы деловых коммуникаций»

18. Коммуникативные барьеры: логический, стилистический, лингвистический, фонетический.

19. Психологические барьеры: барьер первого впечатления, установки, отрицательных эмоций.

20. Слушание и проблемы понимания информации. Физические барьеры в коммуникации.

21. Типы сигналов тела: поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование, интонация, походка. Вербализация ощущений. Внешняя поза и внутренняя позиция.

22. Зоны и дистанции. Статус, интимная зона и безопасность. Личная, общественная, открытая зоны. Сигналы дистанции.

23. Имидж специалиста и секреты успешной коммуникации.


Наши рекомендации