Соотношение веры и знания в религиозной жизни
Тема 1. Введение в изучение дисциплины «Катехизис». Основные понятия. Соотношение веры и разума.
Введение
«Катехизис» - от греческого κατηχέω («говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать»).
«Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души».
Что же нужно для этого?
«Для благоугождения Богу и для спасения души нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела».
1. Необходимость веры: Мк.16,16; Евр11, 6.
Что же такое вера?
а. Вера – УверЕнНость. Евр. 11,1. «Уверенность в невидимом как в видимом; в желаемом и ожидаемом, как в настоящем». Предмет веры – Евр.11,6.
«Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера доставляет им действительность, или лучше, не доставляет, но в этом и состоит их действительность; так например воскресения ещё не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе. Вот что значит: «осуществление ожидаемого» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Евреям, 21).
Вера – дверь в мир небесных тайн, духовное око (Исаак Сирин, прп. Слово 82).
б. Вера – доверие. Причина – Бог христиан не отвлеченная сущность, а живая Личность.
«Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не являются тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми; «веровать же в Бога» заключает в себе православно мыслить о нем. Должно нам иметь и то, и другое» (Григорий Палама, свт. Омилия 8, о вере).
Пример веры-доверия: Рим.4,3.
в. Вера – верность. Это сыновняя вера. Особенность ее - Гал.1, 6.
Вера – это еще идуховная связь между Богом и человеком.Еф. 3,17.
«Вера – не психологическое состояние, не простая верность: она – онтологическая (сущностная) связь между человеком и Богом, связь внутренне объективная, к которой готовится оглашенный и которая дается верному Крещением и Миропомазанием. Это дар, который восстанавливает и оживляет глубинную природу человека» (Лосский В.Н. Вера и богословие).
Религия (от лат. religare) – живой, сознательный, свободный, духовный союз между Богом и человеком.
Как появляется вера в душе человека?
«Вера это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, Он дает человеку некий знак, некое предощущение Своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Но трудно человеку поверить в Бога, если он прежде не ощутит призвания» (Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры)
Об этом говорит Ин. 6,44.
Почему же не все находят веру?
Бог со своей стороны делает все, чтобы в душе человека зародилась вера(Апк.3,20).Врожденный поиск Бога: Деян.17,26-27. Свидетельство – поиск смысла жизни.
Возрастание веры – 2 Фес 1. 3.
Степени веры:
а. Вера «от слышания», человеческая; уверенность, доверие, верность Богу.
б. Вера благодатная, дар Божий человеку.
См. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 5, 10-11.
2. Необходимость жизни по вере и добрых дел: Иак. 2, 14-17.
Но добродетели – это не заслуги, не «цена», которой мы «покупаем» спасение. Они – проявление послушания и любви: Ин.14,15. Они нужны для преображения и исцелениянашейприроды, поврежденной грехом.
Соотношение веры и знания в религиозной жизни
Вера должна быть осмысленной, разумной (Рим.12,1; Мф.22,37.). Человек не может верить в то, о чем совершенно ничего не знает.
Крайности в соотношении веры и знания:
а) Ложная духовность, обрядоверие, невежество.
б) Рационализм.
«Все, что принадлежит Богу, есть выше естества, и разума, и мысли … если кто-либо станет взвешивать, каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет» (Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. 4,11).
Различия между знанием и верой:
а) Знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера — невидимое и даже непостижимое.
б) Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины.
в) Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце, вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
«Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верой: верой брачные законы соединяют лица, отдаленные одно от другого, и человек чужой посредством веры, которая бывает в брачных союзах, делается участником во владении чужими рабами и богатством. На вере утверждается и земледелие, ибо кто не верит тому, что соберет выросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верой водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии — земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря. Итак, весьма многие дела человеческие основаны на вере, и этому не одни мы верим, но верят и находящиеся вне Церкви, как сказал я выше. Они хоть не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и их принимают верой» (Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 5,3).
Вопросы для подготовки к опросу
1. Что означает понятие «катехизис»?
2. Что необходимо для благоугождения Богу и спасения души?
3. Откуда мы узнаем, что для спасения нужна вера?
4. Что такое вера (определения апостола Павла и Катехизиса).
5. Вера как уверенность. Что составляет предмет христианской веры?
6. Как вы понимаете выражение «осуществление ожидаемого» (Евр.11,1)?
7. Почему необходимы не только уверенность в существовании Бога, но и доверие к Нему? Примеры доверия Богу.
8. Какова характерная черта верности Богу по сравнению с предыдущими степенями веры?
9. Что означает понятие «религия»?
10. Как зарождается вера в душе человека?
11. Всякого ли человека призывает к Себе Бог?
12. Каковы степени веры?
13. Почему для спасения необходима не только вера, но и жизнь по вере?
14. Должна ли вера быть осмысленной, разумной?
15. В чем заключается различие между знанием и верой?