Умейте смотреть на мир глазами других
Поэт Генри У. Лонгфелло говорил: «Мы судим о себе по тому, что способны совершить, но другие судят о нас по тому, что мы уже совершили».
Каждый успешный лидер, возглавляющий группу людей, знает, что у каждого из последователей свои планы и свое собственное представление о положении дел. Как кто-то сказал мне давным-давно, люди склонны думать, что:
Их проблемы — самые большие,
Их дети — самые умные,
Их анекдоты — самые смешные,
Их провинности можно оставить без внимания.
О том, насколько разными могут быть взгляды людей на одно и то же событие, рассказывает один анекдот.
Английский генерал и сопровождающий его молодой лейтенант сели в поезд. Напротив них сидела симпатичная девушка и пожилая дама, ее бабушка. Через какое-то время поезд вошел в длинный тоннель, наступилa полная темнота, и в темноте вдруг раздался звук поцелуя, а за ним — звонкая пощечина.
Девушка подумала: «Как замечательно, что этот симпатичный лейтенант поцеловал меня, и как жаль, что бабушка дала ему пощечину!».
Бабушка подумала: «Этот юный нахал полез с поцелуями к моей девочке, но она молодчина, не растерялась и дала ему достойный отпор!».
Генерал подумал: «Мой адъютант — парень не промах, полез к девице с поцелуями, а пощечина досталась мне».
И лишь молодой лейтенант знал, что произошло на самом деле. Когда поезд вошел в тоннель, он воспользовался сразу двумя возможностями — чмокнуть в щечку симпатичную девушку и дать пощечину генералу!*
* Ron Watts, La Croix United Methodist Church, Cape iirardeau, Missouri, personal communication.
Чтобы узнать, как другой человек воспринимает то или иное событие, и лучше понять его поступки в различных ситуациях, задайте себе следующие вопросы:
■ Вопрос предпосылки: какова история пребывания этого человека в данной организации и в других организациях?
■ Вопрос характера: каковы основные и второстепенные черты характера этого человека?
■ Вопрос стабильности: затрагивает ли это событие каким-либо образом работу этого человека?
■ Вопрос отношений: какие организационные связи этого человека со мной и другими членами группы?
■ Вопрос побуждения: в чем заключается истинная причина, побуждающая человека действовать в данной ситуации определенным образом?
■ Вопрос потенциала: заслуживает ли этот человек (или его поведение в данной ситуации) затрат времени и энергии лидера?
Я заметил, что лучше всего способствую росту и развитию людей тогда, когда:
Внимательно слушаю и подаю личный пример,
Устанавливаю доверительные отношения и сердечное общение,
Сам работаю хорошо и даю лучшие орудия труда в руки людей,
Думаю, как расширить кругозор людей и побудить их расти.