Состав мнемы, мнема наследственная, социальная
И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Третий основной закон библиопсихологии – закон И.Тэна. Из закона Гумбольдта – Потебни логически вытекает закон накопления энграмм, которому мы позволили себе дать название закона И.Тэна… Его можно формулировать так:
Энграммы, непрерывно притекающие в мнему и обусловливающие собою качественную и количественную сторону экфорий, всегда находятся в функциональной зависимости, во-первы, с расой, во-вторых, с окружающей средой и, в-третьих, с моментом.
Особенности расы суть явления наследственные, в том числе естественные рефлексы. Особенности среды являются поставщиками энграмм оригинальных, энграмм ненаследственных, но могущих стать наследственными. Момент, по тому самому, что он момент, всегда индивидуален и в пространстве и во времени. Заполнение мнемы происходит этими тремя путями. <…>
В предыдущих главах шла речь о функционировании мнемы. Теперь необходимо рассмотреть ее состав. Он определяется, в конечном счете, теми оригинальными энграммами, которые имеются в мнеме. Эти энграммы необходимо классифицировать по источникам их получения. Таких источников три: 1) наследственность; 2) социальная среда, или коллективный опыт человечества; 3) личный опыт индивида. <…> Совокупность энграмм наследственного происхождения вместе с особенностями наследственного функционирования мы будем называть мнемой наследственною, причем к наследственности следует отнести и наследственное вырождение. Совокупность энграмм, получаемых из социальной среды, мы будем называть социальной мнемой. Наконец, совокупность энграмм, получаемых всяким индивидом из его личного опыта в той социальной среде, в какой ему приходится существовать, мы будем называть мнемой индивидуальной. То, что индивид из нее черпает, представляет собой некоторую часть, точнее сказать – ничтожно малую дробь социальной среды и коллективного опыта человечества, но именно потому, что между этой дробью и целым нельзя поставить знака равенства, необходимо отличать мнему индивидуальную от социальной. <…>
Характерным признаком реакций врожденных является их стереотипность; они протекают всегда одинаково, типическим образом. <…>
…К наследственной мнеме необходимо отнести такие врожденные, унаследованные элементы, как биологические (строение тела и функционирование его и рефлексы), антропологические (пол, возраст, раса). К наследственной же мнеме следует отнести и некоторые психические явления… <…> Так, например, передаются по наследству низшие органические чувства: мы уже от самого рождения способны ощущать чувство голода, жажды, холода и тепла. Несомненно, передается по наследству целый ряд эмоций, чувств, стратей, например, гнев, страх.
Социальная мнема. <…> …Она стоит на первом месте, и наше поведение определяется главным образом мнемою социальной, а не наследственной. Почти все прирожденные реакции человека затронуты социальными влияниями. <…> Социальная среда поставляет нам эрграммы социального опыта человечества, ею же накопленные и коллективно и индивидуально создаваемые. <…> Язык – явление социального происхождения. Крик как естественный рефлекс превращается под влиянием социальной среды в рефлекс условный. <…>
В жизни каждого из нас преобладают не одни и те же потоки социальных энграмм. Вот главнейшие из разновидностей социальной мнемы: 1. Семейная. 2. Местная. 3. Национальная (этнографическая). 4. Государственная. 5. Международная. 6. Профессиональная. 7. Классовая. 8. Образовательная (энграммы школьного и книжного происхождения). 9. Конфессиональная (церковно-религиозная). 10. Злободневная (данного момента истории). 11. Историческая (данного периода истории). 12. Космическая: совокупность энграмм, поставляемых: а) географической обстановкой, б) природой органической и неорганической. Все личности и социальные коллективы могут быть классифицируемы по преобладанию энграмм одного или нескольких из этих типов. Качественные и количественные стороны их преобладания кладут свой отпечаток на социальный облик человека, а он настолько прочен, что справиться с ним коллектив может только одним, единственно успешным способом: внедрить в мнему индивида подавляющую массу первоначальных энграмм какой-нибудь другой разновидности социальной мнемы. Так, например, классовая мнема нередко подавляется международной, конфессиональная – социальной и т.д. Обыкновенно делается не так: внедряются не энграммы первоначальные, а мнематические, словесные, что и приводит, разумеется, не к реальности, а к словесности, и к словесной лжи, сознательной, полусознательной и бессознательной. Настоящая перемена социальных убеждений может произойти только от изменения состава социальной мнемы. <…>
Мнема индивидуальная. Наличность индивидуальной мнемы обусловлена личными особенностями индивида и его жизни. Коллективный исторический опыт человечества слишком объемист, чтобы поместиться в индивидуальной мнеме целиком. <…> Когда его хотят систематизировать, распланировать и этим путем вроде как умять в нашу мнему входят не первоначальные энграммы реальности, а отвлеченные, бледные схемы, формы без содержания, слова без тех образов и ощущений и без тех чувств и стремлений, какими и характеризуется реальность, т.е. сама жизнь. Так обесцвеченный наш интеллектуальный багаж мы нередко называем «своими собственными убеждениями и знаниями», не замечая, сколь важную роль играл в их усвоении элемент посторонних внушений, веры и др. иррациональные элементы. Поэтому не знания и не убеждения человека должны мы считать главнейшими характерными элементами индивидуальной мнемы, а его эмоции, чувства, страсти, аффекты, влечения, стремления и желания, понимая под этими терминами старой психологии такие переживания субъекта, какие он никакими словами не в силах передавать другим Я. Их совокупность при всей их изменчивости, это и есть индивидуальная мнема каждого из нас, потому что она от нас неотъемлема, она никому другому не может быть столь же известна ни по каким внешним проявлениям, и у никого другого, как только у нас самих, совершенно в таком же виде никогда не встречается. Сейчас сказанное приводит нас к выводу, что коллектив имеет свою особую коллективную мнему. Этим термином следует называть совокупность сходных энграмм у всех (или у подавляющего большинства) членов этого коллектива. <…>
…Коллектив нивелирует понимание речи (печатной, рукописной и устной) разными индивидами. Его влияние ведет к однородности, хотя и не к одинаковости и тем более не к тождественности пониманий одних и тех же речений разными индивидами.
Только социальной мнеме мы обязаны тем, что человек понимает человека, слушающий говорящего, а читающий пишущего. Обоюдное понимание есть явление социальное и результат не иначе как социальных же явлений. Значит, и то содержание, какое каждый из нас приписывает речи, представляет собой тоже социальное явление.
Некоторые выводы из теории мнемы. Подведем теперь итоги тому, что было сказано в этой главе. Мы показали, что мнема каждого из нас представляет собою единое целое. Она интегральна в своем многообразии. Она тройная, потому что энграммы ее тройного происхождения: одна получается по наследству, другая из социального коллектива, третья из индивидуального опыта жизни. Общая единая мнема субъекта представляет собой в некотором роде равнодействующую всех мнематических явлений, в нем происходящих и находящихся как в потенциальном состоянии (так наз. подсознание), так и в динамическом (так наз. подотчетное поведение). Из того, что сказано в этой главе, видно также, что мнема есть понятие динамическое: она процесс, который начинается с самого зарождения первого организма на земле и продолжается неопределенно долгое время из поколения в поколение. <…>
Теория рассматривает индивида как атом творческой силы коллектива, который отнюдь не есть простая сумма индивидов, как и индивид не есть только орудие коллектива. Теория мнемы требует изучения индивида в коллективе, а коллектива – в связи с изучением разных типов индивидов, из каких он составлен.
Теория мнемы является теорией личности, коллектива и их соотношений. Личность есть мнема личности. Разнообразие личностей сводится к вариации их мнем и к преобладанию то тех, то иных комбинаций социальных, наследственных и личных элементов, приобретаемых и ассоциируемых в курсе фило- и онтогенезиса. <…>
Заполнение мнемы. Из закона Гумбольдта – Потебни видно, что степень обоюдного понимания или непонимания зависит от сходства или несходства мнем. Отсюда следует, что стремиться к взаимному пониманию это то же, что стремиться к заполнению чужих мнем первоначальными энграммами одних и тех же реальностей.
Но здесь перед нами целый ряд препятствий. <…>
По типу ощущений все человечество может быть классифицировано на четыре главных типа: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. <…>
В зависимости от типа происходит заполнение мнемы. Каждый из нас бессознательно стремится копить энграммы таким способом, какой наиболее соответствует его типу, потому что таким путем достигается наибольшая экономизация сил и времени. <…>
Несоответствие в способах заполнения мнемы с типами заполняющих ее приводит к ошибкам наблюдения, т.е. к неправильным энграммам действительности.
В процессе заполнения мнемы крайне важную роль играют эмоции, чувства, страсти, которые еще более относят процесс ее заполнения от реальности. Ими обусловливаются не только энграммы и экфории мнематического типа, но даже энграммы первоначальные.
Эмоции способны довести мнематическую энграмму до такой интенсивности, что из-за этой энграммы перестает быть видимой реальность. В этом случае человек галлюцинирует, бредит, видит сны на яву, строит проекции из элементов таких снов. Так к реальности примешивается наш бред. Его мы приписываем среде, а не себе. Среда как бы пополняет наши знания о себе нашим же бредом. Чем более мы эмоциональны, тем большую роль играют эмоции в наполнении нашей мнемы. Мы хорошо подмечаем и видим то, что нам по вкусу, и плохо видим то, что нам не по вкусу. Известно, что так наз. вниманием, как и воображением управляют тоже наши эмоции. Они регулируют нашу установку внимания и подстроительную работу нашего воображения. Под влиянием эмоции заполнение мнемы может идти то в сторону реальностей (первоначальных энграмм), то в противоположную сторону. <…> Мы видим, познаем, ощущаем, наблюдаем окружающую среду сквозь ткань всех таких иррациональных переживаний, которыми затемняются, искажаются первоначальные энграммы, поставляемые средой. <…>
Исследование процесса заполнения нашей мнемы под влиянием расы, среды и момента приводит к выводу, что мы строим наши проекции чужих слов и писаний из элементов, по большей части, не соответствующих реальности, каковою является окружающая нас среда. Законом И.Тэна лишь подтверждается закон Гумбольдта – Потебни: так называемое наше знание есть незнание, наше понимание есть непонимание, изучение реальности есть искажение ее. Поэтому нужно быть человеком очень несознательным и даже неумным, чтобы искренно считать свои словесные мнения за «единственную истину». <…>
Все поставляемые материалы поступают меж собою в бесконечно сложные, вечно усложняющиеся соединения и комбинации, синтезы. Одним из существеннейших признаков влияния среды на формирование мнемы надо считать тот несомненный факт, что влияние всех особенностей среды происходит совместно, как единый, общий, неделимый комплекс. Нет такой стороны социальной жизни, которая не принимала бы никакого участия в этом комплексе комплексов и не обусловливала бы своей наличностью все другие стороны. Социальный коллектив – это такая машина, в которой буквально все ее колеса и рычаги оказываются совмещенными в одной точке в каждый момент.
Основная идея наша – идея интегрального и синтетического заполнении мнемы – состоит в следующем: людям синтетического и конкретного типа, каких большинство, следует заполнять ее синтетически же, на примере изучения вопросов жизни, причем каждый вопрос должно освещать данными не одной, не двух-трех наук, а, по возможности, всех, показывая на примере каждого вопроса, во-первых, интегральность жизни, а во-вторых, сущность синтетического подхода к ее пониманию.
Переходим теперь к третьему фактору заполнения мнемы, к тому, который И.Тэн называет «моментом». <…> Исторический момент, век, эпоха кладут свою характерную печать и на автора, и на его произведения, и на читателя или слушателя, и на циркуляцию книг, и на характер их влияния. Под словом «момент», по Тэну, надо понимать не только эпохи и года, а вообще коэффициент времени и вечную смену условий, порождаемых его течением. <…> Каждый момент отличается от своего предшествующего и от последующего и качеством и количеством энграмм, как уже накопившихся, так и накопляющихся. <…>
Что касается до читающей публики, до читателей массовых, статистика спроса на книги и в особенности на периодические издания в библиотеках и книжных магазинах может служить характеристикой влияния каждого отдельного момента: стоит лишь последить за тем, какие авторы, какие книги, какие журналы перестают читаться. <…>
Закон И.Тэна подводит под библиопсихологию фундамент социологический, подобно тому как закон Р.Семона подвел под нее фундамент биологический, а закон Гумбольдта-Потебни – психологический. Закон Тэна дает объяснения сходству мнем и наличности обоюдных пониманий.
Из всего того, что сказано выше о мнеме следует:
Книжное дело есть одна из разновидностей социального опыта человечества. Теория мнемы выясняет накопление и передачу этого социального опыта из поколения к поколению, от донного социального коллектива к другому, от коллектива к индивиду и обратно, а также от индивида к индивиду. Это накопление и передача совершаются с поразительной механистичностью, закономерностью и непреоборимо. Процесс, называемый мнемой, будь то мнема наследственная, социальная или индивидуальная, может течь только вперед, а не назад. <…> Учение о мнеме представляет собою базу естественнонаучного, объективного подхода к изучению книжного дела с социологической, психологической и биологической точек зрения, причем книжное дело рассматривается как очень сложный процесс эграфирования и экфорирования. Через него яркой нитью проходит антагонизм между энграммами первоначальными и энграммами мнематическими, между реальностью и словесностью, между фактом и называнием факта. Энграфирование, в конечном счете, сводится к энграфированию реальностей, т.е. раздражений-возбуждений, полученных от них. Энграфируются все без исключения раздражения и их переживания, называемые возбуждениями. Таковы ощущения, образы, концепты, эмоции, страсти, аффекты, низшие органические чувства, инстинкты, влечения, желания и действия (кинестетческие переживания действий). Поэтому в процессе слушания и чтения, под влиянием устного, рукописного или печатного слова, все эти переживания (их энграммы) могут быть экфорируемы и действительно экфорируются. Всякая проекция чужого слова, каждым из нас постоянно построяемая, строится из таких энграфированных переживаний, сопровождаемых в той или иной степени внешними проявлениями, поддающимися, как мы уже знаем, далеко не всегда изучению экстроспективному, внешнему: третья фаза – реакция на словесные раздражения, часто бывает и в экфории, а значит, и в проекции, построенной из элементов данной мнемы. Качественная и количественная стороны мнемы обусловливают качественную и количественную сторону проекции.
[1] Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. – М.: Изд-во «Книга», 1977. – С. 47-66.