Оскар Уайльд (1854 - 1900). От реализма к модернизму
Творчество Уайльда занимает важное место в развитии англоязычной литературы. Уайльд обозначил в рамках своей эстетики новые проблемы, новые эстетические, которая впоследствии проявят себя в формировании модернизма. Однозначно отнести Оскара Уайльда к какому-либо модернисткому стилю проблематично. Конечно, в его поэтике, проблематике присутствуют французского декаданса, символизма. В частности от декаданса, Уайльд подхватывает тему порока, тему греха как протестного поведения против буржуа и как форму познания себя, как форму новой философии. Конечно, Уайльд испытал влияние немецкого экспрессионизма, в том смысле, что мир устойчивых, традиционных ценностей приобретает черты кошмарного сна. Но в отличии от экспрессионистов Уайльд обладал другим отношеней, чувством языка, тягатяющим к элитарным традициям. Уайльд так или иначе был типологически близок к импрессиостам, так как? ????
Вероятно, эта новизна, бунтарская новизна и его жизни, и его творчества была связана с его ирландскими корнями, это практически не исследовано в современном литературоведении.
Уайльд как философ, как искусствовед сформировался под влиянием античности. Он получил блестящее образование, окончил школу с золотой медалью, со стипендией и выиграл град для обучение в Тринити колледже (Дублин). Первоначально его научные филологические интересы были связаны с изучением греческого языка. В частности одну из премий, как филолог, он получил за знания, интерпретацию греческого "Нового завета". Греческий язык, в отличии от латинского, обладает различными допольнительными, скрытыми оттенками, что привлекало Уайльда, что дает огромные возможности для метафористики, образности. Его улечение греческим языком повлияло на греческую картину мира, которую он пытался осовременить, провокационно внести в современное общество. Одной из провокационных греческим тем была гомосексуальная тема, поскольку в греческой мифологии такая однополая любовь считалась нормой, не являлачь грехом. В частности однополая любовь описывается у Платона, при этом эта любовь созерцательная, нет физического контакта. Платон воспевает красоту не мужчины, а мальчину, то есть это скорее педофилия.
Надо сказать, что эта тема немного преувеличена в литературном и юридическом контексте. Его эротическая тематика раскрывается по-разному. Важно то, что эротика действительно является сквозной темой его творчества. И Уайльд, как и французские символисты, был тем, кто в Европе пытался поднять вопросы сексуальности, сексуальных отношений. Для конца 19 века сексуальная тема была скандальной по определению.
Кроме античного влияния Уайльд испытал влияние так называемых прерафаэлитов (поклонники искусства Рафаэля). Прерафаэлиты запомнились абсолютизацией культа красоты. Красота, создание красоты понималось как смысл мироздания, существования человечества, причем красота была именно провакационной и традиционной. В частности Уайльд утверждал, что только искусство, и ничто другое, является силой, которая творит мир. Презирая реалистов, он утвержал, что искусство никогда не отражает мир, а наоборот - направляет жизнь, содает особый мир, который реальнее, чем мир объективный.
В постмодернизме вот это отношение к искусству выразилось в формулировке "мир - как текст".
Эстетическая теория Уайльда выражалась в эссеистической форме, в форме парадоксов. Научное значение приобрела его книга "Замыслы" (1891), сюда вошли "Кисть, перо и отрава", "Истина масок", "Упадок искусства лжи", "Критик как художник".
Конечно, Уайльд был человек салонной культуры, что подчеркивалось и его внешностью (эстетской, провокационной), и его поведением, и его афоризмами. Уайльд был порождением искусства и жил в пространстве искусства. Пример, "единственно реальные люди - это те, которые никогда не существовали" (литеральтурные герои).
Драматургия Уайльда
Театральность художника буквально выражалась в его увлечении театром, как части искусства, культурной жизни. Драматургия Уайльда была и реалистической, и символической. К реалистическим драмам относятся такие его комедии, как "Идеальный муж", "Женщина, не стоящая внимания", "Веер леди Уиндермер", "Как важно быть серьезным". Считается, что драматургия Уайльда высмеивает светсткое общество, хотя сатирой это не назовешь, но не в социальном отношении, а с точки зрения карнавальной игры, импровизации. Важным достижением его драматургии является мастреское, доведенное до шика владение разговорным языком. Любимым приемом Уайльда были парадоксы. Парадоксы, с одной стороны, выражали эстетику словесной игры, светсткой беседы, а с другой стороны, свободу ума, остроумие как художественное искусство.
Более скандальная известность в жанре драматургии приобрела пьеса "Соломея", запрещенная в Англии и поставленная в Париже в 1893 году. На французский язык пьесу перевел Альфред Дуглад, любовник Уайльда.
Отношения с Дугласом были скадальными, более раздутыми до скандала. Скорее они были друзьями, но при этом Уайльд был обвинен в садамии и осужден, посадили скорее за провокацию.
"Соломея" быоа скандальной в связи с религиозным сюжетом, но не только из-за связи с Дугласом. Уайльд использует апокарифический сюжет, связанный с гибелью пророка Иоанна Крестителя/Предтеча. Согласно Евангилею Иоанн был казнен по сговору Ирода с женой??, которая попросила свою дочь Соломею принести голову пророка, и Ирод обещал выполнить.... У Уайльда возникает другой сюжет, Соломея была влюблена в пророка (у него другое имя в пьесе), но он ее отверг, и она попросила отрубить ему голову, поцеловав отрубленную голову в губы, тем самым испольнив свою любовь. Главным парадоксом пьесы становится столкновение страстной любв????
Пьеса представляла из себя танец Семи покровов, в конце которого танцовщица оставалась обнаженной. Кроме того, скандальность публикации была вызвана с тем, что ее иллюстрировал художник Бертсли, который прославился своими порнографическими карикатурами. И это был повод похулиганить, чтобы довести провокацию до конца.
Уайльд утверждал, что для искусства нет закрытых тем, что эстетика выше этики, и искусство не должно ограничиваться моралью, исскусство есть стиль, мастерство. Этот эстетический аморализм ставил Уайльда в ряды художника-провокатора.
Надо сказать, что драматургия, проза и поэзия имела форму притчи, то есть главное - подтекст. Вот такие притчи выразались в цикле "Сказки". Общая тематика сказок связана с размышлениями о красоте. На стыке реальности и фантастики написана знаменитая новелла "Кентербийское привидение", где сталкиваются американские рационалисты и дух, заключенный в замке, которого они не боятся. В конце концов, эта семья более нелепаю чем этот дух, пытающийся приспособиться к современности.
1. Эстетический бунт Уайльда
2. Драматургия Уайльда. Пьеса "Соломея"
3. Комическое в повести "Кентервильское приведение"
4. Проблематика и система героев романа "Портрет Дориана Грея": Дориан Грей, лорд Генри, Бейзел, Сивилла
5. Поэзия Уайльда и баллада "Рединской тюрьмы"
21.10.13
Роман "Портрет Дориана Грея" 1891 года стал знаковым произведением для английской литературы и для европейской литературы в целом. В предисловии автор ставил перед собой две цели: прославить искусство, стоящее над жизнью; прославить философию наслаждения/гидонизм.
Поясняя замысел, автор уже повторял свои положения о преобладании естетических ценностей над моральными, в частности, он утверждал, что художник - не моралист, а искусство - зеркало, отражающее человека, а не жизнь в ее социальном смысле.
Фабула романа не была оригинальной, здесь прослеживаются давние традиции. Прежде всего традиции, связанные с религиозной литературой. Это фабула, касающаяся искушения нечистой силой. Фантастический сюжет, связанный с этим магическим портретом, принято сравнивать с романом Бальзака "Шагреневая кожа". Магическая власть искусства разрабатывалась в романтической литературе (Гофман "Записки ученого Катамура", Гоголь "Портрет", Достоевский "Двойник"). Уайльд как психолог поднимает тему двойничества.
Считается, что эта фантастическая власть искусства также перекликалась с фантастическим учением Ницше, учением о сверхчеловеке. Уайльд является педшедственником Фрейда, так как его интересует сфера инстинкта, которая считалась аморальной.
Герои романа, каждый по-своему, расскрывает ту или иную сторону отношений красоты и действительности, причем Уайльд остается здесь провокатором. В чем он перекликается с эстетикой французского символизма, в частности с творчеством Бадлера.
Через образ художника Бейзила Хоулреда. Этот магический портрет принял на себя этот распад, изменения, которые происходят с героями, оставляет Дориана Грея вечно юным. Портрет становится портретом души главного героя. Но Дориан Грей убивает Бейзила, воспринимая его как злую силу, будто он отобрал его душу.
Более простой образ - лорд? ?, который ставит перед собой целью познакомить прекрасного юношу с пороками, ввергает его в эту пучину.
Эстетизация греха, порока во многом имела целью провокацию, напоминает традиции эпохи раннего Возрождения (Боккаччо, Бадлер).
Для английской культуры аморализм романа имел форму бунта против традиций.
Важное значение в романе имеет образ Сивиллы Вейн (любовница героя), который позволяет затронуть важные проблемы, связанные с философией красоты. Дориан Грей влюбляется не в живую девушку, а в те образы, которые она играет. Его переживания расщепляются на эстетические атомы, поскольку реальная земная женщина его практически не интересует, что заканчивается ее опустошением и самоубийством, инициатором которого становится сам Дориан.
Образ главного героя становится объектом своеобразного эстетического эксперимента. Странно то, что роман в критике восприняли как подчеркнуто аморальный, почти как порнографический. В действительности же роман был вполне моральным. Уайльд говорит, что красота, лишенная этики, морали, разрушительна. В этом смысле он снова перекликается с сомволистам, которые которые говорили о красоте дьявольской, противопоставляя ее красоте божественной (дьяболон - симболон). Достоевский также описывал эту дьявольскую красоту, говорил, что идеал Мадонны соседствует с? ?? Дьявол с Богом борется, а место красоты - сердца людей.???
Нужно отдать должное Уайльду в том, что он так остро поставил эту проблему двойственности красоты.
Последним знаковым произведением Уайльда стала "Баллада Редингской тюрьмы", в которой он поднимает темы, давно освоенные в европейском романтизме. Тюрьма, как таковая, поднимает проблемы свободы. Поэма вышла под псевдонимом, под номером его как узника. Довольно длинный текст, суть его в том, что узник, некий юноша, страдает, а затем его казнят за убийство неверной возлюбленной. Уайльд поднимает классические гуманистические темы, связанные с правом человека на ошибку, на любовь, на свободу. И любовь воспринимается как роковая силы, не отделимая от срадания, смерти. Жертвенность, которая является сквозным мотивом в балладе, вызывает сострадание к узникам. Весь мир похож на тюрьму, в котором человек мучается, грешит, умирает. Стилистически баллада тоже имеет параллели с эпохой Возрождения или позднего Средневековью, в частности с поэтикой Вийона, который не раз был узником, со знаменитой "Балладой о повешенных".
После освобождения из тюрьмы Уайльд был вынужден уехать во Францию, сменить имя. В итоге умер от слоновой болезни.
28.10.13