Компания, где преобладает Торговец 3 страница

И как бы красиво вы ни рассказывали ему о том, что в структуру этого самого интеллекта входят самосознание, рефлексия и эмпатия, он все равно вам не поверит. Просто он знает структуру этого интеллекта гораздо лучше, чем вы. Ведь он всю жизнь в этом направлении тренируется, а вы только недавно узнали об этом из книг.

А рефлексия и эмпатия — орудие Мудреца, и о них мы поговорим в соответствующей главе.

На самом деле эмоциональный интеллект работает примерно так:

Какие эмоции сейчас я могу вызвать у нее? Могу я вызвать злость?

Интересно, как она отреагирует, если я сделаю это...

Что еще я могу заставить ее почувствовать?

Алекс Лесли

И в этом весь Торговец.

Он постоянно экспериментирует с людьми, вызывая в них разного рода эмоциональные реакции, в том числе и довольно неприятные.

Делает он это по следующим причинам:

Во-первых, таким образом он расширяет диапазон и арсенал своих при-емов.

Во-вторых, и в-главных, так он ищет ключик к конкретному человеку. Как только он найдет что-то, что вас «цепляет» и вызывает в вас сильную эмоцию, Торговец обязательно это заметит, запомнит и воспользуется этим в своих (разумеется, корыстных) целях. Он может сделать это сразу или при подходящем моменте, но уж сделает обязательно. После серии по-
добных экспериментов все ваши болевые точки уже нанесены «топографические карты» и вас начинают пользовать вовсю. В случае же, если «жертва» указывает Торговцу на недопустимость подобных экспериментов, то он обычно легко сдает

позиции и говорит Что-то вроде того, что это всего лишь игра, что он просто прикалывается, что он и не думал вас обидеть и т. д. и т. п.

Касаемо искренности и реалистичности самооценки (упоминаемой Гоулманом) лучше пообщайтесь со знакомым

Торговцем по этому поводу — и сами все увидите. Тут есть два существенных момента:

Ожидать искренности от Торговца по меньшей мере наивно. Нет, ну разумеется, если Торговец захочет произвести на вас впечатление, то вы легко убедитесь, что он самый искренний человек на Земле.

Но на самом деле он очень скрытен, и свой внутренний мир не показывает никогда и никому.

И у этой скрытности есть очень серьезная причина. Ведь если Торговец откроет перед кем-то все свои мечты и заветные грезы, все свои болевые точки, все свои страхи и сомнения, то тот Другой этим обязательно воспользуется.

И не надо тут рассказывать, что Другой необязательно этим воспользуется.

Ведь сам Торговец чужие страхи и сомнения пользует вовсю, а значит, и всякий другой человек действует точно также.

У Торговца самооценка всегда завышена. И в этом тоже есть очень глубокий смысл. Просто в продажах с адекватной, а уж тем более заниженной самооценкой вам делать нечего. Как сказал один мой знакомый, «залог успешной торговой карьеры — беззаветная и непререкаемая любовь к самому себе!».

Впрочем, Торговец всегда продает себя, и для этого ему необязательно связывать свою карьеру со сферой торговли. Людей со стратегией Торговца можно встретить в любой сфере деятельности.

Таким образом, завышенная самооценка — одно из важнейших свойств Торговца.

И наоборот, развитие самосознания и рефлексии губительны для него. Ведь они открывают дорогу для неуверенности и сомнений в своей правоте.

А как мы уже говорили, будешь сомневаться — не сможешь продавать.

То есть стоит человеку всерьез задуматься о том, такой ли уж он «Красавчик», и Торговец тут же покинет его сознание.

Поэтому самооценка — основной бастион Торговца. Он никогда не признается в ошибке и не признает своей вины, а до последнего будет доказывать, что виноват кто угодно, кроме него самого. Причем сам он в это свято верит.

Очень хорошая иллюстрация подобной стратегии — выступления В.В. Жириновского. Он также демонстрирует одну из характерных тактик Торговца: когда ему задают неудобный вопрос, он его пропускает, как будто не услышал, и продолжает говорить о том, о чем он хотел бы говорить.

Об этом способе защищать самооценку есть пословица: «Ему плюй в глаза, а он все — божья роса».

Ну или классика жанра:

Если вы меня не любите, значит, вы мне просто завидуете!

ТМ

Вы в любом случае увидите: тот, кто обладает эмоциональным интеллектом, имеет плохие навыки рефлексии (они ему просто не нужны) и не особо задумывается, что именно, как и зачем он делает. (Выгодно — вот и делаю, перестанет быть выгодно — тут же брошу и займусь чем-нибудь другим. О чем тут думать?) А тот, кто обладает потрясающим самоконтролем и искренностью (которые, по мнению многих авторов, входят в эмоциональный интеллект в качестве двух из пяти основных навыков), является «полным мужланом и бесчувственным сухарем» и абсолютно не способен к анализу эмоционального состояния окружающих.

ОТНОШЕНИЕ К СИСТЕМЕ

Торговец отлично взаимодействует с конкретным представителем Системы, но робеет перед Системой в целом. Она для него непонятна и пугающа.

Но вот если он найдет внутри заинтересованного в «сотрудничестве» человечка, то Система неизбежно падет перед Торговцем. То есть, заходя в организацию и общаясь с ее

представителями, он стремится обойти отношения официальные и наладить отношения неформальные с нужным человеком, разумеется, он при этом вовсю использует эмоциональный интеллект, чтобы выявить «слабину»; как только он это выяснит — дело сделано и можно пожинать плоды сотрудничества.

Подробно эти механизмы рассматриваются в книгах моих коллег и друзей М. Горбачева и Д. Ткаченко («Откат» и «Разведтехнологии в продажах»).

Основной риск лишь в том, что завышенная самооценка и отсутствие самокритики, а также склонность к риску и авантюризм мешают ему вовремя остановиться.

Торговец не отличается храбростью и героизмом. Там, где другие будут «драться до последнего патрона», Торговец проявит хитрость и смекалку и сумеет договориться на взаимовыгодных условиях.

При общении с людьми из Системы Торговец анализирует ситуацию по трем позициям: Я, Вы, Они.

Торговец выбирает «Вы», исходя из выгоды на данный момент для него лично, и легко меняет «Вы» на «Они».

То есть сейчас он с «Ними», но стоит вам предложить более интересные условия — и он уже с «Вами». Собственно говоря, это воплощение рыночного клиентского подхода.

А Торговец — человек рыночный по определению. Поэтому такие слова, как «лояльность» и «патриотизм», для него пустой звук.

Ему жаль лояльных сотрудников, ведь они тем самым ограничивают свой горизонт свободы и, значит, упускают собственную выгоду.

Сам Торговец терпеть не может любые правила, будь то законы, нормы, этические принципы или внутренние стандарты работы. Причем, с одной стороны, эти правила его раздражают, а с другой — вызывают буквально нездоровый азарт, проявляемый в стремлении их обойти или найти в них
лазейку. Помните: «Правила существуют для того, чтобы их нарушать!»?

Мне довелось работать внутренним тренером в торговой сети, и тьма примеров этого азарта до сих пор у меня перед глазами. Как только наши продавцы узнавали о существовании

какого-то внутреннего правила или стандарта, они тут же начинали «торги» и «переговоры» на тему того, как бы из этого правила сделать исключение, ну хотя бы «мааааленькое», ну «только один разик», «ну что, вам жалко?». Причем эти торги начинались даже в том случае, если этот стандарт нисколько их лично в данной ситуации не касался и свободы их не ограничивал.

То есть это был практически спортивный интерес в чистом виде.

ПЕРЕМЕНЫ СУЛЯТ ВОЗМОЖНОСТИ

Торговец отлично чует новые возможности. Только он умеет пользоваться неожиданными переменами. Когда в стране кризис, когда все в шоке и затягивают пояса, только Торговец ощущает прилив сил и нездоровое возбуждение.

И немудрено. Только он способен воспользоваться всеобщей неразберихой.

Ведь все его мировоззрение идеально «заточено» под такую ситуацию. Эгоцентризм, устремленность исключительно к личной выгоде, отсутствие ограничений морального рода, авантюризм и умение извлекать пользу из чужих страхов и надежд.

В общем, Торговец — отличный специалист по ловле рыбки в мутной воде.

Чего далеко ходить? Посмотрите на наших олигархов и поразмыслите. Как вы думаете, какая стратегия преобладает у каждого из них?

Главное, что я хочу сказать, так это то, что Торговец чует рыночные возможности, причем именно чует, часто он даже не в состоянии озвучить, что именно он чует и из чего это чутье следует.

Он чувствует рыночную возможность так, как зверь за километр чует беззащитность жертвы.

В этом смысле очень характерным выглядело распределение сфер ответственности в «Евросети» (пока ею владел Чичваркин сотоварищи). Как известно, они сделали это следующим образом. Сфера маркетинга и продаж находилась в безусловной власти Е. Чичваркина (который, судя по всему,

является «чистым» Торговцем), а совладельцу компании Т. Артемьеву досталось все, что касается менеджмента, финансов, логистики и пр.

НУ И В ДОВЕРШЕНИЕ ПРЯМАЯ РЕЧЬ ОТ ТОРГОВЦА

Я люблю жизнь. Я хочу получать все удовольствия от жизни, все, что она только может мне дать. Вообще, считаю, что жизнь дается один раз и в ней нужно попробовать все.

По-моему, просто глупо заморачиваться и париться, как это делают всякие придурки. Законы, правила, этика и прочая чушь придуманы ими же, чтобы сделать скучной и беспонтовой жизнь свою и окружающих.

На самом деле каждый человек живет исключительно ради себя, и все что он делает, он делает исключительно в своих интересах. Просто я этого не скрываю, а другие врут и лицемерят, прикрываясь совестью, честью и прочими общечеловеческими ценностями.

Я скажу так: если хочешь стать лузером, живи «по совести»!

А я не хочу и не буду!

Я очень азартен. Причем азартен во всем: в работе, любви, в развлечениях, короче, во всем. Если в жизни нет азарта, то жизнь пуста и никчемна. Я много раз проигрывал и скажу вам так: проигрыш приносит не меньше адреналина, чем выигрыш.

Я просто очень люблю испытывать на прочность эту капризную стерву по имени Фортуна. Бывает, что она поворачивается ко мне спиной, но я-то знаю, на самом деле она любит меня.

Я обожаю нарушать запреты. Когда я сталкиваюсь с каким-нибудь правилом или запретом, у меня возникает просто какой-то спортивный азарт. И я не успокоюсь, пока, по крайней мере, не попытаюсь этот запрет нарушить или обойти. Но делать это надо хитро, чтобы потом не отвечать за это. Пускай другие отвечают, если хотят.

«Ответственность» — что за ужасное слово! Когда я его слышу или произношу, мне кажется, что оно весит не меньше вагона с кирпичом.

Я люблю легкость! Я люблю скользить по жизни, делая только то, что приносит лишь удовольствия.

Но всегда рядом обнаружится какая-нибудь зараза с губами, сжатыми в куриную попку. И эта зараза будет гундосить, что так делать нельзя, что это неправильно и нечестно.

Какая, на фиг, честность. Еще одно отвратительное слово!

Я думаю так: ты или выиграл, или проиграл! Цель оправдывает средства! А все эти «честные правила» придумали умники, чтобы хапнуть Приз самим и оттереть от него всех остальных. Но меня-то вам не обмануть.
Я сам кого хочешь обману!

Мне часто говорят, что я безответственный эгоист и слишком сильно люблю себя. Как же я могу себя не любить, я ведь такой классный!

А если вы себя не любите, то это ваши личные трудности.

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ (КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АРХЕТИПА НА СОЗНАНИЕ ИНДИВИДА)

«Этот мир нельзя изменить, но можно сделать его более комфортным лично для себя, если действовать с умом и хитростью!»

Мышление:

• стремление к нарушению правил;

• эмоциональный интеллект;

• независимость от мнения других.

Эмоции:

• самый широкий спектр (в зависимости от выгоды);

• эгоцентризм.

Поведение:

• находчивость;

• беспринципность;

• азарт и авантюризм;

• общительность.

Глава 5 КЕЛЬЯ МУДРЕЦА

Давайте осмотримся.

Обстановка спартанская.

Мебель старая, пыльная и обшарпанная.

Везде кучи книг, в шкафу, на полу, на столе, на кровати.

Впрочем, у многих современных Мудрецов книг в наличии очень мало (где-то с десяток). Все остальные в электронном виде.

С книгой Мудрец садится обедать и не расстается с ней нигде (даже в туалете).

Хотя современный Мудрец читает бумажную книгу только тогда, когда не может добраться до компьютера.

На подоконниках пыль. На полу тоже пыль. Под кроватью грязные носки. На столе крошки и чашка с недопитым позавчера кофе. В углу куча банок из-под пива. (Конечно, не все Мудрецы имеют проблемы с алкоголем, однако это очень частое, практически повальное для них увлечение.)

Мудрец может жить в грязи и беспорядке, но его это мало интересует.

Когда ты ищешь Истину, тебе не до подобных глупостей!

Уборкой он занимается только после долгого и жесткого прессинга со стороны родных по этому поводу.

Почитайте форумы программистов и системных администраторов, и у вас этот образ очень быстро подтвердится.

Прежде чем двинемся дальше, обратите внимание на существенную вещь. То, что тот или иной человек исповедует стратегию Мудреца, вовсе не означает, что он автоматически становится мудр не по годам или обретает экстраординарные интеллектуальные способности.

Вовсе нет.

Это означает особое отстраненное, созерцательное отношение к реальности и связанные с этим особенности мышления, эмоций и поведенческих проявлений.

Очень хорошо этот стиль существования описал Гончаров в образе Ильи Обломова (см. одноименный роман).

И как вы помните, никаких особых открытий Илья не сделал и внеземной мудростью вовсе не отличался.

Но и собственно Цели у него не было. Так что Илья застрял в какой-то отстраненной реальности, которая лишь изредка взрывалась красками и событиями при появлении его друга Штольца. А с отъездом Штольца Обломов снова впадал в «оцепенение».

Поэтому Мудрец, обладающий лидерским потенциалом, все же не таков...

Мудрецы-лидеры «копают обычно в глубину» и разрабатывают свою определенную «шахту», что и позволяет некоторым из них совершить подлинный прорыв и вывести человечество на новый уровень развития. Также нужно добавить, что Мудрец постоянно находится в состоянии информационного голода. Как шутит моя коллега и учитель, «мощный разум постоянно требует пищи». Читает и воспринимает информацию Мудрец постоянно. Многие Мудрецы на этом зацикливаются, и тогда накопление информации становится для них самоцелью. Вы их можете видеть по телевизору в передачах «Что? Где? Когда?» и «Своя игра», называют этих людей — знатоки или эрудиты.

Нас, впрочем, эта ветвь развития Мудреца интересует мало.

В трудах одного физика я нашел примерно такую фразу: «Через человека Вселенная познает самого себя. В этом и есть предназначение человека. И как только он раскроет тайну Вселенной, или, другими словами, Истину, сама Вселенная неизбежно изменится».

Мудрец — именно тот архетип, через который человек занимается познанием. Познанием и Вселенной, и себя.

Таким образом, главный его мотив — найти Истину и сообщить ее людям!

Соответственно, поиском Мудрец занят всегда. При этом средства поиска могут быть самыми разными. Истину можно искать в природе, словах, цифрах (можно в траве, грибах и алкоголе).

Если серьезно, то я это к тому, что Мудрец необязательно является ученым. Он так же может искать истину в гармонии звука и стать музыкантом, в гармонии слова и стать литератором.

Но нас в этом конкретном исследовании познание Вселенной интересует мало. Нас интересует реализация лидерского потенциала, именно в этом контексте мы и будем рассматривать стратегию Мудреца.

Мы никогда не живем настоящим, только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано.

Блез Паскаль

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Он настоящий отшельник.

Это не значит, что он обязательно живет в келье высоко в горах. Это означает, что он не любит скопления и людей и шумные собрания.

Я светскую жизнь не люблю. Она из меня высасывает все соки. Я лучше посижу дома, почитаю книжку или погуляю с собакой, или вообще ничего не буду делать. А те люди, которые могут быть на светских гуляниях, — для меня герои. Я не понимаю, как они это могут делать.

Валерий Тодоровский, кинорежиссер

Исключением являются разве что конференции и симпозиумы, где его окружают коллеги, увлеченные тем же, что и он сам.

Действительно, общение очень утомляет Мудреца. Он не любит шумные компании. А оказаться в центре внимания большого количества людей подобно пытке. Также он не любит выбираться «в люди». Из всех вариантов «общительного» отдыха наиболее привлекателен только один — поспорить с приятелем за бутылочкой о судьбах мира.

Он очень застенчив и неуверен в себе. Общение с незнакомым человеком — практически невозможная вещь. Мудрец лучше сотню раз заблудится, чем спросит у прохожих дорогу, При этом он очень вежлив и воплощает собой идеал интеллигентности. Собственно, Мудрец и интеллигент — слова-синонимы.

Мудрец — часто непризнанный гений, поскольку доносить до людей истину ему тяжело и неуютно. Ему интересно лишь искать Истину, а преподносить ее в качестве «блокбастера» он не умеет.

Кроме всего прочего, его исследования обычно носят настолько абстрактный или глобальный характер, что извлечь из них прямую выгоду весьма затруднительно, Опять-таки, ему трудно структурировать свои исследования и сводить их в какую-либо понятную другим систему.

Обычно его заставляют это делать близкие и руководство кафедры.

Как видите, учитывая все эти трудности, шансы стать непризнанным гением действительно очень высоки.

В ситуации конфликта Мудрец сразу теряется и заранее согласен на все требования агрессора, лишь бы тот прекратил давить и нагнетать обстановку. Вообще в ситуации, где ему выдвигаются обвинения, он сразу же соглашается на все претензии и моментально впадает в крайнюю степень чувства вины, которое носит поистине «океанический характер». Поэтому, даже если Мудрец прав на сто процентов и сам это знает, пробуждение чувства вины заставляет его моментально отказаться от борьбы и признать свою неправоту.

По-настоящему раскрывается Мудрец только тогда, когда речь заходит о предмете его исследований. Тогда глаза загораются, эмоции бьют через край, а речь становится быстрой и многословной. Довольно ярко это проявляется, например, при общении с противоположным полом. Он будет мямлить,

краснеть и потеть все время свидания, но если ему удастся перейти на свою любимую тему (компьютеры, к примеру), то вот тут его уже не остановить.

В общем, все соответствует правилам канадских лесорубов: «В лесу — о женщинах, с женщинами — о лесе».

Когда Мудрец увлечен какой-то идеей, то для других вещей в его сознании (и частично бессознательном) места уже не остается. Он «думает эту мысль» всегда и везде, даже во сне и даже при сильном алкогольном опьянении он тоже пытается «ее думать».

В этом смысле он настоящий маньяк.

Идем дальше.

С реальностью у Мудреца отношения очень запутанные.

Как сказал Блез Паскаль: «Мы никогда не живем настоящим, только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло слишком рано».

Мудрец плохо ориентируется во времени. Его практически невозможно застать «здесь и сейчас». Можно сказать, что Мудрец живет вне времени.

Он или анализирует прошлое, или предвосхищает будущее, ну или, на худой конец, описывает альтернативное настоящее. Для него Прошлое не является чем-то незыблемым, Мудрец постоянно анализирует прошлое и на этой почве моделирует Будущее и Настоящее.

Эти таланты во все времена используют Правители в своих политических целях.

Вы, например, можете наблюдать постоянное «бодание» между Западом и Россией по поводу итогов Второй мировой войны (а в 2008 году, например, это были итоги грузино-российского конфликта на территории Южной Осетии). Небольшое смещение акцентов в оценках прошедших событий каким-нибудь историком одной стороны тут же вызывает бурную ответную реакцию, поскольку способно дать заинтересованной стороне мощный рычаг для политического давления на страну-оппонента.

Собственно, эта «игра» Правителей длится тысячелетиями, а Мудрецы выполняют в ней, сами того обычно не сознавая, лишь роль «подносчиков снарядов».

ДЕЙСТВИЕ ИЛИ СОЗЕРЦАНИЕ

Мудрец по своей сути — созерцатель. Действие не его амплуа.

Кто-то однажды сказал: «Созерцание жизни не является жизнью!» На мой скромный взгляд, в этой фразе больше пафоса, чем истины, но кое-что нам полезное в ней все же есть.

Как вы понимаете, невозможно одновременно действовать и осмысливать содеянное. Другими словами, можно быть либо внутри ситуации, либо вовне ситуации, и невозможно сочетать эти две позиции в один момент времени.

Так вот, Мудрец очень не любит находиться внутри ситуации и всячески стремится перейти из позиции действующего лица в позицию наблюдателя.

Можно сказать, что он страдает дальнозоркостью. То есть когда он видит ситуацию издали, то ему заметны все взаимосвязи, детали и нюансы. Но стоит ему приблизиться и оказаться вовлеченным в гущу событий, как все плывет перед глазами, просыпаются все мыслимые и немыслимые страхи, и Мудреца буквально парализует. Как говорится, «чужую беду руками разведу, а своей — сладу не дам»[2].

Соответственно, Мудрец очень хорош в качестве советника, но очень плох в качестве действующего лица.

Свое личное Настоящее Мудрец может воспринимать глобально, например на уровне ситуации в стране.

Восприятие локальное — например, ситуация в семье, исключительная прерогатива, она же — тяжкое бремя жены Мудреца.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Лидерство Мудреца в современном социуме принято обозначать как позицию Советника, Учителя или Гуру.

Самое характерное и сильное его свойство в том, что он «влюбляется» в своего Героя и идентифицируется с ним. А потому способен помогать Герою, забывая про свою сиюминутную выгоду.

Некоторые циничные личности могут считать, что Мудрецы описывают «капитанов бизнеса» и прочих известных

личностей как Супергероев, в стиле «Ленин — самый человечный человек» из-за того, что от мнения этих самых «капитанов» (они же клиенты) зависит гонорар Мудрецов, а также судьба дальнейших заказов. Но поверьте, о гонораре Мудрец думает в последнюю очередь.

В первую очередь он хочет выразить свое восхищение таким Героем. Здесь действует «эффект Пигмалиона». Ведь автор вкладывает часть своей души в описание жизнедеятельности своего героя. И разумеется, автор становится, как минимум, необъективен и симпатизирует своему герою, а как максимум — просто «влюбляется» в того, о ком он пишет.

Во вторую очередь он помнит, что он должен не согрешить против Истины и выразить образ Героя в рамках своей Концепции мироздания.

И только в третью очередь он вспоминает о гонораре. Но даже при этих циничных поправках только Мудрец может быть истинным Наставником.

И только через посредство архетипа Мудреца человек способен изменять свою личность качественным образом!

То есть актуализировать архетипы нашей троицы лидерских стратегий вы сможете только через посредство Мудреца.

Задействуете ли вы собственные навыки рефлексии и саморегуляции (и книга сия будет вам подспорьем в этом нелегком деле) или воспользуетесь услугами профессионального коуча — это уже другой вопрос, и об этом мы поговорим в соответствующей главе.

Кстати, очень интересно роль Советника (Консильери) описывает V. в своем нашумевшем «Менеджере мафии», например:

У Consigliere нет внутренней искры, чтобы превратить свои мозги в личную власть, но у него есть мозги, чтобы преуспеть в качестве советника.

Как известно, в Коза Ностре Советник есть у каждого Дона, и, как вы понимаете, мафия — слишком прагматичная структура, чтобы позволять себе то, в чем нет серьезной потребности.

Мудрец — архетип смысла и рефлексии. Он упорядочивает опыт человека и придает ему смысл. Основной способ

действия — созерцание, осознание и рефлексия. Соответственно, львиная доля активности фокусируется во внутреннем плане. Вот как это может проявляться в поведении:

Обычно в тренинговой группе хоть один такой участник есть. Он слабо реагирует на «внешние раздражители». Создается такое впечатление, что ему совершенно неинтересно происходящее. После нескольких попыток вовлечь его в работу группы я обычно оставляю его в покое, мысленно «ставя на нем крест». Как вдруг, неожиданно, он дает развернутый анализ всего происходившего в группе и показывает нам, где мы находимся в данный момент и что из этого следует.

Мой коллега

Безусловно сильными чертами Мудреца являются креативность и хороший контакт с бессознательным.

На подлинное творчество способен только Мудрец. Все гении человечества, по моему мнению, были захвачены архетипом Мудреца.

Обратная сторона медали заключается в том, что творчество требует плотного контакта с бессознательным, а контакт с бессознательным, в свою очередь, требует тишины и неспешности.

Соответственно, стресс, спешка и жесткий деловой график категорически противоречат творчеству.

Вот поэтому Мудрец и является таким «оранжерейным» созданием.

Поэтому он и выглядит всегда таким отрешенным и рассеянным. Окружающий материальный мир его практически не интересует, что чрезвычайно раздражает близких Мудреца. (Один известный ростовский ученый однажды опоздал на собственную свадьбу, поскольку засиделся в библиотеке.)

Рефлексия — это основной инструмент Мудреца. Именно ей он отдается в каждую свободную минуту, и именно она спасает его от большинства бед, груза боли, обид и нереализованных возможностей и от всех негативных эмоций.

Способ работы с обидами через рефлексию таков: Мудрец называет свою актуальную эмоцию определенным термином,

ищет и находит ее причины. И вот результат: эмоция больше не властна над ним.

Это подобно тому, как древние верили, что если вы узнаете настоящее, тайное имя демона, то вы получите полный контроль над ним.

Зигмунд Фрейд был, пожалуй, наиболее последовательным сторонником тотальной рефлексии. Как вы помните, он считал, что Бессознательное (Ид) — по сути своей скопище инстинктов и страстей, а Сознание (Эго) — воплощение разума и мудрости. И тотальная рефлексия способна вовсе и навсегда расправиться с чудовищами, таящимися в Ид.

Эту доктрину Фрейд воплотил в лозунге: «Где было Ид, там будет Эго»!

Это нам сейчас может казаться наивным такой фанатизм (особенно после исследований К. Г. Юнга).

А для последователей Фрейда он и сейчас является главным принципом.

Именно таким образом работают психоаналитики.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Несмотря на всю ученость и вне зависимости от уровня интеллекта исповедующие стратегию Мудреца очень наивны, поскольку считают, что все люди, подобно им, заняты исключительно поиском истины, а потому говорят исключительно правду и не преследуют корыстного умысла.

Мудрец исходит из позиции Мы и Истина.

Все окружающие люди автоматически включены в Мы.

Разумеется, это самая непрактичная позиция и, соответственно, Мудреца очень легко обмануть.

Будучи сообразительным человеком по части книгопечатания. Гутенберг в жизни был сущим ребенком, и его не обманывал и не обсчитывал только ленивый...

Аркадий Аверченко

Это абсолютно верно для любого Мудреца, можете просто менять имя и род занятий в этой фразе Аверченко.

To, что его обманули, Мудрец узнает обычно постфактум и воспринимает это философски (а как же еще?). Да и собственно, Бог с ними, с деньгами, в них истины и счастья нет, уж это-то Мудрец знает точно. Он всегда такой бедный, потому что такой умный.

Любую потерю Мудрец воспринимает точно так же философски. Он вообще большой мастер по «запудриванию» мозгов самому себе (помните реакцию известного персонажа Ильфа и Петрова, Васисуалия Лоханкина, на все невзгоды: «А может, в этом и есть великая сермяжная правда?»).

Из-за постоянной отрешенности и погруженности в размышления Мудрец находится в очень запутанных и противоречивых отношениях с реальным миром. Все, что связано с телом и телесными потребностями, воспринимается им как обуза и досадная необходимость.

Очень забавный пример Мудреца — персонаж советского мультфильма «Лето в Муми Доле» Снусмумрик, который все время лежал в гамаке и читал книгу «О тщете всего сущего».

Склонность к абстракциям и противоречивые отношения с реальностью зачастую приводят Мудреца к бегству в миры вымышленные. Это могут быть бесплотные грезы, но если он найдет единомышленников, то они создадут клуб и будут перемещаться в иную реальность все вместе (клубы исторической реконструкции, секты, тайные ордена и пр.).

Обычно идеологический базис таков: Прошлое было подлинно «золотым веком», где женщины были исключительно прекрасными Королевнами, мужчины — благородными Рыцарями, а науки и искусства были в чести. Или: будущее — прекрасная светлая пора, где меркантильность и жестокость людей нынешнего (XIX, XX, XXI ..., n века) уступят место стремлению к прекрасному, конфликты и войны прекратятся, и человечество станет, наконец, прекрасным и гармоничным.

Наши рекомендации