Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий

В оппозиции к официальной идеологии и литературному классицизму, представителями которого были Вергилий и Гораций, стояло другое поэтическое направление.

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.

na("Источник: Античная литература\n AF8E9EAD830C0A100E464D9DA1AD7F71683F043F177C4E69478A444156103F3B267760AD55775C7C51251ADDC04E5F4F627D6771A5221A280E68836A478A4C58431D383D347C77AD4E614F7F43E7101A1F84554D7F6E6161A53018310A684AA982674C895A033B382965A57049615D655422051B0E475F9D6363746665EDD9FF0E7050634F4A5D85910C30383B78686D5DBF9E634EE71911154A55557E7C76B467ED06201A6548694E8A0959511C2B24297C3EAD51A44F7E5329161F09841A5F676D6D6F7225022447") Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах

Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.

Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.

na("Источник: Античная литература\n AF8E9EAD8308041F0F41414B6464A97CA51F1C3E0F6B48A74D444955560E24243A66A569497B9E705129171FC04C5D58616D657CA52C1A391971516582826F4C5D182B3E2F79ACAD4A6F56AD4B32D40C0F4C43587E6D657CA5E5303A17685CAB82604A44451525F65CB978624A765B7F58E7151F034C5C55AC4D796660211C3B07A98FA76C484A4D5914FA322B7C77AD536650684AE7161F074F4F5C676864796B24D4F71E6553695D584F479DDD2E3E216B6D6F4F6A57A4832F180EC04041586E606C7DA52E043A0B65526D4C43") Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны

na("Источник: Античная литература\n AF8E9EAD6839151F0258915F697A6474A5E0D43012A0497742434F4C58DD36333B7CA5694CA44F664623070F19415253AC7C687A75201C351CA052754A5F4C4B9DDD3038397775764BA45263452A1AD11342549D636378767A3F1C2D00A04E6940444B8953133D3D35786E684F6950648DE7211110445B4F697D6474A53C06371768446754425D895F1C2A362C79A56F497A5F66462A191F034A915262707B74A525D43012644370428A49575013383B306CA56247745B6B4B25141C084D91576C67A965752810310E6E546F5D") Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Овидий:

«Любовные стихотворения» (Amores) (3 книги)

• героиня – Коринна (имя древней беотийской поэтессы)

• в значительной мере перепевы прошлых римских поэтов: серенады, наставления сводни, корыстолюбивые красавицы и соперник-воин

• иное отношение к действительности и к лит материалу и иными стилистическими приемами, чем его предшественники

• вырос в атмосфере империи и не знает чувства неудовлетворенности современной жизнью

• «влюбленный поэт» выступает уже не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни→ снижение жанра. Идеализированная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры

• изображается не глубокое чувство, он только «шутливый певец любовной неги»

• переносит в поэзию принципы риторического стиля → вариации одной темы. Ех: одна элегия построена на «обыгрывании» мысли, что влюбленный – воин Амура.

• безнадежное «ненавижу и люблю» Катулла→ шутливо-игровое

• изобретательность в вариациях, остроумие

• тонкость отдельных психологических наблюдений

• живые зарисовки быта

• легкость и гладкость стиха

• недостаток – незначительность содержания

• однообразие и отсутствие чувства меры

Альбий Тибулл (50-х гг. до н. э. - ?)

В элегиях поэт изображает себя гораздо более бедным и невоинственным, чем он был на самом деле – фиктивный автопортрет.

От действительности Тибулл уходит в область мечтаний. Ему грезится тихая сельская жизнь. Идеал — «бездеятельная жизнь» при небольшом достатке, довольство малым, безразличие к богатству, славе и почестям.

na("Источник: Античная литература\n AF8E9EAD83E75F300B4452537B6878666D284FFF2E684274494142899CDD2B383A6B656F4F6441AD542705031C8443536F63A97260ED14320E685269405A4745541037382877A56D407650624D37060105565191AC6FA97E6B3F1A2F076983655744465643DD3B332F746B7C507892AD4D351601005D54506468A97EA52F1A3611658FA7444A444D51DD2B33206574674C6D9E6B4B201919CE847C5DAC707B7A69ED00311165837650424941560E3F243A66A5665C65506F5FEBD406005D549D6E7C6C776BED172F196758") «Благочестие» Тибулла - составная часть того же антисовременного автопортрета, в который входят бедность, отвращение к войне, жажда сельской жизни. На этом фоне стилизуется любовь, чаще всего грезы о любви. Контраст между мечтаниями и действительностью создает скорбный тон, возвышающийся до пафоса, когда образ любимой оказывается наделенным всеми отрицательными чертами современности.

Тибулл - мастер переходов.

Тибуллу принадлежат два сборника стихотворений. Первый, изданный вскоре после 27 г., имеет центральной фигурой Делию. Эта женщина реально существовала и в жизни называлась Планией, но в образе Делии типические черты античной «возлюбленной» преобладают над индивидуальной характеристикой. Было бы бессердечным отправиться на войну, когда есть возможность обладать Делией. Пусть другие совершают подвиги, для Тибулла достаточно бедной сельской, жизни с подругой.

Второй сборник, посвященный уже не Делии, а корыстолюбивой Немесиде, отличается большей взволнованностью; любовь приобретает мрачный, пессимистический колорит.

Один из немногих римских поэтов не выставляет на показ своей «учености».

Секст Проперций (49-15 гг до нэ)

Противоположность мягкому, несколько меланхолическому Тибуллу.

Первая книга его стихотворений вышла в свет еще до издания первой книги Тибулла. Сборник этот был озаглавлен именем «Кинфия» (Cynthia) - псевдоним некоей Гостии. Здесь уже намечены основные особенности проперцианского стиля.

Привлечение мифологического, зачастую малоизвестного материала, и любовь поэта стилизуется на фоне героических образов.

Именно у Проперция любовь становится тем средоточием жизни, которое придает римской элегии ее специфический колорит. Кинфия - первая, единственная и вечная любовь и единственный источник поэзии.

Его основные темы - муки страсти, вспышки гнева и ревности, терпеливая покорность верного до гроба и даже за гробом. стихотворения располагаются по принципу контраста или образуют небольшие циклы.

Вступительная элегия, начинающаяся словом «Кинфия», рисует душевное состояние «безумствующего» автора: дает основной тон книге. Следующие стихотворения знакомят с героиней: в форме предостережения против роскоши и косметических средств прославляется естественная красота Кинфии итд.

Для изображения острого и глубокого переживания он создает затрудненный, возбужденный стиль, ярко темпераментный, богатый смелыми образами и словосочетаниями, резкими, неожиданными переходами. Он не уходит от действительности в область мечтаний, как Тибулл.

Позже наряду со стихотворениями в прежнем стиле попадаются отвлеченные рассуждения - о силе страсти, о корыстной любви, или элегии, в которых любовный мотив служит лишь привеском к совершенно посторонней тематике и притом.

С каждым новым сборником стиль его становится все более затрудненным.

Наши рекомендации