Погода ( какая погода изображена).
Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна;
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально
Глава 2. Психодиагностика: практика
необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный— застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый— потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый— комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный— сильная потребность власти.
Цвет красный— наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, заштриховывающий 3/4 листа— нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый— сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа— главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) связанная с предназначением комнаты или с по
стоянным ее жильцом;
в) указывающая на специфику переживаний: ле
вая сторона — эмоциональные, правая — интел
лектуальные.
Перспектива
Перспектива «над субъектом»(взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали— желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная(трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа—
незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Резмещение рисунка ниже центра листа.Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа— акцентирование на прошлом. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа— склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа— склонность субъекта искать наслаждения в интел-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.
Рисунок выходит за левый край листа.Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа— желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.
Выход за верхний край листа— фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые— ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
№ п/п | Выделяемый признак |
Схематическое изображение | |
Детализированное изображение | |
Городской дом | |
Метафорическое изображение | |
Сельский дом | |
Заимствование из литературного или сказочного сюжета | |
Наличие окон и их количество | |
Наличие дверей | |
Труба с дымом | |
Ставни на окнах | |
Размер окон | |
Общий размер дома | |
Наличие палисадника | |
Наличие людей рядом с домом и в доме | |
Наличие крыльца | |
Наличие штор на окнах | |
Наличие растений (количество) | |
Количество животных | |
Наличие пейзажного изображения (облаков, солнца, гор и т. д.) | |
Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3 | |
Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3 | |
Дверь открытая | |
Дверь закрытая |
«Человек»
Голова— сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая— неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая— переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова— застенчивость, робость.
Изображение головы в самом конце— межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола— мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея— орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнутая шея— потребность в интеллектуальном защитном контроле.
Чрезмерно крупная шея— осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея— торможение, регрессия.
Толстая короткая шея— уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размер— признак физической силы или потребности во власти.
Плечи чрезмерно крупные— ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие— ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи слишком угловатые— признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые— уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие— сильные телесные импульсы.
Туловище— мужественность.
Туловище угловатое или квадратное— мужественность.
Туловище слишком крупное— наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое— чувство унижения, малоценности.
Глава 2. Психодиагностика: практика
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Подчеркнутое лицо— сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.
Слишком подчеркнутый подбородок— потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный— компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Слишком подчеркнуты уши— возможны слуховые галлюцинации.
Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие— стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза— сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Изображение глаз как пустых глазниц— значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Выпученные глаза— грубость, черствость.
Глаза маленькие— погруженность в себя.
Подведенные глаза— грубость, черствость.
Длинные ресницы— кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины— женственность.
Рот клоуна— вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый— пассивная значимость.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой— презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри— примитивная агрессия.
Четко нарисованные зубы— агрессивность.
Лицо неясное, тусклое— боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное— незащищенность.
Лицо, похожее на маску,— осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие— презрение, изощренность.
Волосы— признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
Сильно заштрихованные волосы— тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову,— субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки— орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук)— интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча— недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки, скрещенные на груди,— враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной— нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные— чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие— хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу— неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие— отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные— сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук— чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне— социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу— напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины— грубость, черствость.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Сужающиеся руки и ноги— женственность.
Руки длинные— желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые— зависимость, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то,— зависимость, желание любви, привязанности.
Руки, вытянутые по бокам,— трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные— агрессивность, энергичность.
Руки тонкие, слабые— ощущение недостаточности достигнутого.
Рука, как боксерская перчатка,— вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах— чувство вины, неуверенность в себе.
Неясно очерченные руки— нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Отсутствие рук у женской фигуры.Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Отделенные (обрубленные) пальцы— вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы— грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше 5— агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней— грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше 5— зависимость, бессилие.
Пальцы длинные— скрытая агрессия.
Пальцы, сжатые в кулаки,— бунтарство, протест.
Кулаки, прижатые к телу,— вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела— открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы),— враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей— сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные— сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие— чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок, начатый со ступней ног,— боязливость.
Отсутствие ступней— замкнутость.
Широко расставленные ноги— откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров— амбивалентность в стремлении к независимости.
Отсутствие ног— робость, замкнутость.
Акцентированные ноги— грубость, черствость.
Ступни— признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные— потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие— скованность, зависимость.
Поза
Изображение лица так, что виден затылок,— тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас— тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула,— сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение.
Человек, изображенный бегущим,— желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам— отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела— указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве— возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге— хорошая приспособляемость.
Человек — абсолютный профиль— серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешанная стоячая фигура— напряжение.
Глава 2. Психодиагностика: практика
Куклы— уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры— деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочекможет означать увиливание и негативизм.
Фигура бабы-яги— открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура— свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон. Окружение
Тучи— боязливая тревога, опасения, депрессия.
Забор для опоры, контур земли— незащищенность.
Фигура человека на ветру— потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли)— незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
Оружие— агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка— сфера конфликта.
Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы— зависимость.