Ульяне 3 года. Сидите игрушечным фонендоскопом в руках
· Я ловлю рыбу!
· Уля, это же для доктора!
· Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?
· Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?
· Не могу.
· Почему?!
· Я рыбу ловлю...
Из Интернета
Как правило, при этом мы имеем дело с двумя типами детейвтаком случае: нормально активных, энергию которых не очень удачное для такого ребенка детское учреждение не может направить в конструктивное русло, и гиперактивных, чья энергия неподвластна даже ему самому. Иногда, достаточно редко, это бывают случаи более серьезных ранних психиатрических заболеваний детей.
Итак, кто такой ребенок, который «не слушается»? Бывает, что эторебенок с выраженными лидерскими способностями. Со своим мнением, позицией, убеждениями, энергией и желанием руководить. Конечно, пытаясь осуществить в детском коллективе свои намерения, он не только вступает в конкуренцию с учителем или воспитателем, людьми, обладающими властью, но и встречается с потребностями и желаниями других детей, а эти желания далеко не всегда будут совпадать с его планами.
Ребенок, в семье которого выработано свое отношение к лидерству (там, как правило, лидером является кто-то из родителей), чаще всего понимает, что, как бы тебе ни хотелось проявить свою власть, существует субординация. Он готов принять проявления чужой власти, в случае, если она справедлива, корректна, уважительна и основана на каких-то понятных принципах.
Но если он встречается в системе, где учится, с некорректным проявлением власти, то ему бывает трудно ей подчиниться, потому что ему трудно принять лидерство того, кого он не уважает. Такой ребенок, вне зависимости от возраста, будет «качать права», саботировать несправедливые решения, отстаивать право на свое мнение. Профессиональный учитель или воспитатель всегда найдет подход к такому ребенку, проявит уважительный интерес к его мнению, поделится с ним своей властью, направив энергию ребенка туда, куда это нужно для процесса обучения, не вступая при этом в противоречия с теми ценностями, которые транслирует маленький лидер, и с теми задачами, которые есть у учителя. Непрофессиональный — будет «бодаться» с ребенком, безуспешно пытаясь его либо подчинить, либо сломать, либо унизить, чтобы лишить авторитета. Осознав собственную беспомощность, но не желая ее признавать, многие из таких преподавателей обращаются к родителям с требованием «урезонить» безобразника, иначе...
Если родитель встает на сторону ребенка, то он вступает в конфликт с системой и часто вынужден искать другую школу или детский сад. Для кого-то это нормально, естественно и есть возможности искать место, где будут корректно относиться к особенностям детей. Если родитель запуган требованиями системы, беззащитен перед ней, привык слушаться, подчиняться, не имеет возможности поменять детский коллектив, то он начинает стыдить, обвинять, ругать своего сына или дочь, оставляя без помощи в этом противостоянии. Тем самым он, конечно, не способствует им в разрешении внутренних и внешних противоречий.
Такому ребенку иногда бывает достаточно того, что вы скажете, что не все взрослые всегда бывают правы, что его учителя тоже могут ошибаться, быть несправедливы и некорректны. Ему даже не очень важно, чтобы вы его защищали, он умеет делать это сам, важно, чтобы не мешали хотя бы, осуждая, не разобравшись, считая служителей системы всегда правыми. Ваша задача — не сломить дух вашего лидера (ему потом так пригодятся в жизни все эти способности!), а показать ему многообразие мира, непрямую зависимость справедливости и власти, вместе с ним найти способ принимать тех, кому он должен временно подчиняться, даже если уважать их особенно не за что. Ведь, в конце концов, они просто люди, а люди не могут быть совершенными, даже если кто-то наделил их полномочиями.
Гиперактивный ребенок. Если мы не имеем дело с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности», который может поставить только врач-психоневролог, то мы можем говорить о гиперактивности ребенка только как о психологическом нарушении, вызванным особенностями его воспитания и нарушениями в семейной системе. Такие дети, действительно, доставляют в коллективе много хлопот. И более всего их будет у того учителя или воспитателя, который, как и родители, не умеет ставить ребенку четких и определенных, твердых границ.
Гиперактивный ребенок расторможен, не может сидеть на месте, ему трудно долго быть сосредоточенным на какой-либо постоянной деятельности. Он может производить впечатление совершенно невнимательного, но, чаще всего, он попутно хорошо и внимательно слышит то, что происходит. Ему трудно управлять собой потому, что ему никто не ставил простых и понятных границ. Ему трудно направить свою энергию в какое-то русло, потому что никто не показал ему, как направлять. Его папа, как правило, либо отсутствует в семейной системе, либо присутствует лишь номинально, по ночам, когда ребенок уже спит. И потому ему некому задать направление. Его, мама, скорее всего, как я уже писала, невнятна, неуверенна в себе, не обладает ясной родительской позицией и здоровой родительской властью. В ее детском прошлом ей запретили все это иметь, подавив или не предоставив возможности научиться формировать и отстаивать собственное «я».
Такой ребенок, в отсутствии отца и с «непроявленной» матерью не только находится во внутренней разбросанности, а пытается стать во главе семейной системы, манипулируя средой, в которой живет. Чаще всего у него это получается, но тем не менее, это непосильная и ненужная задача для ребенка в его системе, где ему не должна принадлежать вся власть. У него возрастает тревога, которая растормаживает его еще больше. Она мешает ему сосредоточиться на каком-либо деле, мешает управлять собой и своими внутренними и внешними задачами. Мы уже как-то говорили, что тот, кто плохо управляет собой, пытается компенсаторно управлять другими. И если вы, в вашей системе, даете эту возможность вашему ребенку, не в силах его остановить, то у него не будет возможностей развивать свой собственный контроль.
Если мы имеем дело с гиперактивным школьником, то нам придется обучать его навыкам самоуправления и самоконтроля, но это не происходит быстро за одно-два занятия (на что так надеются родители, приведя его к нам: «сделайте так, чтобы быстрее начал слушаться»), для этого нужно время, чтобы психолог не вместо мамы, а вместе с ней научил ребенка управлять собой. Ну а если при этом мама не изменится и не научится проявлять свою здоровую родительскую власть, не научится быть ясной, твердой, а не бессильно и бессмысленно кричащей, то нам будет трудно добиться успеха, поскольку после занятия у психолога ребенок все же возвращается домой.
«Он не умеет за себя постоять», «он ведет себя слишком агрессивно»