В ходе супервизии обговариваются особые условия и обстоятель-
ства, а именно: заболевания; место встречи; время встреч, их количе-
Ство и за какое время; оплата (сумма, форма, сроки оплаты — обычно
почасовые); уровень, форма и вариант супервизии; количество пред-
Ставляемых на супервизию случаев (клиентов); форма и объем мате-
Риала, представляемого супервизируемым; количество рабочих (оп-
Лачиваемых) часов супервизора и количество зачетных часов
Супервизии; форма заключения контракта с супервизором и сроки его
Представления (если это входит в условия проведения супервизии).
Конфиденциальность информации, касающейся представленного
Клиента и самого супервизируемого (его личностно-профессиональ-
Ных качеств). Безопасные, доверительные отношения, направленные
На профессиональный рост и личностное развитие супервизируемого.
Оказание профессиональной личностно-ориентированной поддержки
И помощи, а не оценивание.
Материалы, представляемые па супервизию (по договоренно-
сти): аудиозаписи; видеозаписи; подробные письменные записи пси-
Хотерапевтических сессий; самоотчеты супервизируемого (субъек-
тивные впечатления, чувства, трудности, удачи, вопросы и т. д.).
Методы работы при супервизии:
- наблюдение;
- анализ (фиксирование фрагментов практической работы);
- обсуждение особенностей терапевтического контакта, страте-
Гии и тактики;
- обратная связь;
- рекомендации;
- коррекция психотерапевтического воздействия;
- психотерапевтическая работа-поддержка.
Супервизоры используют различные техники:
- поддержка (одобрение);
- открытые вопросы;
- передача информации;
- совет;
- интерпретация;
- отражение содержания (рефлексия);
- отражение чувств;
- самораскрытие;
- моделирование;
- представление супервизорского случая;
- самововлекающие утверждения;
- влияние;
- закрытые вопросы.
Конфронтация и домашние задания используются редко.
Уровни супервизии с точки зрения подготовленности
Супервизия первого (базового) уровня — осуществляется как лич-
Ностно-профессиональная поддержка, как помощь более квалифици-
Рованного специалиста начинающему с целью повышения его про-
Фессионализма и уверенности, развития необходимых личностно-
Профессиональных качеств. В основном проводится в стиле гумани-
Стической терапии, по соответствующим ей принципам, на основе ус-
Тановления доверительных отношений, помогающих проявлению та-
Ких важных в психотерапии качеств, как эмпатия, конгруэнтность,
Аутентичность, спонтанность, активность, креативность.
Супервизия второго уровня (для сертификата) — большее вни-
Мание к формам, методам и стилю работы, более ориентирована на
Работу самого супервизируемого, на ее соответствие рассматривае-
Мому случаю, клиенту. Может проводиться директивно, с коррекцией
согласно целям: для обучающихся и для уже практикующих.
Консультативная супервизия — обсуждение работы с данным
Клиентом. Психотерапевтическая — работа с самим супервизируе-
Мым плюс обсуждение психотерапевтических отношений.
Формы супервчзии
Очная — вариант ко-терапии с обсуждением очно наблюдаемой
Супервизором работы супервизируемого немедленно после окончания
Сессии. Присутствие супервизора на сессии обязательно оговаривает-
ся с клиентом. Варианты: по времени — немедленная/отсроченная; по
месту проведения — внутри/снаружи комнаты. В некоторых случаях
Клиент присутствует, в некоторых — нет. Еще одна форма (в слож-
ных случаях): клиент плюс супервизор плюс группа — используется в
Семейной психотерапии.
Преимущества очной формы: меньше временных и материальных
Затрат, лучше контакт между супервизором и супервизируемым, со-
четание обучения и психотерапии. Недостатки: подавление спонтан-
ности супервизируемого, излишняя «включенность» супервизора в