Содержательные теории мотивации. Тема 2.3. Стимулирование и мотивация
Тема 2.3. Стимулирование и мотивация. Мотивационные теории.
Часа.
Вопросы к теме:
1. Понятие и виды стимулирования.
2. Понятие и сущность мотивации.
3. Мотивационные теории.
Вопрос 1.
На заре создания теории научного менеджмента Тейлор и его единомышленники понимали высокую роль работника в любом деле. Эффективная реализация этой роли складывалась из квалификации работника и его желания хорошо работать. Деятельность менеджера по побуждению такого желания была определена как стимулирование. Stimulus (лат.) – палка с острым наконечником, которой погоняли животных и подталкивали к бою гладиаторов.
Стимулирование – совокупность действий менеджера, которые побуждают персонал к качественному и интенсивному труду.
Виды стимулирования различают материальные и нематериальные, индивидуальные и коллективные, денежные и неденежные, социальные и психологические, творческие и моральные.
Денежное стимулирование – это зарплата, надбавки, премии, выплаты.
Неденежное стимулирование –это бесплатные либо льготные путевки на отдых, лечение, бытовое обслуживание, лучшее оборудование и т.д.
Социальное стимулирование – это социальное признание, участие в управлении, создание условий для профессионального и карьерного роста.
Психологическое стимулирование – это личный психологический комфорт, ощущение защищенности, причастности к делам фирмы.
Творческое стимулирование – это возможности для раскрытия творческих способностей, использование творческого потенциала сотрудников.
Моральное стимулирование – это уважение со стороны коллег и руководства, помещение на доску почета, присвоение почетных знаний, переходящих вымпелов и иных знаков отличия.
Вопрос 2.
Близким к стимулированию является понятие«мотивация». И то, и другое направлено на повышение качества и интенсивности труда. Однако эти понятия не тождественны. Различия в следующем. Стимулирование – явление внешнее по отношению к работнику. Это целенаправленные действия менеджера. А мотивация – явление главным образом внутреннее.
Мотивация – это внутреннее стремление работника к выполнению своих функциональных обязанностей.
Таким образом, стимулирование и мотивация взаимосвязаны. Фактически они являются двумя частями единого процесса. Если стимулирование осуществлено грамотно, со знанием индивидуальных особенностей работника, оно побуждает мотивацию последнего.
Работник вовлекается в процесс «стимулирование-мотивация» через потребности. Они определяют побуждения и поведение в рамках поставленной производственной цели. Затем следует вознаграждение, которое приводит к чувству удовлетворения.
Менеджер осуществляет стимулирование, ставит производственную цель и обеспечивает вознаграждение.
Со времени промышленной революции наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. с тем, как направить их энергию на имеющуюся работу. Рассматривая мотивацию и как общую функцию менеджмента, целесообразно побуждать сотрудников к достижению личных целей через цели организации. Достижение этих целей должно идти по трем направлениям.
1. Повышение уровня удовлетворенности трудом (социальный аспект мотивации). В этом случае максимизируется отдача трудовой деятельности и оптимизируется система материального поощрения.
2. Повышение заинтересованности персонала в достижении общих целей организации. Для этого характерно осознанное восприятие целей организации; оценка своих возможностей и места в организации; развитие чувства принадлежности к различным аспектам деятельности организации; личная ответственность за все происходящее в организации.
3. Развитие творческого потенциала персонала (формирование творческого отношения к трудовому процессу, т.е. работник имеет возможность самостоятельно выбрать инструментарий для достижения конечной цели).
С позиции менеджера мотивация – это способность привести подчиненного работника в такое состояние или создать ему такие условия (атмосферу), которые бы сами по себе вынуждали (стимулировали) работника именно к тем действиям, которых ждет от него менеджер.
Мотивировать сотрудников – затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.
Вопрос 3.
Современные теории мотивации можно разделить на две группы:
1. содержательные теории мотивации (основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей) человека, которые заставляют людей действовать так, а не иначе – А. Маслоу, Ф. Герцберг и т.д.).
2. процессуальные теории мотивации (базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания – Теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера - Лоулера).
Содержательные теории мотивации
1.Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
В основе мотивов человека лежат его потребности. Стремление к их удовлетворению побуждает человека к тем или иным действиям. Маслоу выделил 5 уровней потребностей и распределил их в виде иерархической пирамиды.
Пирамида иерархии потребностей А. Маслоу.
5) самореализация | |||||||
4) в уважении | |||||||
3) в принадлежности | |||||||
2) в безопасности | |||||||
1) физиологические | |||||||
Теория А. Маслоу заключается в том, что удовлетворение потребностей идет снизу вверх. Только удовлетворив потребности физиологические (еда, сон), т.е. первый уровень, человек переходит ко второму уровню – потребности в безопасности и т.д.