Пол Экман, Уоллес Фризен - Узнай лжеца по выражению лица 1 страница

Пол Экман, Уоллес Фризен - Узнай лжеца по выражению лица 1 страница - student2.ru

Перед Вам новая книга Пола Экмана, которую вполне можно назвать вторым томом нашумевшего бестселлера. «Психология лжи». Это книга-продолжение, книга – «тренажер», книга – расшифровка.

1. Введение

О чем эта книга

Эта книга о лицах и чувствах - ваших собственных и окружающих вас людей.

Сначала рассмотрим то, как чувства и эмоции проявляются на лицах людей и на Вашем собственном. Фотографии показывают признаки основных эмоций - каким образом удивление, страх, гнев, отвращение, печаль и счастье отображаются на лбе, веках, щеках, носу, губах и подбородке. При помощи фотографий, на которых подчеркивается разница между удивлением и страхом, гневом и отвращением, печалью и страхом, можно распознать те выражения эмоций, которые обычно вводят нас в заблуждение. Едва уловимые различия в выражениях лица становятся заметными на фотографиях, показывающих группу выражений для каждого чувства. Удивление, например, - эмоция из большой группы. Не существует единственного выражения лица для удивления, их много: вопросительное удивление, удивление с потрясением, изумление, легкое, умеренное и крайнее удивление. Сложность выражений лица демонстрируется на фотографиях, где разные эмоции могут сливаться в единое выражение, показывая грустно-злые, злобно-испуганные и удивленно-испуганные и другие выражения лица.

Вы можете использовать эту информацию об образцах выражений лица, чтобы лучше понимать чувства других людей, даже если они пытаются не выдать своих чувств (Глава 11 о "Скрытности лица "). Или вы можете использовать эти знания об образцах выражений лица, чтобы больше узнать о своем собственном лице, чтобы лучше разбираться в том, что ваше лицо говорит вам о ваших чувствах и что ваше лицо сообщает другим. Глава 12 ("Проверяя свои собственные выражения лица") описывает, как вы можете определить, имеют ли выражения вашего лица свой особенный стиль. Например, являетесь ли вы сдержанным типом (никогда ничего не выражаете на лице), невольно показывающим эмоции (не замечаете, что выражаете чувства, когда делаете это) или показывающим замещающие эмоции (думаете, что демонстрируете злость, когда на самом деле вы выглядите грустным)?

Таким образом, образцы выражений лица, используемые ли для понимания других или себя, являются первым объектом внимания в этой книге. Затем следует рассмотреть сами чувства. Хотя каждый использует термины злость, страх, печаль и т.д. мало кто из людей на самом деле полностью понимает свое переживание этих эмоций. Например, каково это по-настоящему бояться? Какие ощущения вы испытываете в своем теле? Что вас заставило бояться? Можете вы всегда узнать когда будете бояться? Можете вы одновременно бояться и злиться? Когда вы боитесь, вы становитесь агрессивным, отстраненным или задумчивым? Вы смеетесь в лицо страху или вы на столько боитесь, что покрываетесь пятнами? Вы когда-либо наслаждались чувством страха - смотря страшный фильм, например? Другие люди также как и вы реагируют, когда бояться? У вас захватывает дух от одних и тех же вещей? В ситуации когда вы боитесь, бояться другие люди тоже? Или вы иногда думаете или говорите: " я не могу понять почему он боится; мне совершенно безразлично" или " я не могу понять почему она не боится; я был в ужасе".

Большинству будет тяжело ответить на такие вопросы, по крайней мере по некоторым эмоциям. Это бывает, если человек, как это принято говорить, не в ладах со своими чувствами. Это может происходить и в том случае, если он разбирается в своих чувствах, но не осознает, до какой степени его переживания однозначны. Обычно есть одна или несколько эмоций, которые человек скрывает, описывая свои чувства другим. Это может быть эмоция, которую вы в некотором роде боитесь испытывать, или не можете контролировать, или не привыкли думать о ней. Или такую болезненную эмоцию вы обычно переживаете наедине с собой. Однако, например, после длительного общения с одним из своих друзей, вы можете обнаружить, что обстоятельство, расстраивающее вас, не имеет подобного воздействия на него. Когда супруги вступают в брак, они не только узнают, что выражают свой гнев по-разному, но и что один в гневе не может терпеть, когда другой сдерживает свой гнев. Или человек с хорошим терпением не принимает вспыльчивого человека.

В книге также подробно описаны такие проблемы и переживаемые в это время эмоции. Здесь есть всё, что мы знаем о том, как эти эмоции проявляются в повседневной жизни. Используйте эту книгу; чтобы узнать о собственных переживаниях, о тех, которыми делитесь с другими, и о том, чем вы отличаетесь от других. Вы можете узнать и о незнакомых вам переживаниях. И вы можете узнать о причинах некоторых своих чувств, которых вы раньше не понимали. Благодаря полученным знаниям, вы сможете увидеть чувства других людей. И, не основываясь на собственном опыте, понять каким образом кто-либо переживает ту или иную эмоцию.

Кому предназначена эта книга

Эта книга предназначена психотерапевтам, министрам, врачам и медсестрам, адвокатам, начальникам отдела кадров, продавцам, учителям, актерам. . .

Психотерапевт должен знать то, как люди испытывают эмоции. И быть внимательным к тому, какие чувства проявляет лицо пациента. Он не может полагаться исключительно на слова клиента, иногда пациент не может описать своих чувств. Лицо пациента может выражать испытанные человеком эмоции, но бывает так, что он слишком расстроен, чтобы говорить об этом, или он не может описать их словами, или не знает, что чувствует.

Священнослужитель или любой другой человек, помогающий советом имеет те же самые надобности, что и психотерапевт.

Врачу и медсестре тоже нужно понимать эмоции и выражения лица. Эмоциональная реакция людей на их болезни или угрозу болезни может быть важна для результата. Врач и медсестра должны различать оттенки страха. Так как страх - обычная реакция человека на возможную болезнь и будущее лечение, из-за чего боль усиливается. Важно заранее обнаруживать болезнь, определять курс лечения, и т.д. И не все, кто боятся рака или операции, испытывают страх одинаково. Распознавание печали, которая часто возникает из-за потери, и помощь пациенту в преодолении ее могут оказать большое влияние на восстановление пациента при длительной или постоянной болезни. Если большинство теорий о психосоматических расстройствах верно, то должна быть истолкована и испытанная ярость. Пациенты с физическим заболеванием часто сопротивляются или смущаются, когда необходимо рассказать о чувствах, связанных с болезнью, о своих страхах или печали, об отвращении к себе и т.д. Следовательно, врачи и медсестры должны научиться точно определять по выражению и знакам лица то, что эмоции находятся под контролем.

Адвокат часто не может полагаться на слова свидетелей или своих клиентов. Ему нужен другой источник получения информации, как например, лицо, оно всегда покажет, что действительно чувствует человек. Адвокаты подчеркивают, как важно распознавание выражений на лицах при выборе присяжных заседателей и для оценки того, как реагирует уже избранная коллегия присяжных в ходе изложения доводов.

Менеджер по персоналу или продавец может испытывать те же затруднения, что и адвокат. При проведении собеседования, работодатель хочет уловить признаки того, что кандидат на должность контролирует свои чувства. К примеру, правдива ли его видимая уверенность, или она просто прикрывает его беспокойство по поводу того, справится он или нет. Правда ли он так заинтересован в работе, как утверждает. Лицо позволяет ему проверить как на самом деле кандидат относится к работе.

Продавец знает, что чувства, определяющие решение о покупке, не всегда могут быть выражены словами, или же слова могут не заслуживать доверия.

Учителю нужно знать, понимают ли ученики его слова. Интерес, сосредоточенность и растерянность видны на лице.

Актер должен понимать сложность эмоционального переживания при попытке донести эмоцию во время исполнения роли. Обсуждение притворства может помочь ему не проявить свои собственные эмоции в представлении. Когда актер по-своему передает эмоциональное переживание героя, он должен быть уверен в том, что его выражение эмоции понятно всем. К тому же, ему следует отыскать лицевые "шаблоны", полезные в понимании и совершенствовании его возможности изображать эмоции.

Все эти профессионалы - психотерапевты, медики, няни, адвокаты, менеджеры по персоналу, продавцы, учителя - тоже должны осознавать, как и актеры, какое впечатление они создают своим выражением лица у различных слушателей.

Этя книга также будет полезна соискателям вакансий, заемщикам, покупателям, избирателям, присяжным. . . .

Кандидат на должность и заемщик должны знать что за эмоцию они передают выражением лица при разговоре с работодателем или банкиром, ведь за ними внимательно следят. Им также необходимо следить за лицом менеджера по персоналу или банковского служащего, чтобы проверить, какую реакцию они вызывают.

Покупателей может волновать честность продавцов - действительно ли на этой машине ездила только одна пожилая женщина?

Избирателя часто интересует не только курс политики того или иного кандидата, но и его личность - можно ли верить его словам и обещаниям? В наши дни телевизионной политики это становится всё сложнее.

Присяжный не может понять, говорит ли правду свидетель или подсудимый, и знает ли он правду вообще. Знания о выражениях лица могут помочь ему отличить то, что на самом деле чувствует человек во время дачи показаний. Присяжный должен знать, какие эмоции проявляются после совершения преступления, если полностью поймёт побуждения преступника. О присутствии смягчающих обстоятельств может сказать эмоциональное состояние подсудимого. Достоверность слов свидетеля зависит от понимания его эмоционального состояния во время преступления, а также во время дачи показаний.

Эта книга предназначена для друзей, супругов, родителей, любовников, родственников. . .

Информация в этой книге также применима к любым немеханическим, поверхностным и деловым отношениям. Каждый состоит в отношениях не несущих никакого эмоционального вклада. Где люди не делятся чувствами, никто не пытается увидеть чувства другого человека, что будет оскорблением. В то же время, каждый из нас состоит в таких отношениях, где обмен сокровенными чувствами является главенствующим. Не случайно, что во время близости лица придвигаются вплотную друг к другу. Близкие люди чаще смотрят в лицо друг другу. Люди хранят на виду фотографии своих близких. Звонок по телефону, конечно, лучше письма; но если вы хотите испытать какое-то переживание или описать его (свадьбу, развод, смерть, повышение по должности, и т.д.), то вам захочется взглянуть на выражение лица собеседника и показать своё лицо.

Желание поделиться своими чувствами не всегда легко осуществить. Для близких людей может оказаться трудным понять или принять то, как по-разному они переживают эмоцию. Близкие отношения могут и не пережить подобных различий просто потому, что эмоции друг друга не поняты. "Неужели тебя это так сильно разозлило? Я просто не могу в это поверить!" "Если ты испугалась, почему мне не сказала?" Очень трудно понять, что люди, о которых ты заботишься, которых ты любишь, не испытывают чувства также как и ты. Мимика, которая показывает чувства, может быть неправильно истолкована или даже не замечена. И если вы полностью не понимаете те различные способы проявления чувства, что способ проявления эмоций у другого человека может отличаться от вашего, и вы не различаете на лице те разнообразные проявления одного и того же чувства, то ваши шансы на неправильное понимание и невнимание множатся. Эта книга не является панацеей от проблем в личных отношениях, так как не все проблемы происходят от неправильного понимания, а простое непонимание друг друга нельзя решить, прочитав книгу. Но, описания разнообразий проявлений эмоций и образцы выражений лиц могут помочь.

Эта книга для вас.

Правильно понимать проявления эмоций важно не только в отношениях с другими, но и в отношении к самому себе. Она может помочь понять самую интимную, личную и уникальную частицу себя. Это часть твоего внутреннего я, имеющая огромную власть над твоей жизнью. Работа, жизнь и даже смерть определяются вашими чувствами. Сексуальные потребности могут быть не удовлетворены, голод не утолен, работа не завершена только из-за вмешавшихся чувств. Чувства могут лишить жизни и вас, и другого человека. Могут быть выдержаны титанические напряжения и совершены выдающиеся поступки только благодаря чувствам. Мы невероятно мало знаем о проявлении наших чувств в сравнении с объемом информации о состоянии наших зубов, машины или соседских проделках.

Это не книга практических советов, но она может помочь вам сделать шаг к лучшему пониманию эмоций людей и вашей личной жизни. Хотя изучение изображений лиц несомненно улучшит вашу способность замечать эмоцию на лицах других, но и научит вас понимать то, что говорят вам ваши собственные лицевые мышцы о вас.

Все зависит от того, что вы хотите получить от этой книги - вы можете ее просто прочитать, а можете применить ее на практике. Все зависит от вашей цели.

Что вы можете получить от этой книги?

Вы просто хотите обогатить себя знанием об эмоциях? Или вы хотите приобрести умение? Возможны оба варианта, но на приобретение умения уйдет больше времени, чем на приобретение знания.

Вы можете просто прочитать эту книгу за несколько часов, концентрируясь на словах и разглядывая фотографии. Вы много узнаете о проявлении эмоций, ваших собственных и чужих, получите информацию, которая окажется полезной во всех случаях описанных выше. Но этот подход не научит вас замечать эмоции лучше чем вы умеете сейчас. Вы не будете замечать больше лёгких признаков эмоций, совокупности эмоций, признаков сдерживаемых эмоций, утечку эмоций, и тому подобное. Для этого понадобится дополнительный опыт в изучении изображений лиц настолько развитый, чтобы использовать эту информацию, не задумываясь. Это должно стать навыком.

Возможно вы не хотите быть намного лучше в чтении лиц, или вы хотите узнать больше только о некоторых эмоциях, или вам сложно читать чувства людей по их лицам. В разделах о выражениях лиц глав 4, 5, 6, 7, 8 и 9 есть практические пособия. В этих главах также поясняется, как самому сделать то или иное выражение; чтобы лучше понять, как работает лицо. Когда научитесь правильно распознавать выражения из глав 4-9, в 10 главе найдёте новый набор выражений для тренировки и для большего развития.

Каким образом эта книга относится к известным книгам о языке тела и бессловесном общении?

В этой книге с известными книгами последних лет немного общего. В них почти ничего не говорится о мимике лица, в основном из-за того, что информация о лице стала доступна совсем недавно. Наши две предыдущие книги по выражениям лица ("Эмоции на лице человека" и "Дарвин и мимика лица") предназначены для исследователей, в поисках информации о мимике лица, для учёных и для студентов, которые интересуются исследованиями в области выражений. Книги обращаются к таким вопросам, как: являются ли выражения лиц одинаковыми для всех, и могут ли люди правильно определить эмоцию. Но они не показывают как выглядят универсальные проявления эмоции или показывают читателю как сделать правильное суждение об эмоции. Мы впервые попытаемся вам об этом рассказать. И, насколько мы знаем, мы делаем это первыми.

Эта книга отличается от популярных книг о языке тела. Так как речь идёт о лице, а значит -об эмоциях, а не о теле. Наши исследования о телодвижениях, опубликованные в профессиональных журналах, анализируют различия языка мимики и тела. По большей части, эмоции проявляются на лице, не на теле. Вместо этого, тело показывает, как люди сдерживают эмоции. Нет конкретных телодвижений, говорящих о гневе или о страхе; однако каждой эмоции соответствуют определённые признаки на лице. Когда кто-то зол, его тело может показать, как он с этой злостью справляется. Он может быть напряженным (напряжение в мышцах рук и ног, скованность). Человек отходит (знак отступления). Возможно словесное нападение (определённые движения рук во время речи), или склонность к физическому нападению (стойка, положение, движения руками). Однако любое из этих движений может произойти как при страхе, так и при злости. Движения тела говорят не только о том, как человек сдерживает свою эмоцию, но и о том, какой к него характер и как он относится к людям. Кое-что из этого раскрывали в известных книгах о теле; что-то, к сожалению, истолковано плохо или неверно, и многое ещё даже не обсуждали. Через несколько лет мы планируем издать ещё одну книгу о том, как объединены наши телодвижения с выражением лица, тоном голоса и словами. Всё это играет большую роль в понимании людей. Но лицо является ключом в понимании человеческих эмоций. Оно настолько важное, сложное и утончённое, что на его описание потребуется целая книга.

Зачем Нужна Книга о Выражениях Лица?

И хотя все соглашаются с тем, что понимание эмоций важно для хорошего самочувствия, близких отношений и успеха во многих профессиях, никто не научит вас этому, пока вы не попадете в беду. Различные методы психотерапии обычно рассматривают только те несколько эмоций, которые описываются их теориями. Теперь мы можем смело заявить, что лицо - главный показатель эмоций, но никто не научил вас читать эти показатели. Мы можем также утверждать, что это умение не является врожденным. Ему необходимо научиться.

Большая часть ваших знаний об эмоциях и выражениях лица была сформирована вашими родителями и другими членами вашей семьи. Первое, что вы увидели - это лица ваших родителей, ваших братьев и сестер, и других людей, которые о вас заботились. Члены вашей семьи, вероятно, были очень экспрессивны или осторожны при выражении эмоций. Они могли показать вам множество способов выражения эмоций или наоборот, очень мало. Возможно, вы никогда не видели злое или испуганное лицо. Члены вашей семьи, вероятно, показывали эмоции на лице, как это делает большинство людей, а кто-нибудь из близких мог по-своему изображать отвращение или страх, поэтому до сих пор вы узнаете эту эмоцию именно таким способом. Будучи ребенком, вам, наверное, говорили не смотреть на выражения лиц других людей или, по крайней мере, на конкретные выражения лиц. Например, некоторым детям говорят никогда не смотреть на человека, который плачет.

Будучи взрослым, вы, возможно, восприимчивы к одним эмоциям больше, чем к другим. Опыт в чтении лиц, полученный в собственной семье, может либо найти хорошее применение в понимании других людей, либо стать применимым только к некоторым эмоциям. При просмотре телевизора, фильмов, общении с другом, вы, возможно, улучшили свои знания о проявлении эмоций. Хоть большинство и правильно читают выражения на лицах; немногие, всё-таки, способны увидеть свои ошибки и понять, в чём они заключались. Большинству людей будет сложно описать правила, которыми они руководствуются при выделении мимического набора для вынесения суждения о злобе или боязни человека. Когда Вы подчиняетесь этим правилам, вы делаете это автоматически, на основе заложенных привычек, и даже не подозреваете, как они действуют, или в какой момент начинают проявляться. В этом смысле, понимание выражений лица можно сравнить с управлением машины. Вы не думаете о том, что Вы делаете в тот самый момент, когда Вы это делаете. Если управлению машиной вас целенаправленно обучают, то этого не происходит с определением выражения лица. Пока еще не существует руководства, с которым Вы могли бы свериться и исправить свои ошибки. Сотрудник ГИБДД может только однозначно истолковать то, что Вы пропустили или неправильно среагировали на сигнал.

Вы часто и не подозреваете, что выражение лица послужило основой для Ваших подозрений или интуиции о ком-либо. Вы только можете что-то интуитивно почувствовать о человеке, не будучи способными усмотреть первопричину вашего впечатления. И даже если Вы не знаете, что привело Вас к этому суждению, Вы не сможете поправить себя, если окажется, что Вы ошибались. Иногда чужое выражение лица может Вас озадачить, и Вы не можете разгадать что оно значит. Или Вы можете догадаться, что он имел в виду по выражению его лица, но не можете решить, стоит ли доверять этому человеку. Трудно сверить свои впечатления с другими, просто потому, что слишком мал словарь описания лица, как такового. Существует огромное количество слов, которыми Вы можете описать выражение лица (боящийся, напуганный, шокированный, тревожный, волнующийся - это только малая часть слов со значением страха), еще меньшим количеством слов можно описать причину этих выражений. У нас есть слова - улыбка, усмешка, насупиться, искоса взглянуть и относительно немного слов определяющих особенные лицевые начертания, характерные рисунки морщин или временные образы черт лица. Не имея большой запас терминов относящихся к лицу, мы находимся в положении заложника, когда хотим сравнить или откорректировать наши впечатления о выражении лица. Нижеследующие комментарии хоть и точны, но раздражающе громоздки. "Я знаю, почему ты думаешь, что он испугался. Потому что он изогнул брови в центре и приподнял их. Но ты упустил из вида омегообразную морщину на его лбу. Но если бы ты приметил, что кончики бровей у висков были опущены, а не подняты, то сделал бы вывод, что человек опечален. Так что, не так-то просто описать выражение лица. Требуются фотографии, так как это визуальное восприятие. В этой книге мы продемонстрируем Вам сотни тщательно отобранных фотографий, демонстрирующих как лицо отображает эмоцию.

Мы думаем, что наша книга сможет помочь в следующем:

- привлечь внимание к тому, что Вы уже делаете не осознавая

- показать, что Вы что-то упускаете из виду

- исправить Ваше неправильное понимание

- показать тонкие различия (группы выражений лиц) и сложные случаи (смешение двух эмоций в одном выражении лица)

- предупредить Вас о знаках контроля лица и научить раскрывать использование лицевого спецификатора, корректирование или фальсификацию лицевого выражения

- предложить методы для понимания того, проявляете ли вы свои эмоции на лице способом непривычным для других людей.

В следующей главе будет дано объяснение некоторых потенциальных проблем, случайно возникающих при понимании выражения лица, и будет рассмотрено, почему мы делаем ошибки и как мы можем их избежать. Вас могли воспитать не смотреть прямо в лицо собеседнику или на некоторые лица в определенные моменты. Вы можете отвлечься на какие-либо привлекающие Ваше внимание предложения или слова, звук голоса, внешний вид или движения тела. Вы можете и не распознать разницы между контролируемыми или неконтролируемыми выражениями. Вы можете и не знать, что нужно искать на лице, или куда смотреть, чтобы сказать, что человек злится или боится. Вы можете и не догадываться, что такое эмоция, чем они отличаются друг от друга или как эмоция зависит от настроения, отношения или характера.

2. Почему мы совершаем ошибки в понимании эмоции на лице.

Лицо - система, которая передает множество сигналов и информации.

Лицо покажет больше, чем просто один тип сигнала, раскрывая более одного сообщения. Пытаясь понять, что передает эмоция, можно смотреть на неверный сигнал. Или возможно Вы просто не отличаете эмоциональные сообщения от других, которые передает лицо. Наиболее подходящим примером для многосигнальной и многозадачной системы может служить система дорожных знаков. Она состоит из трех типов сигналов: форма (треугольная, квадратная, круглая, прямоугольная, восьмиугольная), цвет (красный, желтый, синий, зеленый), и надпись (слова, рисунки, числа). Дорожные знаки используют эти три типа сигналов для передачи трех типов сообщения: инструкции (стоп, разворот запрещен, уступите дорогу, и т.д), предупреждения (осторожно-дети, двухстороннее движение, и т.д), и информация (шиномонтаж, для велосипедистов, кемпинг, и т.д). С дорожными знаками, как и с выражениями лица, вы должны сконцентрироваться на определенном типе сигнала, если хотите узнать об определенном типе сообщения. Если Вы хотите знать, приближаетесь ли Вы к зоне отдыха или месту, где можно расположиться лагерем, то Вам следует искать синие или зеленые знаки, потому что, это цвета, которые передают данный тип информации (желтые знаки - предупреждающие, красные знаки -предписывающие). Соответствие с чтением лиц состоит в том, что если вы хотите знать какую эмоцию испытывает человек, то вы должны следить за временными изменениями на лице, так как именно эти быстрые лицевые сигналы дают информацию об эмоциях. Если бы Вы пытались определить чей-то возраст, то Вам нужно обратить внимание на более устойчивые аспекты лица, такие как мышечный тонус или глубокие морщины.

Лицо предоставляет три типа сигналов: статичный (цвет кожи), медленный (постоянные морщины), и быстрый (подъем бровей). Статические сигналы включают в себя много более или менее постоянных аспектов лица - пигментацию кожи, форму лица, костную и хрящевую структуры, жировые отложения, а также размер, форму, и расположение лицевых черт (бровей, глаз, носа, рта). Медленные сигналы включают в себя изменения на лице постепенно приходящие с годами. В дополнение к появлению постоянных морщин, с возрастом происходят изменения мышечного тонуса, структуры кожи, и даже цвета, главным образом в последние годы полового созревания. Быстрые сигналы производятся движениями мимических мышц, приводящих к временным изменениям на лице, изменениям положения и формы лицевых черт. Данные изменения вспыхивают на лице на мельчайшие доли секунды.

Все эти три типа лицевых сигнала могут быть изменены или скрыты по личному желанию, хотя невероятно трудно изменить статические и медленные сигналы. Меняя прически можно кардинальным образом корректировать эти сигналы. С помощью челок, к примеру, можно изменить видимый размер лба, или можно скрыть возрастные глубокие морщины. Косметикой, такими аксессуарами, как темные очки, и как самая крайность - пластической хирургией можно изменить статические и медленные лицевые сигналы так, что они начнут передавать различный набор сообщений. Быстрые лицевые сигналы можно изменить или скрыть сдерживанием активных мышц или маскировкой одного выражения другим или скрыванием лица при помощи бороды или солнечных очков. Так, при помощи быстрых, медленных или статичных сигналов можно целенаправленно или случайно ввести человека в заблуждение.

Лицо - не только система знаков (быстрых, медленных, статичных), но и система сообщений. Лицо передает информацию об эмоциях, настроении, отношении, характере, интеллекте, привлекательности, возрасте, поле, расе и т.д. В этой книге мы, главным образом, рассматриваем один вид сообщений и один вид сигналов - эмоциональные сообщения через быстрые сигналы. Когда мы говорим об эмоциях, то подразумеваем передаваемые чувства, например, страх, злость, удивление и т.д. Когда мы испытываем эти чувства,мышцы лица сокращаются, и на лице видны изменения. Появляются и исчезают морщинки, временно изменяется положение и/или форма бровей, глаз, век, ноздрей, губ, щек и подбородка. Исследования показали, что точную оценку эмоции можно дать, исходя из быстрых лицевых сигналов, а также были выявлены специальные лицевые сигналы, которые различают каждую из основных эмоций.

Специально для этой книги были сделаны фотографии, на которых можно сравнить и противопоставить отпечатки эмоций на лице, различающие каждую из основных эмоций и их смешение. Необходимо отметить, что эмоциональные сообщения не передаются ни медленным, ни статичным лицевым сигналом; однако, эти сигналы могут повлиять на те значения, которые передает эмоция. Если у человека овальное или круглое лицо, морщинистое или гладкое, тонкие или полные губы, пожилое или молодое лицо, мужское или женское лицо, будь он представителем негроидной, монголоидной или европеоидной расы, то это ничего не говорит о его настроении. Но может повлиять на ваше впечатление о человеке.

Например, если по быстрым лицевым сигналам вы видите, что человек злится, то вы можете решить, что причину его злости, а также его вероятное поведение в этом состоянии можно объяснить медленными и статичными сигналами, указывающими на его возраст, пол, расу, личность, темперамент и характер. Такие вещи не объясняются в этой книге, так как о них известно ещё слишком мало, и сейчас нас беспокоит другой вопрос. Прежде чем говорить о том, чего же ожидать от того или иного человека, прочитав его чувства; надо ответить на основной вопрос этой книги:

Как увидеть чувства на лице и как отличить искренние чувства от поддельных?

Здесь также предоставлена некоторая информация о признаках настроения. Настроение и эмоции тесно связаны, и проявляются на быстрых лицевых признаках. Настроение отличается от эмоций тем, что вовлечённые чувства продолжаются больше времени. Например, чувство гнева, длительностью в несколько минут, даже час, называется эмоцией. Но если человек зол весь день, или злится несколько раз в день, или несколько дней, значит это настроение. Такого человека можно описать, как "раздражительный" или в "злобном расположении духа". Возможно, хоть и в редких случаях, что человек в подобном расположении выразит гнев на всем лице, в течение всего периода.

Намного чаще частица выражения гнева может оставаться на лице продолжительное время (сжатая челюсть, напряжение в нижних веках, сжатые губы или опущенные края бровей). Настроение можно заметить ещё одним способом - частотой появления полного выражения за некоторое время. Нетрудно будет понять, что человек находится в злобном расположении духа, потому что днём он очень часто злился. Также быстрыми выражениями проявляется: депрессия (лицо с признаками печали, страха или и того, и другого), тревога (признаки страха), и эйфория (лицо с признаками счастья и возбуждения). Быстрые лицевые сигналы также посылают эмблематические сообщения. В наших исследованиях мы употребляем понятие эмблемы, чтобы описывать сигналы особого назначения, бессловесный эквивалент обычного слова или фразы.

Наши рекомендации