Дядя митя с котом циником. 1 страница
На этот раз по праву гостя нападать начал я.
- Дмитрий Сергеевич, вы называете ГИП школой общения, так?
- Так.
- И себя числите старшим преподавателем, не так ли? -
- Допустим.
- Вот я и спрашиваю: на каком основании? Работаете вы с отдельными
людьми, решаете личные уравнения. Но ведь назвался гусем - спасай Рим,
так, кажется?..
- Назвался груздем, допустим...
- Вот-вот. Так можете ли вы сказать, какие предметы преподаются в вашей
школе? По какой программе, кем утвержденной?.. Говоря иначе, в чем же
состоит проблема общения? Еще иначе: что такое общение? Определите.
Ну вот, кажется, подзавел - в глазах Д. С. появился хирургический
блеск. Выдержал паузу. Потрогал шахматный столик.
- Можно, я задам встречный вопрос?
- Задавайте.
- Вот сейчас-мы с вами общаемся или нет, как по-вашему?
- Не уверен. Зависит от определения. Как сказать.
- Именно. "Взаимодействие", "обмен информацией" - чем не определения?
Но ведь это почти все равно, что сказать: письмо - это послание, или рука
- верхняя конечность. Есть слова четкие, знающие себе место, сами себе
равные - спичка, например, а есть невообразимо раздувающиеся...
- Например, "демагогия".
- Или "шарлатанство". Вы меня сбили, однако...
Да... Так вот, и общение-одно из тех разъезженных слов, вроде
"свободы", "любви" и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно,
это и коту понятно. (Откуда-то раздалось слабое вопросительное мяуканье.)
Слово-пакет, в которое можно завернуть радиопередачу, воспитание,
партию в шахматы, лекцию, постель, дрессировку, театр, младенческое
"уа-уа", застолье, книгу, случайный взгляд, анонимку, музыку, дипломатию,
матерщину... Среда всякого обитания... Я не знаю, что такое НЕ-общение.
Общение, во всяком случае, древнее человека и, быть может, древнее жизни.
Одну секундочку...
Он прыгнул, как кузнечик, к своей рабочей стене - одной из стен
комнаты, на которой, кроме двух самодельных полочек, стареньких ходиков и
рядом стоящей стремянки, ничего нет, а прямо на обоях кусочками пластыря
лепятся в сменном порядке бумаги и бумажки. Стена, таким образом,
превращена в обширный, хорошо обозреваемый стол (зрение у Д. С., - две
единицы), некоторые бумажки залезают даже на потолок, кое-какие на пол -
неплохой способ раскладки дел для человека, перегруженного текучкой, никак
не решусь перенять. Отделил какой-то листок...
- Вот, посмотрите... впрочем, постойте, - с ловкостью, граничащей с
неучтивостью, он выхватил у меня листок, на котором я успел увидеть только:
...ВЫ БЫ ОПРЕДЕЛИ ИСКУ ОБЩЕ
ТАЛА ОБЩЕ ДАР НИЯ - ЧТО ЭТО ТА
- Сначала ответьте сами. Будьте любезны: что такое искусство общения?
- Но ведь мы еще не...
- Все равно, отвечайте сходу, что в голову придет.
Желательно одной фразой.
- ...М-м... Ну, допустим, умение соблюдать дистанцию...
- Так, блистательно. Самооценка неустойчива, тревожность высокая...
- Что-что?.. Это вы обо мне?
- Нет, так, вообще. (Он ехидно нахмурился.)
- А вы бы как ответили?
- Посмотрите.
Как бы вы определили искусство общения!
Талант общения, дар общения - что это такое, ло-вашему!
(ответы 23 участников ГИПа)
1. Уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении, с любым
человеком.
2. Умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника.
3. Творческая вежливость.
4. Умение себя поставить.
5. Равновесие серьезности с юмором.
6. Быть человеком, ничего больше.
7. Умение управлять людьми незаметно. Скрытое влияние, искусство
внушения.
8. Как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое "чуть-чуть".
9. Хорошая мина при плохой игре. И наоборот.
10. Необъяснимый дар привлекать людей. Обаяние, обаяние!
11. Достоинство, в этом все.
12. То же, что мастерство актера: точность, слов, точность молчания.
Умение играть роль.
13. Никакого искусства, естественность! Искренность.
14. Открытое лицо, скрытые мысли.
15. Непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы.
16. Чувство меры.
17. Говорить с каждым на его языке.
18. Ответственность минус навязчивость.
19. Знание правил игры и умение их применять. Всегда видеть на ход
дальше партнера.
20. Умение доверять.
21. Равновесиеэгоизмов.
22. Искусство создавать видимость общения, поскольку общения нет. Все
мы одиноки, дорогой Док, и вы тоже.
23. Любить. Остальное приложится.
- Что скажете? (Пока я читал, на колени мне вспрыгнул
золотисто-опаловый ангорский кот Цинциннат. Котенка с татарскими глазами
подарила Д. С. уже нареченным одна пациентка. Д, С. пришлось удобства ради
сократить его имя, теперь он Циник.)
- Что скажу... Много всего... Мешанина какая-то...
- Ага. Вот именно. Смесь жанров, кто во что горазд, про Фому и про
Ерему. Иного и не могло быть при журналистски-обывательской постановке
вопроса.
- А зачем же вы...
- А зачем вы?! "Что такое общение"... Да все что хотите! Конфликт,
сделка, любовь, поэзия... И ничего, как справедливо гласит ответ номер
двадцать два.
- Так. Значит, и дар, талант общения или как его там - тоже все и
ничего?
- А вот этого я не говорил. Вопрос поставлен в такой
щекочуще-общедоступной форме нарочно. Ответы можно группировать. По
контексту, по подразумеваемымжанрам... Видите: какие-то почти совпадают,
другие соприкасаются, некоторые противоположны. Разные установки, у одних
- вовнутрь, на владение собой, у других - вовне, на овладение другими.
Одни упирают на сторону практическую-первый, двенадцатый, девятнадцатый,
другие - на моральную - шестой, двадцать третий...
- Так это, стало быть, тест?
- Угу. (Не знаю, Читатель, какими буквами передать информацию об этом
утвердительном звуке, обыкновенно издаваемом вместо литературного "да".
"Угу" на бумаге выглядит угрюмо-неправдоподобно, "ага" -
претенциозно-простецки.) Вот именно. Прожективный тест. Для вкладывания
личного содержания. Или выкладывания, как хотите.
- Что же вкладывается и выкладывается?
- Бувально все. Ценности. Шаблоны. Характеры.
Желания вытесненные и осознанные. Интеллект. Культура. Время и место.
Ограниченность и ее преодоление.
- Общо, общо! Все и ничего! Демагогия, шарлатанство! Прошу конкретно!
Ну, например, вот десятый: "Необъяснимый дар, обаяние, обаяние!" - тут что?
- Не что, а кто. Студентка. Девственница. При поверхностной
общительности внутренне замкнута. Пассивно-эгоцентрична. Не уродлива, но
считает себя самой непривлекательной особой на белом свете и от этого
действительно сильно проигрывает...
- Понятно. А четвертый - "умение себя поставить"?
- Весьма красивый тридцатисемилетний мужчина.
Успел сменить девять мест работы и четырех жен. Ныне слесарь по
металлоремонту, в очередной раз разведен.
Обратился по мелкому поводу невротической импотенции, но пришлось
распутывать, как вы понимаете, все.
Человек с хронически воспаленной самооценкой, при внешней браваде раним
ужасно, всю жизнь психологические дуэли и рукопашные. Имел судимость.
Хобби - чеканка, вот это его штука (медный профиль в углу, чтото вроде
царицы Тамары). Пишет стихи - "хоть ты поймешь меня не скоро, я все равно
люблю тебя, я унесу тебя, как ворон, твой черный локон теребя...".
- Ясно. Чей номер семь - "умение управлять людьми незаметно"?
- А вы как думаете?..
- Ну, какой-нибудь психологически грамотный руководитель отдела...
- Почти угадали. Жена руководителя отдела.
- Жена?.. Короче, вы хотите сказать: сколько людей, столько проблем
общения?
- Совершенно верно.
- А всеобщей единой Проблемы, стало быть, нет.
- Совершенно неверно. Есть.
- Так в чем же она?
- В ее непонимании.
- То есть?
- Нихт ферштейн.
- Не понимаю.
- Вот-вот... Циник, брысь! - Цинциняат, за минуту до того спрыгнувший с
меня на пол, посягнул на одну из настенных рабочих бумажек, которую с
соблазнительным шуршанием шевелил сквознячок. - Брысь, кому говорю! Моя
твоя не понимай, стрелять буду!..
Циник понял, но этой последней репликой что-то во мне застопорилось. Я
замолчал, Д. С. тоже. Мы играли в шахматы. В конце партии на доске
остались два голых короля, белый и черный, неплохая модель двух
психологов, понимающих, что они не понимают друг друга.
Мера небытия
В другой раз, у меня дома, Проблема была сформулирована иначе.
У психотерапевтов, надо заметить, бывают дни говорильные, после которых
устает язык, болит горло и хочется умолкнуть навек, а бывают и такие,
когда работаешь преимущественно ушами, и в конце дня хочется кому-то
что-то сказать.
Рассказывает Д. С. обычно в лицах, энергично перевоплощаясь и иногда
непроизвольно рифмуя.
- ...Ну так вот, дело давнее, но как сейчас... Был я болен, худ И сер,
и пришел в тубдиспансер. Врач взглянул в мою, историю и послал в
лабераторию. В течение суток нужно было, извините, плевать в баночку, ну,
вы знаете. Прихожу я в тот подвал, где не раз уже бывал.
Чистота, пробирки, банки, две веселых лаборантки. Очевидно, не спешат.
Посидите, говорят. Между делом переговариваются.
- Меркулова помнишь?
- Все с женой не может развестись?
- Ага, угу. Умер Меркулов.
- Когда?
- Недели три уж.
- Да у него вроде бэ-ка отрицательно.
- Отрицательно, отрицательно, а в два дня диссеменированный с
менингитом.
- Это как Иванов...
- Лохматый Иванов?
- Цветочки носил.
- Трое детей.
- Жена вышла за двоюродного.
- Своего?
- Какого своего, за его. Подполковник.
- А Николай Степаныч вчера...
Что за странная штука... Не понимаю, где нахожусь...
Ничего не понимаю, я где-то не здесь. Меня нет... Кто эти женщины? Их
тоже нет: пустые голоса, проходящие сквозь пустоту... Но кто-то же здесь
сидит, на этом бледно-бежевом стуле, с темной баночкой в руках...
Ага. Это Баночка. Баночка, больше ничего.
...Они не имели никакого намерения травмировать мою психику. По той
простой причине, что никакой такой моей психики для них вовсе не
существовало: обладателем психики мог быть случайно забредший в
лабораторию крокодил или Николай Степанович, но только не Баночка,
обладателями психики были они, вскользь сочувствовавшие троим детям
умершего, но не я...
В клинике, где случилось полежать недельку-другую, услышал мимоходом
оброненное:
- Из тридцатой палаты выписывается фурункул носа.
Это уже почище, чем у Гоголя, а, коллега? Не какойнибудь нос, а
Фурункул, его сиятельство Фурункул Носа, и разноцветных галунах с
изумрудами...
В травматологии:
1 - Поступил череп. Женя, возьми его!
Женя череп в руки взял, быстро дырку залатал. Череп - чок, чок, чок! -
дарит Жене коньячок - от чистого сердца, право же, с искренней
благодарностью.
И ушел, подмигивая затылочной костью.
В химчистке:
- Витя! Квитанция у тебя? Этот бежевый пиджак опять недоволен.
Я рвал, я метал, в книгу жалоб накатал. Шутка ли: за одну неделю
пришлось побыть Пылесосом "Чайка", Ботинком Черным с Подошвой Оторванной,
Бельем ј 329042, Абонементом 2413543, Будильником "Восход", Утюгом на сто
двадцать семь, Чайником на двести двадцать...
- Эка невидаль, - возразил я. - Я тоже не далее как вчера был
Кофейником Эмалированным, а неделю назад Столиком-на-Колесах.
Д. С. как-то вдруг поскучнел, осунулся.
- Общая беда бытия... Вы не подумали часом, что я жалуюсь? Уже много
лет врач, живущий во мне, денно и нощно твердит вот этому (указал на себя,
но как-то неуверенно): "Послушай-ка, друг-потребитель... Прежде чем
требовать от ближнего человечности, прояви ее сам. Да, да, элементарно.
Войди в положение.
Встань, за его станок, за прилавок, хотя бы мысленно.
Посмотри оттуда на мир, на себя... Сразу увидишь, что мир приемщика
химчистки беден благодарностями и богат претензиями, что он задерган
Юбками, Пиджаками п Брюками, что потребитель его не щадит. Поймешь, что
лаборантки, ковыряющиеся в мокроте, защищают свою психику отключением от
обстановки, чему и служат разговоры о том о сем, а ты просто попал в их
"слепое поле".
Придешь к выводу, что дирург, ежедневно по многу часов подряд потеющий
в кровавом месиве, может и забыть на минуту, что под твоим продырявленным
черепом есть мозги... Приобщись к чужой боли и чужой ограниченности -
тогда определишь и меру требовательности, и меру снисходительности..." А
человек кивает головой, соглашается. Человек преисполняется желанием
понимать ближнего. Человек благодарит Доктора. Человек возвращается к
себе...
Так что не будем размениваться на частности. Не станем делать вид,
будто скверная упаковка товаров и неумение воспитывать детей, плохие
фильмы и супружеские катастрофы, неудачные радиопьесы и производственные
конфликты, бытовое занудство и скучные книгиявления принципиально
различные. Нет, при всем их тяжеловесном разнообразии, все это одно и то
же...
- Что именно?
- Взаимонебытие. Повторяю. Искусство быть Другим, только с обратным
знаком.
...Ну что ж, к делу. Передо мной огромная охапка писем Д. С. к
"заочникам". Не помню, сказал ли я уже вам. Читатель, что письма, равно
как и дневники, я прошу Д. С. писать под копирку. Почерк у него, несмотря
на страшную скорость письма, очень четкий, не то что у меня (я печатаю
свои на машинке). Сейчас мне, кажется, удалось отобрать пачку, которой
хватит по крайней мере на большую главу.
Это письма к молодому человеку К. из города Н-ска, разнорабочему,
студенту заочного пединститута. Один из многих страдальцев общения,
недостаточная коммуникабельность...
Письма привожу выборочно и с сокращениями.
Письмо 1.
Начнем с достижимого
Дорогой К.,
Прежде всего, поубавим истерику. Вы не первый и не последний из тех, на
кого Проблема Общения обрушилась всей своей первозданной безнадежностью.
"Полное неумение общаться", "абсолютное непонимание, что такое общение" -
эти Ваши отчаянные двойки, колы и нули с минусом ежедневно ставлю себе и
я, казалось бы, профессионал. Ни грамма преувеличения. Все D порядке, так
и должно быть. Научиться общаться несравненно труднее, чем научиться
летать на Луну. Здесь все в равной степени дилетанты. Главное знание -
знание своего незнания. Никто не знает, насколько он не знает Другого.
Сознающий это имеет шансы узнать больше.
А уметь общаться, тоже без преувеличения - значит и знать, и уметь все
на свете. Универсальных гениев общения, насколько мне известно, природа
пока еще не производила. Есть, конечно, большие мастера тех или иных
жанров, есть люди, чья коммуникабельность вполне устраивает и их самих, и
окружающих, люди "без проблем". Но как раз эта беспроблемность (поверьте
мне как специалисту) и представляет собой самую большую проблему. Если не
для них, то для их детей...
Давайте же не будем никого обвинять - HIT родителей, ни школу, ни
телевидение, ни себя, давайте по делу: чего Вам не хватает для успешного
общения - сейчас, сегодня, безотлагательно?
Того же, чего и всем. Того же, чего и мне. Одного и того же.
А именно: УМЕНИЯ БЫТЬ ДРУГИМ, которое складывается из
1) знания людей и природы общения,
2) умения воспринимать
и наконец, чисто практического
3) умения себя вести.
Вот и три главных измерения, вот то бесконечное, чего всегда и всем не
хватает. И вполне понятно: все это взаимосвязано, все складывается и
перемножается. Человек, не знающий законов общения, пребывает среди себе
подобных в положении инопланетянина-в таком положении находится каждый
ребенок и в той или иной степени каждый взрослый до конца жизни. Человек,
не воспринимающий ближнего таким, каков он есть, по существу, слеп и глух,
ушибается и ушибает других. Нельзя научиться себя вести, не научившись
видеть, думать и чувствовать.
Но это еще не все из "одного и того же". Есть еще и четвертое
измерение. Все вышеперечисленное в отношении к Самому Себе. А именно:
знание себя,
восприятие себя,
и самое трудное:
умение себя изменять -
то есть, умение быть другим - самому.
По опыту и личному, и профессиональному: главный камень преткновения
именно здесь. Желающих изменить ближнего ровно столько, сколько нежелающих
изменить себя. Не умеющих общаться в точности столько же.
Вы прочли книгу о самовнушении и аутотренинге (имеется в виду
"Искусство быть собой" - для рассылки "заочникам" пришлось выдать Д. С.
энное количество дефицитных авторских экземпляров. - В. Л.}. Научились,
как утверждаете, расслабляться, но не знаете, как применять это в общении,
где приходится напрягаться.
Что ж, хорошо, что Вы это сразу поняли: для желающего научиться
общаться AT настолько же необходим, насколько и недостаточен. Недостаточен
сам по себе и PAT - ролевой аутотренинг, которым Вы особо интересуетесь.
Не далее как сегодня ко мне в качестве пациентки явилась одна актриса,
довольно знаменитая, чрезвычайно талантливая, если не гениальная, с
блестящей техникой самовнушения, с даром перевоплощения, о котором можно
только мечтать. Покраснеть, побледнеть, заплакать ручьем, засмеяться так,
что и мертвый засмеется, моменталь-мо расслабиться - все это для нее
пустяк. При всем при этом она пребывает в тяжелейшей депрессии по причине
развода с очередным мужем, не может найти общего языка ни с матерью, ни с
дочерью, затяжной конфликт и в театре, тоска, душевное одиночество. Уже на
первой минуте общения мне стало ясно, что эта очаровательная женщина, при
всей своей одаренности и незаурядном уме, не понимает ни себя, ни
окружающих, психологически невежественна и эгоцентрична, как в первый день
творения. Фиаско в роли Самой Себя. Работа не на один день...
В жизни приходится начинать сразу со всего - на всех уровнях,
одновременно, начинать каждый день и не заканчивать никогда. Но так как
"жизнь коротка, а науки необъемлемы", советую все-таки уделить главное
внимание "четвертому измерению". В качестве методического пособия высылаю
образцы Черно-Белых самохарактеристик, которые помогают сформулировать
цель-то, без чего нельзя начинать ничего. В данном случае-конкретную цель
самосовершенствования. Такие самохарактеристики я требую у всех своих
пациентов. Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных
списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В
просторечии мы называем их просто "Зебрами" (поскольку каждый человек, как
жизнь, не черен и не бел, а в "полосочку").
Вот образцы (действительные самохарактеристики одного человека, чем-то
похожего на меня):
Зебра А. (Оценочная)
+ (Белый список) - (- Черный список)
Мои достоинства. Мои недостатки.
1. Умею смеяться. 1. Легко впадаю в уны-
2. Способность радоваться ние.
за другого, восторгаться, 2. Завистливость.
дарить. 3. Трусость. Лживость.
3. Предусмотрительность. 4. Некритическая внуша-
4. Доверчивость, емость.
5. Незлопамятность. 5. Вспыльчивость.
6. Стремление к самосо- 6. Болезненное самолю-
вершенствованию. бие, нетерпимость к
7. Способность к глубо- критике.
ким привязанностям. 7. Эгоистичность, невнимательность
к близким.
Зебра Б. (Целевая)
(-) Цель-проблема (+) Цель-идеал
(Избавиться, уменьшить, (Обрести, увеличить,
искоренить), развить).
1. Тоскливость. 1. Оптимизм, радость жиз-
2. Тревожность, мнитель- ни.
ность. 2. Спокойствие, мужество.
3. Чувство неполноцен- 3. Уверенность в себе.
ности. 4. Доброжелательность,
4. Раздражительность, внимание к людям.
5. Глупость. 5. Умение мыслить.
6. Зависимость от чужого 6. Самокритичность на ос-
мнения. Лживость, нове собственных идеа-
7. Завистливость, лов.
7. Достоинство, внутренняя свобода.
Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, достоинства и
недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное
число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною
своей стороной не был бы достоинством, равно как и наоборот. Если либо
черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам
"нечего сказать" о себе - хорошего либо плохого, - то это будет
свидетельством лишь вашей самонеобъективности.
Желательно, чтобы и в "Зебре" каждый плюс и минус одного номера
соответствовали друг другу-как противоположности или как разные стороны
одного и того же.
Есть и другие методы, среди которых особенно привлекательно построение
"Древа Цели". (Оно же Древо Самоанализа.)
Предположим, вы формулируете свою цель-проблему как "Избавиться от
раздражительности". Задайтесь вопросом: "А что для этого необходимо?"
Вспомните, проанализируйте моменты, когда вы не были раздражительны,
установите хотя бы некоторые связи, зависимости.
Предположим,, получится:
И так далее. Так можно обработать и каждый пункт "Зебры".
А с чего же начинать?.. Посмотрите на Древо - увидите. С достижимого.
Или хотя бы с того, что кажется достижимым. Допустим, вам покажется
достижимым "в каждом уметь видеть достоинства". (А почему бы и нет? Ведь
ваши собственные достоинства кажутся вам вполне видимыми, только кругом
слепые.) Тогда во время PAT (да и в жизни тоже) усиленно вживайтесь в
роли: Психотерапевта, Адвоката, Деда Мороза и прочих существ, чья
склонность или специальность - видеть людей хорошими. Все это поможет вам
найти и укрепить искомое самочувствие. Результат-избавление от
раздражительности - поможет и многому ещеПонятно, что и "Древа Целей", и
"Зебры" могут иметь неограниченную продолжительность, нужна же четкость и
лаконичность. Всего практичнее - не менее трех пунктов (разветвлений) и не
более десяти-двенадцати.
Само собой разумеется: речь идет исключительно о ваших душевных
качествах, свойствах ума, характера, поведения. Если в графе "минус" вы
будете писать: "лысина", "отсутствие автомобиля "Москвич", а в графе
"плюс" - "трехкомнатная квартира", "премиальные", то мы друг друга не
поняли.
...Вы спрашиваете обо мне? Мои Зебры и Древо Цели здесь, у меня перед
глазами, на рабочей стене. Сколько времени они здесь находятся?.. Уже
много лет. Конечно, за это время слегка переменились - с недавней поры,
например, на Древе Цели появился юный побег, которого раньше не было:
УВАЖАЙ ЗАБЛУЖДЕНИЯ БЛИЖНЕГО
КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ
Но основные пункты, относящиеся к умению быть Другим, остаются теми же.
До следующего письма.
Ваш Д. Кет.
Здесь я должен добавить, Читатель, что и "Зебры"
и "Древо Цели" в практике Д. С. применяются не только как методы
самоанализа, но и как средства психотерапии - и заочной, и очной. Когда
"Зебра" составляется в виде мнения одного -лица о другом, то она
превращается в Черно-Белую характеристику, особый вид
психотерапевтического общения. Отличие таких характеристик от обычных
порицании и похвал состоит, во-первых, в наивозможно скрупулезном
соблюдении "точных верхних" и "точных нижних" границ (чуть выше - уже
лесть, чуть ниже - уже клевета) и, во-вторых, в игровой условности,
принимаемой и понимаемой обеими сторонами.
Характеристики могут быть, по обоюдному соглашению, только Белыми или
только Черными.
Что же касается действительной точности наших "верхних" и "нижних"
границ, то это едва ли не самый сложный вопрос во всей психологии. Я не
думаю, что в этой части книги нам с вами удастся вникнуть в него
достаточно глубоко.
Письмо 2.
Дефицит внимания.
Заколдованный круг и любовь к сопернику
Дорогой К-!
...Итак, начинаете-с внимания. Приветствую, лучшей дебютной стратегии
не придумаешь. Осознать, самому обратить внимание, что тебе не хватает
внимания к Другому, - уже немалое достижение, практически дающееся, увы,
далеко не всем.
"Прошу внимания", "спасибо за внимание"... Начало начал, хлеб общения.
Нет внимания - ничего нет: человек отключен, человек в пустыне. И между
тем, какой обычный порок - недостаток внимания, простого внимания. "Ну что
вы толкаетесь?! Вы что, не видите?.." "Куда ты смотрел?.." Не догадался
предложить сесть... Человек вовсе не хам - он просто занят собой, он
невнимателен.
А ведь отсюда иногда полшага до преступления...
Насколько мы все чувствительны к недостатку внимания по отношению, к
своей персоне, настолько же тупы к недостатку его у себя по отношению к
другим. Я бы уже с первого класса школы ввел специальный ежедневный
урок-игру - Внимание к человеку. Только на поощрении!!! Даже с детского
сада, с ясель-конфеты бы дарил за это, игрушки. Насколько меньше было бы
тогда несчастных некоммуникабельных эгоцентриков, насколько меньше
разводов, производственных травм, конфликтов, насколько приятнее жизнь...
А сколько профессий требует рефлекса внимания, к Другому? Продавец,
официант, шофер, милиционер, портной, врач, парикмахер, учитель... Без
конца и без края. В общественное сознание давно вошло, как важен этот
рефлекс, поэтому выработано довольно много шаблонных "знаков вним-ания".
Знаки нужны, но само внимание нужнее стократ!..
Вы спрашиваете о причинах его нехватки. Причин множество, разного
порядка. Есть простая незрелость (ребенок), есть органическая
неспособность (болезнь, старость) и есть незаинтересованность,
невоспитанность, непривычка. Из причин, общих для всех, я бы выделил одну,
самую общую. А именно: общаясь, каждый волейневолей уделяет свое внимание
не только Другому, но и себе. Внимание, как деньги, вещь количественно
ограниченная - его объем сжат пространством и временем, поэтому "не
только" сплошь и рядом переходит в "не столько". Мы заняты собой-своими
делами, нуждами, интересами, настроениями, мыслями и т. д. - вот и все.
Для Другого просто не остается места. Простой, как мычание, эгоцентризм
- основа основ слепоты душевной и умственной.
...Но сказав "простой", я, конечно, оговорился.
И жизнь и профессия ежечасно трубят мне в уши, что самое простое в
человеке и есть самое сложное. Все-то дело в том, что внутренние преграды
внимания, как правило, не замечаются, основная беда, всеобщая, первичная -
эгоцентризм не сознательный, сформировавшийся как жизненная позиция (хотя
и этого, конечно, хватает), а бессознательный, непроизвольный, слитый с
недостатком внимательности в нерасторжимый заколдованный круг.
В нерасторжимый ли?..
Вот что получилось на моем Древе Цели, когда я занялся этой частью
Проблемы. (См. стр. 58-В. Л.).