Тема. Эволюция менеджмента

Научные школы и методы менеджмента

Период Главные проблемы предприятия Ключевые решения менеджмента Научные школы и подходы Основоположники Основные принципы
Нач 20 в- 1935 Эффективное функционирование крупной организации Формирование иерархических структур менеджмента Рационалистская школа Классический (традиционный, научный) подход, административная У. Тейлор, Гилбрет, Томпсон Файоль, Вебер, · основные функции управления · процессный подход к управлению · построение организации · централизация и децентрализация власти · власть и ответственность
1935-1955 Максимизация выпуска продукции и рост эффективности Рост производительности труда Человеческих отношений и поведенческих наук Фоллет, Мэйо, Маслоу, Мак-Грегор · человеческие потребности · психология и мотивация работников · конфликты (функциональные и дисфункциональные) · формальные и неформальные организации · авторитет и лидерство в коллективе · роль факторов, влияющих на эффективность труда
1955-1970 Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса Построение систем Системный подход   Организация представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение определенной цели (целей)
1970-1980 Эффективная реализация намеченных целей Формирование культуры организации Ситуационный подход Р. Стогдилл Пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно
1880-1990 Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям Инновационный мененджмент Ситуационный подход   Пытается определить, какие значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации
1990-… Макс. Использование всех возможностей менеджмента Лидерство Новые подходы   Применение менеджером лидерских качеств для достижения результата
Научное управление (Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гантт) · Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи · Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения · Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач · Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности · Отделение планирования и обдумывания от самой работы
Классическая школа (Файоль, Тейлор, Гилбрет, Джеймс Муни, А.К. Рейли) · Развитие принципов управления · Описание функций управления · Систематизированный подход к управления всей организацией
Школа человеческих отношений и поведенческих наук (Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо,Крис Арджирис,Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг ) · Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности · Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом
Количественные методы · Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей · Развитие количественных моделей в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях
Процессный подход · Рассмотрение управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций- планирования, организации, мотивации и контроля, а также связующих процессов- принятия решения и коммуникации
Системный подход · Рассмотрение организации как некой целостности, состоящей из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого
Ситуационный подход · Управление понимается как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию
Ориентация на инновацию, интеграцию, интернационализацию · фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями · тенденция международного разделения труда
Социальная ориентация · организации несут ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности , занятости, прибыльности и законопослушания и должны ответственно действовать в сферах защиты окружающей среды, здравоохранения, образования, культуры и спорта
Ориентация на теорию хаоса и сложности · применение методов, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями
             

Тема:. Понятие и содержание менеджмента.

Понятие менеджмент трактуется в мировой экономической литературе достаточно широко. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:

- объяснение природы управленческого труда;

- установление причинно–следственных связей в этой области;

- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;

- разработка методов эффективного оперативного управления;

- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организаций.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:

- организации – сложные социально-технические системы;

- люди, работающие в них, - главный фактор эффективности и функционирования;

- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;

- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;

- никто и никогда не может гарантировать правильность принятия решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. (рис.)

Управление включает три аспекта:

- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Понятие менеджмент трактуется в мировой экономической литературе достаточно широко. К основным определениям менеджмента можно отнести следующие.

1. Фундаментальный оксфордский словарь английского языка. Менеджмент - способ (манера) общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; административная единица.

2. Под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если она направлена на получение прибыли как конечного результата.

3. Менеджмент - междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения технических, экономических, социологических, психологических и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства.

4. Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, одновременно процесс деятельности и науку, имеющие дело со сменой состояний и качеств объекта, и имеет определенные закономерности и принципы.

5. Менеджмент может рассматриваться как организация управления предприятием, т.е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий их функционирования. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента: производственный, кадровый, инновационный, информационный, финансовый, налоговый, проектный, международный.

6. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности могли бы раскрыться лучшим образом, что способствовало бы повышению эффективности производства.

7. Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

8. Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной руками других.

Наши рекомендации