Развитие психодиагностики в 1950-е гг
В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 пуб- ликация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурос в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет.
В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых(WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. Шкала была стандар- тизирована на выборке, состоящей из 1700 человек обоего пола в возрасте от 16 до
64 лет. В этой выборке были пропорционально представлены лица, относящиеся к различным профессиональным и образовательным группам с учетом их географи- ческого местоположения и принадлежности к городской или сельской местности.
Векслер не предлагает собственного определения интеллекта, следуя спирме- новским представлениям о его структуре. Факторный анализ шкалы позволил вы- делить следующие основные факторы: общий интеллект (G), вербальный фактор, невербальный фактор и фактор памяти. Немного позднее была опубликована
1.3. Психодиагностика в XX в. 57
|
Родился 20 марта 1905 г. в Хиллтопе, деревне в предместье Бир- мингема (Англия) в семье заводчиков. Семья переехала в Южный Девоншир, когда будущему психологу исполнилось 6 лет. В юные годы он интересовался химией, однако знакомство с работами Сирила Барта определило выбор будущей профессии. В Лондон- ском университете Кеттелл получил все свои ученые степени: ба- калавр в области химии (1924), доктор философии по психоло- гии (1929), магистр в области образования (1932), доктор наук (1939).Тема его первой докторской диссертации — «Субъектив- ный характер познания и дочувственное развитие восприятия». Преподавательскую деятельность начал в Эксетерском универ- ситете с 1927 г. С1932 по 1936 г. — директор городской детской
клиники в Лейсэстере. В 1937 г. по приглашению известного американского психолога Торндайка начинает работу в Колумбийском университете США. В 1938 г. принимает предложение Стэнли Халла и становится профессором университета Кларка. Преподает в Гарварде с 1941 по 1945 г. С 1945 г. жизнь и деятельность Кеттелла связаны с Иллиной- ским университетом. В 1973 г. уходит в отставку. Однако уже в 1974 г. переезжает в Го- нолулу и становится профессором Гавайского университета и Гавайской школы профес- сиональной психологии. Основатель и первый директор лаборатории оценки личности и группового поведения в Иллинойском университете (1946). Один из основателей Инсти- тута тестирования личности и способностей (1РАТ). При его непосредственном участии было создано «Общество многовариативной экспериментальной психологии» и основан журнал этого общества — «Многовариативность исследования поведения». Кеттелл внес фундаментальный вклад в психологию личности и, несомненно, стал одним из тех психо- логов, которые определяли лицо этой науки XX в. Он опубликовал более 50 книг и 400 ста- тей, в которых развивал современную теорию личности, основанную на эмпирических данных, внес крупнейший вклад в психологические методы анализа и измерительные процедуры. Умер Раймонд Кеттелл 2 февраля 1998 г. в своем доме на Гавайях, работая до последнего дня, несмотря на тяжелые болезни, мучившие его много лет.
и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая
краткая форма Доппельта(Doppelt shortform, 1956).
Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неод- нократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, не- зависимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллектаР. Кеттел- ла, опубликованный в 1958 г. В дальнейших попытках измерения «чистого» ин- теллекта, как мы увидим далее, произойдут события, значение которых выходит за рамки собственно психологических исследований.
Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разрабо- танный в эти годы службой занятости США тест GATB(General Aptitude Test Bat- tery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбо- ра. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. Позднее, в
1970-е гг. будут собраны данные по обследованию примерно 25 000 работников разных профессий, а также учащихся. Подчеркнем то, что валидность GAТВ и по- зднее разработанных на его основе методик устанавливалась по профессиональ- ным критериям, а не по академической успешности, как это принято в тестах ин- теллекта.
58 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Гарольд Оливер Галликсен
Родился в 1903 г. в Вашингтоне. Степени бакалавра (1926) и магистра (1927) получил в Вашингтонском университете, затем продолжил образование в университете Огайо, где посещал семинары Терстоуна. В 1929 г. покидает университет в Огайо и работает ин- структором по психологии в Чикагском университете, где под руководством Терстоуна защищает докторскую диссертацию(1931).С 1933 г. работает в Чикагском университе- те как ассистент Терстоуна, занимаясь обработкой данных, полученных в первых иссле- дованиях, обращенных к изучению первичных умственных способностей. В последующие годыработаетвэкзаменационнойкомиссии,занимаясьразработкойтестовитеорети- ческими основами тестирования. Ассистент-профессор (1938) и ассоциированный про- фессорпсихологии(1942)Чикагскогоуниверситета.ВгодыВтороймировойвойныраз- рабатывает процедуры оценки для школ военно-морского флота, в том числе тесты для отбораофицеров. В1945г. профессор психологии Принстонскогоуниверситета. После создания Службы образовательного тестирования становится советником и директором Программ по психометрии в том же университете, сочетая эту работу с преподаватель- ской деятельностью. Уходит в отставку из университета в 1972 г., а позднее (1974) — из Службы образовательного тестирования. Основные работы Галликсена посвящены пси- хологическому шкалированию («Парные сравнения и логика измерения», 1946) и теории тестов («Теорияментальныхтестов»,1950), они многиедесятилетия оставалисьпризнан- ными руководствамидля всехработающихвэтой области специалистов и послужили ос- новой для разработки современной статистической теории тестов. Умер в 1996 г.
Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пяти- десятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников — так называемых факторных опросников.Одним из пионеров данного направления исследований стал Раймонд Кеттелл, который использует факторный анализ как средство снижения размерности описания личности — от множества словарных, бытовых названий свойств личности к немногочисленным, наиболее обобщенным факторам личности. Для него, в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упомина- лось ранее), факторный анализ служит методом выявления основных свойств лич- ности.Опубликованный впервые в 1950 г. и быстро ставший популярным среди психологов всего мира опросник 16 личностных факторов, или 16PF, — наиболее весомый результат исследований Кеттелла и его сотрудников.
Среди других личностных опросников стоит отметить шкалу проявлений тре- вожности Дж. Тейлор(1953). Тревожность впервые изучается не в качестве си- туативного явления, а как личностная особенность.
Продолжается развитие уже известных и позитивно зарекомендовавших себя личностных опросников. В первую очередь это, пожалуй, относится к MMPI. В 1951 г. публикуется уникальный атлас, предназначенный для содействия в ин- терпретации данных, получаемых с помощью этого опросника. Атлас содержит описание 968 клинических случаев с профилями MMPI для каждого. А Джордж Шалагер Велшв 1956 г. вместе со своими коллегами, бывшими студентами Гран- том и Л. Дальстром, публикуют ставшую классической «Хрестоматию по MMPI в психологии и медицине». Задания MMPI достаточно часто используются иссле- дователями для конструирования собственных опросников, например вышеупо- мянутой шкалы Дж. Тейлор.
Ганс Айзенк, вслед за Моудслейским медицинским опросником, предлагает в
|
|
1.3. Психодиагностика в XX в. 59
Джордж Шалагер Велш
Родился в 1918 г. в Кингстоне (Пенсильвания). Бакалавр (1940) и магистр (1943) Пенсиль- ванского университета. Доктор философии Миннесотского университета (1949). В годы войны работал психометристом в армейском центре. Позднее в качестве психолога в разных центрах и госпиталях. В 1956-1957 гг. профессор Института психологии во Фло- ренции. Клинические исследования начал в 1947 г. в Миннесотском университете. Его исследования были посвящены созданию невербального MMPI (задания в виде картинок, на которые нужно было ответить: «нравится — не нравится»), В 1953 г. в университете Северной Каролины начинает серию исследований, посвященных MMPI, итогом которых стала публикация широко известных работ-руководств по этому тесту. С 1963 г. Велш проводит исследования, посвященные креативности. Вводит два новых понятия: intel- lectence (способность пользоваться абстракциями) и origence (способность продуци- ровать новые идеи). Были опубликованы соответствующие шкалы для MMPI, Калифор- нийского психологического опросника и профессиональных интересов Стронга Бланка. Умер в 1990 г.
ского личностного опросникаи разрабатывался в соответствии с теоретически- ми воззрениями его автора.
Как известно, MMPI изначально был предназначен для обследования лиц, стра- дающих психическими заболеваниями. Как своеобразная альтернатива MMPI выступает Калифорнийский психологический опросник,предложенный X. Гоу- хом в 1956 г. В основном он базировался на заданиях из MMPI, но был предназна- чен для обследования нормальных индивидов. 18 шкал опросника были предназ- начены для идентификации качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.
В это десятилетие разрабатываются новые методики для измерения личности, отличные от традиционных опросников и ситуационных тестов. Разработанная Чарльзом Эгертоном Осгудом техника семантического дифференциала(1957) предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы- ми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т. д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фикси- рованных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще все- го выраженными с помощью прилагательных, например «контактный—замкну- тый»). На основе этой техники были созданы разнообразные конкретные психо- диагностические методики, нашедшие широчайшее распространение в психологи- ческих исследованиях.
Дальнейшее развитие получают методики вынужденного отбора, появившиеся еще в 1940-х гг. В частности, в предложенной В. Стефенсоном Q-классификации (1953) есть элементы, сближающие ее с семантическим дифференциалом. Выпол- нение заданий этой методики состоит в сортировке карточек с названиями свойств личности на группы (в зависимости от близости данного свойства обследуемому). Количество групп может быть выбрано произвольно, но обычно используются
9 групп, что удобно при статистической обработке данных.
Q-классификация, так же как и «Список личностных предпочтений» Алле- на Л. Эдвардса(1959), реализующий принцип попарных сравнений отдельных высказываний, дает в руки исследователя, возможность так называемой ипсатив- нойоценки личности. Иначе говоря, каждый полученный показатель приобрета-
60 Глава 1. История психодиагностики. Введение
|
Родился в 1916 г. в Соммервилле штата Массачусетс. Степень бакалавра получил в Дартмутском колледже (1939), степень док- тора философии в Йельском университете (1945). Работал вме- сте А. Гезеллом. С 1945 по 1949 г. работает в Коннектикутском университете, затем — в Иллинойском университете. В своих на- учных исследованиях он исходил из того, что теории, построен- ные по принципу «стимул-реакция» не могут объяснить сложного поведения, связанного с языком и мышлением. Он постулирует существование ненаблюдаемых реакций смысла. Разрабатывает теорию смысла, предполагая, что слова репрезентируют вещи, потому что представляют собой как бы сжатое повторение акту-
ального поведения по отношению к этим вещам. Совместно с Суси и Танненбаумом со- здает семантический дифференциал как инструмент объективного измерения смысла. Ч. Осгуд был активным борцом за мир. Полагал, что психологи могут внести большой вклад в этот процесс. По сути дела, предложенная им стратегия взаимных инициатив по снижению напряженности опередила известные политические решения ядерных дер- жав. Президент Американской психологической ассоциации (1963). Скончался в 1991 г.
ет свой смысл не при соотнесении с нормативными данными, а с другими показа- телями. Позднее появится Личностный опросник Эдвардса,последняя рестан- дартизация которого относится к 1990 г.
В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психо- логия личностных конструктов».Также была опубликована и новая методика ис- следования личности — методика репертуарных решеток.Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, одна- ко она значительно более универсальна и гибка. По сути дела, это матрица, кото- ру заполняет обследуемый или диагност. Столбцам матрицы соответствует опре- деленная группа элементов, в качестве которых могут выступать люди, понятия, звуки, цвета — все то, что интересует исследователя. Строки матрицы — конструк- ты или биполярные признаки, шкалы. Конструкты могут задаваться исследовате- лем либо выявляться с помощью специальных процедур. Заполняя репертуарную решетку, обследуемый оценивает каждый элемент по каждому конструкту. Ана- лиз репертуарной решетки позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Как видно из ска- занного, это не просто конкретная методика исследования личности, а, по сути, ди- агностический подход, позволяющий исследователю гибко приспособлять, как бы настраивать, решетку для решения интересующих его задач. Репертуарные мето- дики быстро становятся популярными, чему в последующие десятилетия будет способствовать их идеальная приспособленность для реализации в виде диалого- вых компьютерных программ.
Исследование взаимосвязей между перцептивными и личностными фактора- мив направлении, получившем название «Новый взгляд»,оказалось весьма про- дуктивным и способствовало выделению параметра полезависимости/поленеза- висимости, оказавшегося стилевой характеристикой, проявляющейся на разных уровнях функционирования индивидуума (не только на перцептивном, но и на личностном). В этот период начинается разработка тестов, позволяющих диагно- стировать различные параметры стиля: полезависимость/поленезависимость,
1.3. Психодиагностика в XX в. 61
Аллен Л. Эдвардс
|
Джордж Александр Келли
Родился в 1905 г. в г. Перт (штат Канзас). До получения степени бакалавра (1926) учился в Парк-колледже, Миссури. Магистр с 1928 г. (Канзасский университет). Также бакалавр Эдинбургского университета (1930). Доктор философии (Айовский университет, 1931). Работал психологом в военно-морской авиации. Профессор клинической психологии университета в Огайо (1946-1965). В 1950-е гг. предложил теорию личностных конструк- тов. В основе была идея о том, что любой человек интерпретирует окружающий его мир (конструирует модели), действует целенаправленно в соответствии с интерпретацией мира (поведение как эксперимент) и модифицирует сконструированные им системы в со- ответствии с результатами опыта. Несмотря на то что теория Келли неоднократно под- вергалась критике, разработанная им методика нашла достаточно широкое применение в психологических исследованиях. Умер Д. Келли в 1967 г. в Огайо.
аналитичность/синтетичность, рефлексивность/импульсивность и др. Наиболь- шую известность получил тест замаскированных фигур,предложенный Г. Вит- кином в 1954 г. (маскировка геометрической фигуры, которую должен был обна- ружить обследуемый, достигалась таким наложением линий, чтобы образовать скрывающую ее сложную фигуру).
По-прежнему внимание многих психологов, особенно работающих в клинике, обращено к проективным техникам. У почитателей методики Роршаха значитель- ный интерес вызывает обращение к психоанализу как теории интерпретации по- лученных с ее помощью результатов. Объемистый труд исследователя из Йель- ского университета Роя Шафера «Психоаналитическая интерпретация при те- стировании по Роршаху» (Psychoanalytic Interpretation in Rorschach Testing,1954) долгое время будет служить образцом подобного подхода. Среди новых рисуноч- ных проективных техник можно отметить тест Э. Вартегга(1953), предлагающий обследуемому выполнить рисунки, учитывая ранее изображенные в ограниченном пространстве графические знаки, каждому из которых приписываются определен- ные свойства, например волнистая линия — знак эмоциональности, возбуждения. Пополняет список проективных методик и оригинальный тест «Зверинец»(1950), разработанный Рене Заззо для обследования детей.
В середине 1950-х гг. в психодиагностике, прежде всего американской, скла- дывается направление, которое будет одним из основных в тестировании — изме- рение творчества. Этому способствует известное разочарование в тестах для опре- деления уровня интеллектуального развития, оказавшихся непригодными к ди- агностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативностивносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей.
62 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Пол Эверет Мил
Родился в 1920 г. в Миннеаполисе. Бакалавр Миннесотского университета (1941), док- тор философии того же университета (1945). Изучал количественные методы, бихевио- ризм. С этих позиций подходит к анализу психологических тестов. Это нашло отражение в его наиболее известной работе, в которой, по сути, противопоставляются клинический и статистический прогнозы. Ряд работ Мила, в том числе и совместно с Л. Кронбахом, по- священ проблемам валидности психологических тестов. Внес вклад в развитие MMPI. Последние исследования связаны с классификацией в психопатологии, которая, по его мнению, является проблемой прикладной математики. Один из основателей (1953) Мин- несотского центра философии науки. Президент Американской психологической ассо- циации (1962).
Оживленную дискуссию среди психологов, занимающихся тестами, вызвало появление книги Пола Эверета Мила«Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» (Clinical versus Statistical Pre- diction: A Theoretical Analysis and a review of the evidence, 1954). В этой работе сопо- ставлялась эффективность клинических заключений, относящихся к некоторому множеству тестовых или иных данных и тех заключений, которые могли быть получены с помощью статистических процедур, например уравнения регрессии. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Спорам об эффективности того или иного предсказания была суждена долгая жизнь в психодиагностике, и столкновения полярных точек зрения про- слеживаются в соответствующей литературе вплоть до конца XX столетия.
Важным событием этих лет, событием, касающимся всех исследователей в об- ласти тестирования, было то, что Комитет по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АРА, 1952), стремясь внести ясность в проблему ва- лидности тестов, выделяет четыре ее основных вида: критериальную, конкурент- ную, содержательную и конструктную. Развитию математико-статистического аппарата психологических измерений посвящены в этот период труды Ли Джо- зефа Кронбаха.Он посвящает их анализу внутренней структуры тестов, спосо- бам определения надежности и валидности. Несомненный интерес представляли и начатые в этот период исследования Георга Раша, разрабатывавшего модель кон- струирования психологических тестов. Он пытался создать шкалы, нормативные показатели которых были бы независимы от конкретной выборки стандартизации. Несмотря на использование этой модели в построении отдельных тестов, а также при компьютерном тестировании, многими психологами отмечается известная со- фистичность положений Раша.
Большое значение имело принятие АРА в 1953 г. первого свода «Этических стандартов психологов»,который в дальнейшем будет периодически обновлять- ся в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов. Проблемам распространения и использования тестов была посвяще- на большая часть этого документа. Наконец благодаря усилиям психологов АРА, а также участию Американской ассоциации образовательных исследований и На- циональному комитету по измерениям в образовании появляется настольная кни- га для всех, кто занимается разработкой тестов и их использованием, — «Техни-
1.3. Психодиагностика в XX в. 63
Ли Джозеф Кронбах
Родился в 1916 г. в Фресно (Калифорния). Бакалавр колледжа Фресно (1934), магистр Ка- лифорнийского университета (1937), доктор философии Чикагского университета (1940). На первых этапах образования уделял основное внимание химии и математике, но уже перед окончанием колледжа прослушал учебные курсы по психологии. С 1940 по 1946 г. преподает психологию в колледже штата Вашингтон, в это же время начал работу над своей самой известной и неоднократно переизданной книгой, ставшей настольной для всех изучающих психодиагностику, — «Сущность психологического тестирования». Крон- бах позднее занимается военными тренировочными программами, а в 1946 г. возвраща- ется в Чикагский университет, где работает в качестве профессора до 1948 г. Профес- сор психологии образования Иллинойского университета (1948-1964). Исследования в области статистики привели его к открытию формулы определения надежности тестов, известной как «коэффициент альфа». Много внимания уделял развитию математико-ста- тистического аппарата психологических измерений. Известны также его работы в обла- сти психологии образования и психологии личности. Вел активную организационную ра- боту в научной области, президент Американской психологической ассоциации (1955-
1957). Скончался в 1994 г. в Атертоне (Калифорния).
ческие рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» (1954). С этого документа начинается упорядочение диагностической деятельно- сти психологов, закладывается ее нормативно-правовая основа.
Среди событий 1950-х гг. нельзя не упомянуть и публикацию «Руководства подиагностикеистатистикепсихическихрасстройств»(DSM, 1952),подготов- ленного Американской психиатрической ассоциацией. Этб была новая классифи- кация психических расстройств, которая не могла не повлиять на разработку пси- ходиагностического инструментария. Впоследствии ряд методик будет разраба- тываться как бы под этот классификатор, в первую очередь это относится к тестам, предназначенным для использования в клинике.