Анализ психологических текстов. Прочитайте статью А.Н. Леонтьева «Общее понятие о деятельнос­ти» [21, С

Прочитайте статью А.Н. Леонтьева «Общее понятие о деятельнос­ти» [21, С. 93-101] и ответьте на следующие вопросы: 1) Какие два положения, касающиеся внутренней деятельности, автор называет «капитально важными»? 2) Что такое, по мнению А.Н. Леонтьева, действие? 3) Какие единицы человеческой деятельности образуют ее макроструктуру? 4) Чем опосредуется и регулируется деятельность субъекта?

Психологическая диагностика

Используя методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи»А. А. Реана [Приложение 1, с. … ], проведите самодиагностику мотивации достижения и избегания неудачи. Сделайте вывод о преобладании тех или иных мотивов, необходимости (возможности) их коррекции.

Тематика рефератов

v Мотивация достижения и избегания неудач.

v Вредные привычки.

v Деятельностный подход в современной психологии.

1.4. Ощущение и восприятие

Литература: 2, 3, 7, 9, 11-16, 18- 22, 26, 35

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Познавательные процессы и их виды.

2. Понятие ощущений.

3. Свойства и классификация видов ощущений.

4. Закономерности ощущений.

5. Понятие восприятия.

6. Свойства и виды восприятия.

7. Развитие сенсорно-перцептивной сферы школьника.

Требования к компетентности:

· понимать сущность процессов ощущения и восприятия;

· знать свойства ощущений и восприятия;

· уметь определять понятия: «ощущение» и «восприятия»;

· уметь различать закономерности ощущений;

· знать психологическую характеристику видов ощущений и восприятия;

· знать условия развития сенсорно-перцептивной сферы школьника, уметь их учитывать в профессиональной деятельности.

Тестовый контроль

1. Психические познавательные процессы – это:

а) психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;

б) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта;

в) наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, типичные для нее;

г) качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.

2. Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы:

а) восприятие;

б) ощущение;

в) воспроизведение;

г) правильных ответов нет.

3. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения:

а) интерорецептивные;

б) проприорецептивные;

в) зрительные;

г) химические.

4. Ощу­щения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регу­ляцию наших движений:

а) осязательные;

б) проприорецептивные;

в) статические;

г) двигательные.

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

6. Восприятие – это:

а) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент;

б) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ);

в) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств;

г) все ответы правильные

7. Произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью, при участии произвольного внимания и выступает как самостоятельная деятельность:

а) направленность;

б) апперцепция;

в) наблюдение;

г) правильных ответов нет.

8. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибилизацией.

9. Восприятие предметов в различных условиях как относительно постоянных – это свойство:

а) иллюзия;

б) константность;

в) целостность;

г) предметность.

10. Целостное восприятие предмета или ситуации объясняется тем, что мы отражаем раздражитель:

а) как абсолютный;

б) на фоне других раздражителей;

в) в соотношении с другими раздражителями;

г) правильные ответы - б) и в).

Наши рекомендации