Анализ психологических текстов. Прочитайте статью А.Н. Леонтьева «Общее понятие о деятельности» [21, С
Прочитайте статью А.Н. Леонтьева «Общее понятие о деятельности» [21, С. 93-101] и ответьте на следующие вопросы: 1) Какие два положения, касающиеся внутренней деятельности, автор называет «капитально важными»? 2) Что такое, по мнению А.Н. Леонтьева, действие? 3) Какие единицы человеческой деятельности образуют ее макроструктуру? 4) Чем опосредуется и регулируется деятельность субъекта?
Психологическая диагностика
Используя методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи»А. А. Реана [Приложение 1, с. … ], проведите самодиагностику мотивации достижения и избегания неудачи. Сделайте вывод о преобладании тех или иных мотивов, необходимости (возможности) их коррекции.
Тематика рефератов
v Мотивация достижения и избегания неудач.
v Вредные привычки.
v Деятельностный подход в современной психологии.
1.4. Ощущение и восприятие
Литература: 2, 3, 7, 9, 11-16, 18- 22, 26, 35
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Познавательные процессы и их виды.
2. Понятие ощущений.
3. Свойства и классификация видов ощущений.
4. Закономерности ощущений.
5. Понятие восприятия.
6. Свойства и виды восприятия.
7. Развитие сенсорно-перцептивной сферы школьника.
Требования к компетентности:
· понимать сущность процессов ощущения и восприятия;
· знать свойства ощущений и восприятия;
· уметь определять понятия: «ощущение» и «восприятия»;
· уметь различать закономерности ощущений;
· знать психологическую характеристику видов ощущений и восприятия;
· знать условия развития сенсорно-перцептивной сферы школьника, уметь их учитывать в профессиональной деятельности.
Тестовый контроль
1. Психические познавательные процессы – это:
а) психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
б) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта;
в) наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, типичные для нее;
г) качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени.
2. Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы:
а) восприятие;
б) ощущение;
в) воспроизведение;
г) правильных ответов нет.
3. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения:
а) интерорецептивные;
б) проприорецептивные;
в) зрительные;
г) химические.
4. Ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений:
а) осязательные;
б) проприорецептивные;
в) статические;
г) двигательные.
5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:
а) нижний абсолютный;
б) дифференциальный;
в) временный;
г) верхний абсолютный.
6. Восприятие – это:
а) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент;
б) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ);
в) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств;
г) все ответы правильные
7. Произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью, при участии произвольного внимания и выступает как самостоятельная деятельность:
а) направленность;
б) апперцепция;
в) наблюдение;
г) правильных ответов нет.
8. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека называется:
а) инсайтом;
б) перцепцией;
в) апперцепцией;
г) сенсибилизацией.
9. Восприятие предметов в различных условиях как относительно постоянных – это свойство:
а) иллюзия;
б) константность;
в) целостность;
г) предметность.
10. Целостное восприятие предмета или ситуации объясняется тем, что мы отражаем раздражитель:
а) как абсолютный;
б) на фоне других раздражителей;
в) в соотношении с другими раздражителями;
г) правильные ответы - б) и в).