Различия житейских и научных психологических знаний
Житейские психологические знания | Научные психологические знания | |
Конкретны, приурочены к определенным ситуациям Являются результатом субъективного опыта данного человека Передача от одного человека к другому затруднена Носят интуитивный характер Ограниченны | Обобщены Используют понятия, полученные экспериментальным путем Накапливаются и передаются через систему законов и понятий Рациональны и осознанны Постоянно расширяются |
Появлению психологии способствовало развитие естественных наук и философии. Психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Психология – это наука о психике и психических явлениях человека.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом внутренней модели внешнего мира и регуляции на этой основе собственного поведения и деятельности. [1]
Предметом психологии является психика человека, включающая в себя субъективные психические явления и психические явления, наблюдаемые в группах.
К психическим явлениям обычно относят: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности и группы.
Задачей психологии является исследование психических явлений.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, при помощи которых человек познает окружающий мир. Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Иногда как отдельную группу психических процессов выделяют неосознаваемые процессы, которые протекают вне контроля со стороны сознания человека.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом, влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать (или тормозить) деятельности человека. Психические состояния имеют объективную и субъективную обусловленность.
Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.
Уровень развития психических свойств, особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами, это – человеческое общение, взаимодействие в группах. Групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства (схемы 1, 2).
Схема 1
| |||||||||||||
|
|
Схема 2
Общие понятия и частные явления, изучаемые в современной психологии, приведены в табл. 2 [1].
Таблица 2
Примеры общих понятий и частных явлений,