Фактор прошлого опыта и новизны
И. К. Стронг: привлечение внимания в рекламе сходства деталей рекламного объявления с предшествующим опытом человека. Фактор прошлого опыта в рекламе он находил более сильным, чем фактор новизны. Напротив, другие психологи считали фактор новизны в рекламе самым сильным фактором, привлекающим внимание потенциального потребителя (К. Marbe, V. Mataja). Этот спор часто возникает на практике и в настоящее время.
Уникальное торговое предложение
Характер и содержание рекламного сообщения: личная выгода покупателя/клиента, уникальное торговое предложение (УТП), напоминание о фирме, товаре, услуге Теория УТП была разработана в начале 40-х годов и подробно рассмотрена в работе Р. Ривза (1994) «Реальность в рекламе».
Согласно этой теории, УТП состоит из трех частей.
1) Каждое рекламное объявление должно сделать потребителю какое-то четко сформулированное предложение. Это должны быть не просто слова или крикливые восхваления товара, а решение конкретной проблемы.
2) Предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может выдвинуть, либо просто но определенным причинам не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Его уникальность всегда связана либо с уникальностью товара, либо с утверждением, которого еще не делали конкуренты. Если товар нельзя изменить, и он объективно ничем не отличается от других, то можно рассказать о нем публике что-то такое, о чем раньше никогда не говорили.
3) Предложение должно быть настолько сильным, чтобы привлечь к потреблению товара новых потребителей. Рекламная кампания, подчеркивающая незначительные отличия, которые потребитель не в состоянии уловить, как правило, только увеличивает вероятность провала товара на рынке.
Специфические особенности основных видов рекламы
ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА
Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл - СПЕЦИФИКА:
1. Через газету люди отождествляют себя с обществом в целом.
2. Газета помогает человеку не чувствовать себя оторванным от остальных, оторванным от мира, от местной общественности.
3. Авторитет газеты подкрепляется верой в то, что в отличие от средств распространения информации, полагающихся на мимолетное устное слово, она в какой-то мере отвечает за все напечатанное, и ей всегда можно предъявить претензии.
4. Газетная реклама привычна благодаря непосредственному контакту.
Требования:
- Соотношение размеров объявления и количества его публикаций
- Г. Мюнстерберг: рекламное объявление в одну четверть страницы лучше воспринимается, если оно встречается испытуемому четыре раза, чем, если бы объявление в целую страницу попалось бы ему на глаза один раз. В
- У. Дж. Скотт: количество повторений рекламных объявлений, предъявляемых испытуемым, имеет гораздо большее значение для психологического воздействия, чем их величина. Кроме того, рекламные объявления для мужчин эффективнее делать по 1/4 страницы и размещать не менее четырех раз, а объявления для женщин лучше макетировать размером 1/8 страницы и размещать не менее восьми раз. Эти же данные в целом были экспериментально подтверждены другим американским исследователем — И. К. Стронгом.
- Газетные и журнальные объявления должны иметь строку не более 8 см
- Место размещения на странице
|
| |||
- Размещение на разных страницах
Д. Старч: объявление, помещенное на разных страницах рекламного буклета, привлекает внимание читателей в различной степени. на первой и последней страницах, привлекают внимание в 100% случаев, то объявления на второй и предпоследней, а также на средних страницах замечаются лишь в 50%, остальные реже, не считаю телепрограмму
- Наличие белых полей (Кеннинг).
- Помещение в единственном числе рядом с важными редакционными материалами, а не в контесте других рекламных объявлениях. Конечно, существуют специализированные рекламные газеты, но здесь основной эффект достигается тем, что объявления публикуются в массовом издании и вероятность его прочтения человеком, нуждающегося в рекламируемом товаре, становится выше.
- Дизайн самого объявления и степень его контрастности по отношению к прочим материалам полосы.
РАДИОРЕКЛАМА
Недостатки относительно других каналов СМИ:
1) сложность фиксации внимания слушателя на конкретных радиообъявлениях,
2) мимолетность звучания, не дающая возможности прочного запоминания даже интересующей потребителя информации.
3) Отсутствие визуальных факторов
Достоинства:
1) частотность, многократность повторением одного и того же обращения.
2) многообразные резервы голосовой модуляции. Включает:
· тон,
· тембр
· сочетание темпа и пауз
· ритм звучания (логические и эмоциональные ударения
· громкость фраз, и высота их звучания
3) эффективный канал в первую очередь для информирующей рекламы.
Звуковой фон.(речь, музыка, шумы)
Являясь фоном к изображению, эти элементы воздействуют на бессознательном уровне.
1.Речь связанна с голосовыми особенностями или паралингвистическими характеристиками (темп речи, высота голоса, тембр задает интонацию, громкость). Фонетический анализ должен оценивать легкость говорения и открытость слогов. Открытые гласные легко воспринимаются и усваиваются. Сочетание звонких гласных (дж, дз, чт…) могут оказать гипнотическое воздействие.
Голос в рекламе требует серьезной постановки, но на современном этапе критериев оценки привлекательности голосов нет. Нужна экспертная оценка незаинтересованных людей.
Восприятие голоса происходит спонтанно и подсознательно, могут усиливать или ослаблять эффект.
2.Музыка создает эмоциональное состояние, на фоне которого, воспринимается голос. Программирующим приемом является смена ритма и громкости. Большое значение имеет смена тональности и ее связь с ритмами сердцебиения и дыхания.
Громкость музыки по окончании текста служит приемом, закрепляющим в памяти рекламный текст.
3.Шумы и другие звуки привносят элемент достоверности и усиливают внушающее воздействие рекламы.
Требования к радиорекламе:
1. Продолжительность
Лучше всего воспринимается рекламное радиосообщение продолжительностью от 30 секунд до 1 минуты, сопровождающееся музыкой. В более короткий аудиоролик слушатель не успевает «врубиться», более длинный его утомляет.
2. Скорость проговаривания текста радио-рекламы:
за 10 секунд — примерно 20-25 слов,
за 30 секунд — 60-70 слов,
1 минута — 130-140 слов.
Более высокая скорость затруднит восприятие радиорекламы, более медленное сообщение воспринимается как тягучее и занудное.
3. Главная информация подается в самом начале
Большинство людей слушают радио «вполуха», внимание сосредотачивается на радиопередаче время от времени и лишь тогда, когда что-то их заинтересует. В течение первых секунд слушатель должен понять, о чем идет речь в радио рекламе, иначе он не станет вслушиваться в такую рекламу. Если за первые 3-5 секунд реклама его не заинтересовала, то время упущено: его внимание «уплывет» и если будет позже сказано что-то интересное для него, то маловероятно, что это до него дойдет.
4. Инерционность восприятия и повторения.
Потребители соображают о том, что рекламный радиоролик представляет для них интерес, только тогда, когда интересующее их сообщение уже закончилось. Поэтому даже в кратком рекламном объявлении нужно дважды повторить адрес, номер телефона и т.п. — с целью их лучшей запоминаемости.
5.Правильное описание товара
Поскольку по радио нельзя показать рекламируемый товар, не нужно рассказывать слушателям о его внешнем виде и использовать визуальные образы в описании, лучше говорить о его функциях и выгодах, которые он приносит..
6. Эмоциональность речи
Сложные логические аргументы в радиорекламе воспринимаются плохо, рассказ должен быть максимально простым и эмоциональным. Эмоциональность речи нужна для того, чтобы между радио-диктором и слушателем на эмоциональном уровне установился положительный межличностный контакт. Тогда происходит психологический эффект переноса симпатии к диктору на то, что он говорит.
7. Пол диктора.
- Представление «женского» товара мужским голосом воспринимается большинством женщин лучше. К нему выше уровень доверия, чем к «женскому товару женским голосом».
- Аналогично, мужчины при прочих равных более высоко оценивают радиоролики «мужской товар женским голосом».
- «Товар общего потребления», который рекламируется женским и мужским голосами одновременно (т.е. в одном аудиоролике есть и диктор-мужчина, и диктор-женщина) женщинами оценивается как более «искренний». В то же время мужчины такое чередование голосов не очень любят. Они его считают «суетливым».
8. Музыкальный фон. Должен вызывать у слушателей эмоции, соответствующие рекламному сообщению, а не существовать сам по себе. Супермодный хит может стать центром внимания и оттеснить смысл рекламного сообщения на второй план.
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА
Виды наружной рекламы: вывеска, витрина и плакат.
Вывеска – это стационарно закрепленный визуально выразительный краткий текст у входа в учреждение, сообщающий о характере его деятельности.
Витрина – рекламный жанр, являющий собой композиционно продуманное сочетание прямой демонстрации товаров с их муляжами и подсобными декоративными предметами в застекленных вместилищах.
Плакат – непериодическое листовое изобразительное издание, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. Плакат отмечает совмещение текста и изображения, в котором визуальная составляющая занимает большую часть поверхности.
Наиболее важные параметры эффективности наружной рекламы:
1.Освещение
Освещение может быть:
- общим, разлитым по всему помещению или по всей поверхности;
- специальным (напольным, настенным, подпотолочным);
- широкого радиуса (прожекторы);
- в виде плотного пучка, предназначенного для концентрации внимания в конкретных точках обзора.
Психологическое значение имеют:
- нужный оттенок освещения;
- источники освещения;
- распределение света в помещении.
Независимо от конкретного сочетания осветительных приборов целесообразно стремиться к обеспечению:-
- оптического удобства, т. е. такого качества освещения, которое создает нормальные для зрения условия;
- совершенства общей картины освещаемой поверхности, улучшающей ее внешний вид и создающей подходящую атмосферу;
- высокой эстетичности или декоративности источников света, т. е. дизайна осветительных приборов.
- Учет эффекта Пуркинье. Суть данного эффекта состоит в том, что рекламный щит или плакат без искусственной подсветки при внешнем ослаблении освещения дает совершенно иное цветовое впечатление по сравнению с тем, каким он выглядит при полном дневном освещении. В частности, при ослаблении освещения цвета красной половины спектра темнеют сильнее, чем цвета сине-фиолетовой его половины.
Напротив, рекомендуется избегать:-
- холодного освещения, ослабляющего впечатление от освещаемых объектов (товаров);
- перегрева, вызываемого определенными осветительными приборами;
- создания слишком затемненных участков освещаемой поверхности;
- нежелательных эффектов отраженного света.
2. Соотношения времени восприятия рекламных объявлений и способам подачи
рекламных материалов
Большинство наружной рекламы – на бегу – «боковым зрением», необходимо минимум и особенно броских элементов
Более информативной реклама может быть: останвоки, перекрестки, ларьки, памятники, внутри транспорта
3. Определение оптимального баланса между количеством текста и изображения (графические образы: цветные фотографии, рисунки, пиктограммы)
4. Возможность прочтения, понимания, запоминания рекламного сообщения (изображения и текста) при тахистоскопическом предъявлении фотографии оцениваемого объекта.
5. Написание текста по параметрам: см. общие требование
6. Степень контраста между фигурой (текстом, эмблемой, рисунком и др.) и фоном
Для плакатов и баннеров, вывесок.
1. Угол установки плоскости щита по отношению к направлению автомобильного или к пешеходного движения.
2. Высота расположения щита над уровнем земли (в метрах).
3. Количество проезжающего в пределах отчетливой видимости щита автотранспорта (определяется на основе видеозаписи с фиксированной экспозицией).
4. Количество пешеходов в пределах отчетливой видимости щита (определяется на основе видеозаписи с фиксированной экспозицией).
5. «Работа» щита в ночное время.
6. Эстетическое соответствие щита окружающему фону (местности, здания и пр.).
7. Выделяемость щита (фигуры) на фоне конкурирующей рекламы.
8. Выделяемость щита (фигуры) на фоне окружающей местности.
9. Наличие факторов, ограничивающих скорость автотранспорта (светофоров, постов ГАИ, частых автомобильных пробок и т. д.) в местах, находящихся в области восприятия щита.
10. Наличие в области восприятия рекламного щита мест скопления людей (автобусные и др. остановки, киоски, пешеходные переходы, исторические и др. достопримечательности и т. д.).
11. Безопасность щита для движения пешеходов и автотранспорта.
Для витрин
1.Количество предметов.
Нечетное количество. Правило 7+ - 2
2. Расположение предметов
Направление взора прохожих при взгляде на витрину попадает в основном на ее среднюю вертикальную треть. Находящиеся там предметы замечаются прохожими в 2 раза чаще, чем лежащие сбоку (Блюменфельд). Вещи же, лежащие внизу замечаются в 10 раз лучше, чем расположенные вверху
2. Композиция. Продуманная композиция витрины должна иметь опорный центр, в первую очередь привлекающий внимание зрителя. Этот центр должен лежать на уровне глаз зрителя среднего роста – приблизительно в 150-160 см от уровня земли.
3. Установлено, что нечетное число объектов витрине воспринимается острее и больше действует на зрителя, чем четное.
4. Привораживающее воздействие на прохожих оказывают витрины, гда используется механическая или световая динамика. Даже простые формы движения – непрерывно вращающиеся манекены, движущиеся игрушки, модели, движущийся свет, текст, импульсивные вспышки, - сразу привлекают внимание
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА.
Особенности:
1) +более личностный характер. Они передают теплоту человеческого голоса, эмоции. Доверие
2) +есть возможность продемонстрировать рекламируемые товары в действии.
3) +Благодаря изображению, звуку, движению и цвету, отмечают исследователи, телевидение обеспечивает высокую степень вовлечения зрителя в происходящее на экране.
4) +Использует и устные, и письменные, и изобразительные ресурсы, воздействуя таким образом, на слуховые и зрительные рецепторы одновременно, повышая эффективность восприятия.
5) – идет блоками. Трудно выделиться на фоне других
Требования к построению телевизионного рекламного сообщения:
1. Привлечение внимание. Выделение рекламной единице из массива:
- звуковой отгарничение громкая музыка,
- яркий или необычный цвет фона,
- движение (слева направо)Движущаяся реклама воспринимается более ярко, движение ассоциируется с восхождением ↑, если говорим, что снять напряженность, то с нисхождением ↓
- сочетание предметов в необычной обстановке
2. Единство и комплексное соответствие:
- самого товара
- содержания или сюжета
- музыкального сопровождения
- словесной озвучки
- образов
3. Сюжет. Дб.:
- соответствующим товару
- оригинальным
- динамичным
4. Расположение рекламы на пространстве экрана.
28% | 33% |
16% | 23% |
Верхняя часть – 50-60 % внимания.
Нижняя часть – 40-45 % внимания.
Расположение слева воспринимается более эмоционально, чем то, что справа Движение взгляда по пространству располагается:
5. Использование одного из приемов, обеспечивающих привлечение товара:
· Обращенный прямой взгляд, даже среди толпы тот, кто смотрит прямо в камеру, оказывается в центре внимания.
· Обращение к коллективному «МЫ» («это по нашему» обращение к подросткам).
· Указание на элитарную группу.
· Масштабные образы, связанные с национальными, историческими персонажами.
· Показ привлекательных кадров (волшебный пейзаж, красивый человек).
· Сексуальный раздражитель (обнаженность, поцелуи, предвосхищение интимных отношений).
· Прямое декларирование сверхценностей (« хотите стать здоровым, богатым»).