В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
I. Раскольников – герой нового типа – альтернатива образу «новых людей», созданному Н.Г.Чернышевским.
II. Образ Родиона Раскольникова.
1. Детство:
- любящая семья;
- атмосфера доверия и дружбы;
- первый сон Раскольникова как отражение впечатлений детской души.
2. Социальный статус:
- студент юридического факультета – принципиальный факт, так как именно юристы занимаются законностью;
- беден, вынужден сам зарабатывать себе на пропитание и на оплату учёбы (частные уроки, переводы, статьи);
- материально его поддерживает семья (мать и сестра);
- типичная судьба разночинца.
3. Черты характера:
- доброта и благородство:
а) отдаёт деньги семье Мармеладова;
б) спасает от преследования пьяную девочку на бульваре;
в) одна из причин убийства процентщицы – помочь матери и оградить сестру от постылого замужества;
- аналитический ум;
- решительность;
- тонкая душевная организация, нервозность.
4. Теория Раскольникова и хроника преступления:
- содержание теории: разделение всех людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих», то есть на сильных личностей, которым многое позволено, даже «переступить через кровь», и тех, чьё единственное «право» - быть жертвой;
- причины, побудившие Раскольникова сделать «пробу»:
а) помочь семье – избавить Дунечку от унизительного брака с Лужиным;
б) убить никчёмную старуху и на её деньги помочь многим бедным талантливым людям выбраться из нищеты, принести пользу людям;
- события, подталкивающие героя к преступлению:
а) подслушанный разговор студента с офицером;
б) исповедь Мармеладова;
в) сцены из уличной жизни: судьба пьяной девочки на бульваре, утопленница;
г) собственное бедственное положение;
д) обстановка нищеты и беспросветности – мрачные картины быта Петербурга;
- воплощение замысла:
а) запланированное убийство Алёны Ивановны;
б) случайное двойное убийство невинной и по-детски беззащитной Лизаветы и её нерождённого ребёнка.
5. Несоответствие теории душе героя (композиция романа – большая часть о наказании, а не о преступлении):
- Раскольников не воспользовался деньгами, взятыми у старухи;
- он испытывает тяжкие душевные муки («...если бы я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был!»);
- чувствует себя отрезанным от всего мира.
6. Система образов в отношении к теории Раскольникова:
- образы униженных и оскорблённых, подтверждающие несправедливость этого мира (Мармеладов, Катерина Ивановна);
- образы-двойники Раскольникова – в практической жизни руководствуются теорией «всё дозволено» (Свидригайлов, Лужин);
- образы, опровергающие теорию Раскольникова (Дунечка, Разумихин, Порфирий Петрович, Сонечка Мармеладова).
7.Значение образа Сони Мармеладовой в судьбе героя и конфликте романа:
- близость судьбы Сони и Родиона Раскольникова (оба преступили черту – убийца и блудница);
- принципиальное различие: идейное противостояние (Соня, став проституткой, сохранила душу: в основе её падения – жертвенность; Раскольников, убив старуху и Лизавету, «убил себя»: в основе его преступления – гордыня и духовное падение);
- роль Сони в покаянии Раскольникова: её отношение к жизни, диалоги с Раскольниковым помогают герою заново увидеть мир, понять, что разделение людей на две категории аморально и преступно, подвигают героя к раскаянию и покаянию.
8. Отношение автора к герою определяется отношением к античеловечной теории Раскольникова: человек, подчиняющий себя подобной идее, обречён на попадание в ад. Спасение – не в наказании извне, а только в искреннем покаянии и искуплении, причём не формальном (покаяние Раскольникова на площади, признание у следователя), а внутреннем (приходящем к герою на каторге).
9.Средства раскрытия образа:
- портрет;
- поступки (помощь другим, убийство);
- описание психологического состояния героя (болезнь Раскольникова, ощущения «оторванности от всего мира», нелогичность поступков);
- сны Раскольникова – отражение его внутренней жизни;
- монологи и диалоги героя;
- отношения с другими персонажами.
III. Интерес Достоевского к социальным процессам, происходящим в России. Губительность ложных теорий, подчиняющих души людей, лишая их человечности. Образ Раскольникова – прообраз всевозможных «антигероев» и идей XX века, которые провозглашали идеи возможности избранных личностей решать судьбы людей и всего человечества.
Итак, Раскольников – разночинец, бедный студент, совершает убийство старухи-ростовщицы.
? Какой это герой – отрицательный или трагический?
Очень чутко, во многом пророчески, Достоевский понял уже вXIX веке