Перечислите, что вам не нравится в группе и в лидере

Скорее всего, вам ответят, что все нравится. Это стандартный ответ членов сект, в которых запрещено критиковать группу и ее лидера.

Теперь поговорим о мерах предосторожности для тех, кто случайно попал на какой-то семинар или лекцию. Если вы не один, а с другом, то первым признаком того, что вы находитесь в деструктивной секте, послужит то, что вас с другом постараются под любым предлогом рассадить. Обычно это делается незаметно: один из членов секты вступает в беседу с вашим приятелем, а другой в это время начинает задавать вопросы вам. Ни в коем случае не расставайтесь с другом. Вы должны быть все время вместе. Если вас заставят подчиниться общим правилам или начнут оказывать на вас давление, поворачивайтесь и уходите. Если вы внезапно поймете, что попали на установочную сессию, где вас знакомят с какой-то доктриной, немедленно уходите. Если вам попытаются помешать, громко скажите, что не желаете, чтобы вами манипулировали. Чем громче вы это скажете, тем быстрее вас проводят к выходу.

Не поддавайтесь соблазну «дойти до самой сути», иначе любопытство вас погубит. Помните о том, что ваша неуязвимость — это иллюзия. Одному богу известно, сколько людей попалось на крючок и было завербовано в подобные организации только потому, что они считали себя умными, сильными и способными «выкрутиться» из любой ситуации.

Часть V

Технология освобождения от психологического контроля

Глава 27

Ключи от ларца сознания

Если психологический контроль можно установить, то его можно и снять, каким бы длительным и напряженным ни был этот процесс. Нейропсихологами и психотерапевтами разработаны различные методы освобождения от психологического контроля. Члена деструктивной секты можно спасти, если этим займется грамотный консультант-психолог. Кстати, запомните, что лучшими консультантами становятся специалисты, которые сами побывали в деструктивной секте! При этом консультант должен ставить перед собой задачу не только помогать людям выходить из сект, но и способствовать восстановлению их психического здоровья, когда они окажутся вне секты. Это сложный, длительный и кропотливый процесс, которым должен заниматься профессионал. Здесь мы не будем акцентировать внимание на специфике его работы, а только вкратце расскажем о технологии освобождения от психологического контроля.

Прежде всего, с членом секты нужно выстроить дружеские и доверительные отношения. Для этого порой достаточно воспользоваться невербальным языком общения, например, просто копировать язык его тела. Нельзя говорить угрожающим тоном, все вопросы надо задавать спокойно и доброжелательно. Не стоит выносить категоричных суждений и оценок. Здесь очень помогут методики нейролингвистического программирования.

Общение должно быть «целевым», как в бизнесе. Обычно члены семьи и друзья общаются эмоционально и выкладывают друг другу все «как на духу». Ведь в нормальных условиях близкие люди во время общения не ставят перед собой задачу оказывать влияние. А вот целевое общение позволяет оказывать влияние на людей в желаемом направлении. Цель психологического консультирования в данном случае состоит в том, чтобы вывести человека из секты. Для этого нужно не только составить конкретный план действий, но и выяснить, кто этот человек, на которого нужно оказывать влияние. Необходимо понять его «изнутри».

Когда великий актер готовится к роли, сначала он тщательно изучает характер персонажа, которого ему предстоит сыграть, и обращается к самым разным источникам информации, чтобы понять, как живет его персонаж. Актер мысленно лепит образ этого персонажа и «вживается» в него, забывая о себе, о собственных убеждениях и ценностях. Затем он выходит на сцену и смотрит, находит ли созданный им образ эмоциональный отклик в душах зрителей. Принцип таков: делай то, что работает. Если актер ошибся, он должен сменить образ и попробовать другие подходы, но он всегда помнит, какую преследует цель.

Подобно актеру, консультант-психолог должен «войти в роль» и «перевоплотиться» в человека, которого он консультирует, или хотя бы представить себя в его образе. Он должен изучить карту реальности клиента и вживаться в эту «реальность», периодически «включаясь» и «отключаясь». Чем доверительнее отношения, тем быстрее специалисту удается смоделировать личность члена секты и «вжиться» в этот образ. Став «им», консультант может разобраться, что нужно сказать и сделать, чтобы помочь человеку вновь обрести контроль над собственной жизнью. Но для этого консультант должен располагать определенной информацией об этом человеке, а такой информацией его могут снабдить только друзья или родственники члена секты.

Консультант должен знать: 1) о личности этого человека до вступления в секту, 2) каков типичный член данной секты, 3) какова личность этого человека в секте.

Итак, он должен знать, каким этот человек представлял себя и мир, какие видел в себе недостатки и достоинства, какими ему казались его взаимоотношения с окружающими до вступления в секту и сейчас. Кроме того, необходимо знать систему представлений типичного члена секты. Сравнение трех этих «образов» позволит судить о том, как и в каком направлении трансформировалось мировоззрение члена секты. О прошлой, реальной, личности нынешнего члена секты лучше всего расскажут его фразы, которые смогут вспомнить и пересказать его друзья и очень близкие люди. «Истинная» личность члена секты может рассказать, какими «ключами», где и в каком порядке нужно пользоваться.

Далее нужно попытаться растормошить члена секты и побудить его вспомнить, кем он был до вступления в секту. В этот момент следует сместить его начальную точку отсчета и вернуть в систему координат, которая определяла его прежние представления о реальности. Зафиксировав его в этой системе отсчета, где не было ни «личности сектанта», ни психологического контроля, можно добиться того, что человек начнет вспоминать, о чем он думал и что ощущал на каждом из этапов процесса вербовки. Он сможет вспомнить о возникавших у него в тот момент сомнениях и вопросах, которые он подавлял, находясь в секте. Внимательное наблюдение за членом секты, который попал в досектантскую систему отсчета, позволит консультанту понять, в каких словах, чувствах или аргументах нуждается этот человек, чтобы выйти из секты. Одному достаточно показать, как лидер его секты превратно и корыстно трактует Библию, а другому нужно продемонстрировать конкретные нестыковки и противоречия в доктрине.

Если до ухода в секту человек ощущал себя несчастным и больным, нужно отыскать положительные моменты в его прошлом, за которые можно уцепиться. Если их нет, их нужно придумать и озвучить. Для создания позитивных фантазий можно воспользоваться услугами воображения.

Далее нужно помочь члену секту выйти из плоскости черно-белой реальности «добра и зла», чтобы он смог увидеть цветную объемную и многогранную реальность. Он должен вспомнить, что мир неоднозначен и текуч. Если тебе не нравится мир, измени его, а если не можешь изменить, то измени свое отношение к миру.

Каждый человек в секте запрограммирован останавливать все «негативные» мысли о лидере, доктрине или организации. Процесс остановки мыслей запускается всякий раз, когда член секты считает, что кто-то ставит под сомнение общественную значимость его группы и групповой миссии, критикует группу или подвергает сомнению ее состоятельность. Этот процесс играет роль убежища, в котором можно отсидеться во время «нападения» врага. Но когда член секты не ощущает угрозы и не воспринимает другого человека как «врага», он не прибегает к процедуре остановки мыслей. Он точно знает, что его группа — не секта, поэтому с ним можно подробно обсуждать другие существующие секты, но он не станет это воспринимать как нападение на его лидера или группу. Поэтому лучше всего при взаимодействии с членом секты использовать метод непрямого информирования и косвенных намеков, чтобы он ничего не заподозрил и не скрылся в убежище. Во время такой отвлеченной беседы его можно познакомить с техниками и приемами воздействия на человеческое сознание и с технологией реформирования сознания в других сектах. Необходимо объяснить, что такое психологический контроль, и дать четкое определение деструктивной секты. Когда в его подсознание попадет эта информация, «истинная» личность получит систему отсчета, на которую сможет опереться для последующего анализа всего, что с ней произошло.

Нужно помочь члену секты представить счастливое будущее вне секты. Для этого нужно избавить его от всех навязанных ему в секте фобий. Вспомним, что его тщательно обрабатывали, внушая страх перед внешним миром.

Фобическая индоктринация обычно осуществляется на подсознательном уровне. «Сектантская» личность никогда не помышляет о выходе из секты: она счастлива, полна энтузиазма и невероятно послушна руководству. Но если попросить члена секты представить будущее, в котором он действительно почувствовал бы себя счастливым, «войти» в него и прочувствовать это состояние, его фобии начинают рассеиваться. Техники визуализации служат эффективным средством для избавления от фобических реакций. Так человек выходит их туннеля секты в свободный мир без границ. Его нужно подтолкнуть к тому, чтобы он эмоционально ощутил свою принадлежность к этому миру.

Долгие годы с научной точки зрения нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть факт психологического контроля. Никто не мог сформулировать четкие научные критерии, позволяющие определить, «запрограммирован» человек или нет, поэтому все оценки были субъективными. Сейчас уже выявлены конкретные дисфункции, связанные с психологическим программированием. Ученые регистрируют характерные изменения в спектре электромагнитного излучения мозга, которые возникают в результате блокировки тех или иных участков или центров мозга под воздействием психологического контроля. При диагностике состояния людей, страдающих раздвоением личности, можно наглядно увидеть результаты введения психической программы в мозг человека. Для каждой из «личностей» характерен свой спектр электромагнитного излучения мозга. Если человек «играет роль», пусть даже он виртуозный мастер, спектр не меняется.

Глава 28

Наши рекомендации